Онлайн-конференция

Вопрос от 17.03.2016 12:24:33

В Европе нет законодательного ограничения и требования, чтобы продажа алкоголя была специализированной. За исключением, наверно, Швеции, где сухой закон. Там государство регулирует процесс, это отдельные магазины, отделы со своим входом. А так традиционно в Европе, особенно к праздникам, как только заходишь в магазин, сразу полочки и потянулись. У нас раньше были отдельные вино-водочные магазины. Скажите, пожалуйста, как сегодня магазину, у которого есть лицензия и построен он давно, в рамках этого метража выстроить отдельный отдел. Зачастую это невозможно. Мы эту тему обсуждали неоднократно. У нас есть межотраслевая комиссия при Совете министров, которая рассмтривает вопросы по алкоголю. Тема всегда дискуссионная. И если уж начинать вводить специализированные отделы, начинать это нужно с момента строительства объекта. Нельзя вводить нормы задним числом для построенных объектов. 

Сегодня у нас очень много ограничительных мер в законе по обороту алкоголя. Что дают, например, меры ограничения времени продажи. С одной стороны это хорошо, с другой стороны, начинают процветать бабушка, таксист, растет спрос на нелегальное, непонятно откуда привезенное спиртное. Еще из ограничений у нас - нельзя привлекать внимание к алкоголю. Если на  молочном продукте можно перечеркнуть цену и показать ее снижение, то для алкоголя это запрещено. Даже если цена реальна снижена, то никак нельзя об этом информировать потребителя. Конечно хотелось, чтобы эти отделы были специализированные, но у нас часто в магазинах два сквозных входа. С какой стороны не зайди, с какой стороны не поставь этот отдел - он будет тебя приветствовать. Министерство рекомендует, чтобы товар стоял в специализированном отделе,но законодательного запрета для другой выкладки нет. Законодательный запрет есть по стимулированию - нельзя привлекать внимание к снижению цены, ограничение  на рекламу: можно только в местах продаж. 

Давайте не будем бросать громкие фразы про роль минторга в спаивании населения. Минторг является регулятором торгового процесса. Алкоголь это не запрещенный товар, и если этот товар существует, то существует и технология его продажи.

Ведущая: - Я часто вижу в крупных магазинах такие островки и красные цены на алкоголь, если видишь нарушение, как поступать?

Ирина Наркевич: - Значит, магазин нарушил закон. Я уже говорила, можно просить книгу замечаний и предложений или позвонить на горячую линия торговой инспекции. Они, кстати, меры принимают. Сейчас не так много магазинов, которые себе позволяют выставить красную цену на алкоголь. В законе о торговле (Закон "О государственном регулировании торговли и общественного питания"), который вступил в силу 22 июля прошлого года, есть норма, которая говорит, что за алкоголь объект торговли должен рассчитаться в 45-дневный срок. Даже если товар не продан, рассчитаться должен. (Изготовители предлагали этот срок установить в 30 дней, и определенное время так и было.) Желание продать в ограниченные сроки, необходимость рассчитаться с поставщиками подстегивает некоторые объекты торговли рисковать и нарушать закон. Но все это строго контролируется, в том числе и законом о рекламе, который запрещает рекламу алкоголя - штраф от 50 до 100 базовых величин. Конечно, это большие риски для магазинов.