Онлайн-конференция

Вопрос от 16.03.2016 17:16:37

Я думаю, что здесь есть какая-то хитрость со стороны того, кто долго ремонтирует. Это новация прошлого года, мы анализировали ситуацию. Вообще есть план по стимулированию безналичных расчетов в стране. Самую активную позицию здесь занимает, разумеется, Национальный банк, но и все государственные органы, министерства и ведомства в этом участвуют. Конечно, самое активное участие со стороны Министерства торговли, потому что минторг регулирует несколько сфер, которые контактируют с потребителем. Это торговая сфера, сфера общественного питания, бытового обслуживания, где необходимы терминалы. Техника, конечно ломается. И когда были нарекания со стороны субъектов бизнеса по поводу установки и обслуживания терминалов, мы предложили, чтобы Национальный банк как регулятор банковской сферы (а банки, как правило, дают терминальное оборудование и заключают договоры) регламентировал эту деятельность. И такой регламент появился. Если подана заявка на установку терминала, то в течение 10 дней вам должны его поставить. Если терминал сдан в ремонт, то в течение 5 дней его должны отремонтировать. Если аппарат сдан в ремонт и необходим подменный фонд, то в течение 3 дней должны этот подменный фонд предоставить. 

С января введена ответственность за неработающий терминал. Министерство по налогам и сборам это должно жестко контролировать. Но так как это новация, сейчас пока идет адаптационный период и есть некоторые послабления. Что делать потребителю в такой ситуации, и вообще как должно быть по закону? По закону человек пришел, и его должны рассчитать. Когда этого не происходит, магазин либо предприятие общественного питания, к сожалению, клиента теряют. Сегодня есть места, где не нужен терминал. Например, рынки. Пока нет законодательного обязательства устанавливать терминалы в сельской местности, в предприятиях Белкоопсоюза, где один продавец. Но вообще-то инфраструктура развивается. Она у нас на уровне Европы одна из самых передовых. Насколько я знаю, мы даже обошли Германию. И задача поставлена - инфраструктуру развивать и стимулировать, процент безналичных расчетов увеличивать. Важно, чтобы  интерес расплачиваться карточкой был не только у потребителя, но это было выгодно и объекту торговли, общественного питания, банку. 

Например, продавцу могут увеличить премию или зарплату, если он будет стимулировать оплату безналичным расчетом. Также можно ввести различного рода стимулирования для потребителя. Например, при оплате карточкой, он может приобрести какой-либо акционный товар. Если терминал не работает, а наличных денег у покупателя нет, то он будет вынужден идти в другое торговое место. Если же к такому продавцу нагрянет налоговый инспектор, он не будет разбираться в ремонте терминал или нет. Если документального подтверждения поломки и ремонта не будет, то такого продавца будут ждать штрафные санкции.

Ведущая: - Потребитель имеет право потребовать документ, подтверждающий, что терминал находится в ремонте?

Ирина Наркевич: - Потребитель имеет право воспользоваться книгой замечаний и предложений. Продавец обязан предоставить ее по первому требованию. Всегда нужно помнить о том, что нет необходимости тратить нервы и время на споры с продавцом. Если вы считаете, что с вами несправедливо обошлись, то всегда можете изложить свои претензии в письменном виде. Эта книга на жестком контроле у проверяющих органов. Ситуация анализируется, и в течение 15 дней должен последовать ответ на жалобу.