Онлайн-конференция

Вопрос от 04.01.2016 11:04:55

Сразу хочется спросить - а зачем? Что это нам даст? На самом деле это очень серьезный вопрос. По этому поводу было много дискуссий на уровне межцерковных связей. Календарный вопрос был поставлен как один из вопросов для обсуждения даже на Всеправославном соборе. Я вспоминаю одного из ведущих профессоров Московской духовной академии Алексея Ивановича Георгиевского, который входил в состав комиссии по календарному вопросу. Мы, будучи студентами, спрашивали его, как решается этот вопрос, что будет. Он отвечал, что, конечно, есть предложения, пожелания, поскольку некоторые церкви, такие как Константинопольская (давайте я скажу, кто не перешел), Русская православная церковь, в состав которой входит и Украина, и Беларусь, другие церкви ближнего зарубежья, Сербская и Грузинская церковь не перешли на григорианский календарь. Остальные перешли, и у них другие условия жизни. Хотя Пасху мы все празднуем вместе. Это единственный праздник, который празднуем вместе, за исключением Финской церкви. Алексей Иванович говорит, мы понимаем, что сегодня юлианский календарь имеет недостатки, но и григорианский тоже несовершенен, и при переходе с календаря на календарь мы все равно столкнемся с проблемами. У него есть предложение - давайте дождемся, когда будет новый, совершенный календарь, в котором не будет недостатков, тогда и будем ставить вопрос о переходе на этот календарь. 

Сегодня для Русской церкви это не самый принципиальный вопрос с одной стороны. С другой стороны все богослужение и весь богослужебный цикл, все книги завязаны на него в течение многих столетий, это нам удобно. Если мы перейдем на григорианский, то сами себе создадим столько ненужных проблем, которые придется решать. Кроме того, если мы перейдем на новый стиль, то в Русской церкви, я уверен на 100 процентов, будет раскол. Эту идею большинство людей не поддержит. Сразу встает вопрос - нужно ли нам это, ради чего? Поэтому данный вопрос мы даже не будем ставить. Нам это не надо.