Онлайн-конференция

Новый вопрос 18.03.2008 14:00:00

Есть ли у такого занятого и публичного человека время на личную жизнь?
Алена Д., Минск

- Стараюсь как-то находить... Но это сложно. За год - порядка 115 концертов. Плюс 10 фестивалей, которые я организовываю и являюсь лично художественным руководителем, режиссером и дирижером. В каждом фестивале по 3-4 программы. Кроме того, оркестр каждый год готовит 27 программ. Все это умножьте на рабочие дни, и вы поймете, что времени на другое катастрофически не хватает.

Завели ли Вы свою страничку на сайте одноклассников, нынче это модно?
Алекс, Минск

- Я этим не занимаюсь. Я вообще не владею искусством пользования компьютером и Интернетом. Я живу немножко по-старому. Хотя дома у меня есть компьютер, друзья подключили к Интернету, но я еще ни разу не нажал ни одной кнопки. Возможно, придется научиться.

С кем Вы ездите в отпуск?
Наташа, Минск

- Только один и только в Беларуси. Ездил в санаторий "Сосны" 27 лет подряд, последние 2 года езжу в Гродненскую область в санаторий Национального банка.

Есть ли у Вас ученики? И можно ли попасть к Вам в ученики?
Григорий, Гродно

- Я преподаю в Академии музыки, но сказать, что у меня много учеников, я бы постеснялся. У меня есть ученики по тому направлению, которое я веду в консерватории, но учеников-дирижеров у меня нет. И это не потому, что я не хочу. Когда я хотел стать дирижером, у меня было примерно 25 конкурентов. Сегодня этой профессией мало кто хочет заниматься. Это не легкий хлеб. Мне пришлось отказаться и от семьи, и от всего.

У Вас много поклонниц, а Вы кажетесь таким неприступным. Как Вы отвечаете на любовные послания-признания?
Л.П., Не указано

- Я люблю поклонниц. Мне очень нравятся красивые женщины, и я не стесняюсь об этом говорить.

Добрый день! Скажите пожалуйста, есть ли у Вас девиз, с которым Вы идете по жизни?
Яков, Минск

- Девиз только один у меня: в первую очередь - это качество профессиональной деятельности, т.е., в первую очередь, – это отношение к своему творчеству. Для меня творчество, моя работа – это моя жизнь, это все для меня, больше в жизни у меня ничего и нет. И второе – это любовь к своей Родине, любовь к своей стране, любовь к родной Беларуси, потому что я – патриот своей страны.

SPASBO ZA TO CHTO VY DELAETE.KOGDA S GASTROLYAMI V BOBRUISK?
DMITRIY, BOBRUISK

- Спасибо Вам. А по поводу гастролей - это вопрос не ко мне. Я выступал в Бобруйске неоднократно. Это Могилевская область, у них есть своя филармония, и они являются основными заказчиками. Это вопрос к Могилевской филармонии.

Говорят, талантливый человек талантлив во многом. В чем еще проявляются Ваши таланты?
Катерина, Минск

- Если Вы определи, что я талантливый человек, значит Вам и определять, в чем именно я талантлив.

ВЫ бы согласились быть в жюри на конкурсе кросоты?
Без подписи, Не указано

- Меня туда никогда не приглашали. Очевидно, я не подхожу для жюри этого конкурса. Там есть свои специалисты.

Уважаемый Михаил Яковлевич, Вы дирижируете целым оркестром, а если у Вас любимые инструменты, как для личной игры, так и для прослушивания?
Николай, Марьина Горка

- Оркестр - это комплекс различных инструментов. В оркестре есть струнные инструменты, духовые, которые делятся на деревянные, медные, есть ударные инструменты с определенной высотой, без определенной высоты, есть щипковые инструменты. Вот когда есть весь этот комплект в определенном количестве, который отработан веками, вот отсюда и получается слово оркестр. То, что касается моих личных пристрастий, то я люблю все инструменты, они все для меня дороги, потому что без любого одного исполнителя оркестра уже нет. Я всегда это четко понимаю, всю свою творческую жизнь, поэтому каждый инструмент и, конечно же, каждый артист, который играет в оркестре, для меня очень дорог и важен. Что касается меня, то в музыкальной школе начинал учиться на скрипке, затем, будучи воспитанником военного оркестра, мне приходилось играть буквально на всех инструментах, поэтому все эти инструменты оркестра знаю не понаслышке. Я умею играть на всех деревянных, я умею играть на всех медных, я умею играть на струнных инструментах, на гитаре, на басгитаре. Я не могу сказать, что я высококлассный исполнитель, но я умею владеть этими инструментами. Я знаю историю возникновения, конструкцию инструмента. Я много лет преподавал в консерватории предмет "Инструментоведение". Мой инструмент, на котором я заканчивал консерваторию, оказался тромбон. А в аспирантуре я учился как дирижер.

Что Вам больше нравится, концерт или фестиваль?
Анжела, Минск

- Дословно фестиваль - это большой праздник. К сожалению, это понятие в настоящее время сузилось. Чтобы сегодня организовать праздник, зачастую не хватает профессиональной режиссуры. Часто в рамках фестиваля получаются как бы отдельные концерты. Что мне больше нравится? Для меня не имеет значения, фестиваль это или концерт. Все равно здесь идет концертное исполнение, а это всегда очень ответственно и серьезно, всегда надо помнить, что мы работает для зрителей, для слушателей.

Должен ли талантливый музыкант быть еще и активным общественным деятелем. Глядя на Вас, можно только удивляться, как Вы успеваете: и сенатор, и преподаватель, участник и организатор акций и фестивалей?
Сергей Петрович, Минск

- Что касается моей сенаторской работы, то эта работа очень серьезная, но она нисколько не мешает моей основной деятельности, а только дополняет ее. Я очень ответсвенно стараюсь работать в своей комиссии в Совете Республики. Да, я являюсь профессором Академии музыки, я имею диплом ВАКа об этом звании. Я работаю в академии только один раз в неделю по 2,5-3 часа. Что касается моей основной деятельности, то мне на нее вполне хватает времени. Моя работа - это моя жизнь.

Что необходимо для того, чтобы стать звездой - работать в вашем оркестре?
Свелана, Брест

- Вы знаете, сегодня на этот вопрос мне ответить настолько просто и сложно, что вы даже не представляете. Первое, что касается нашего оркестра, да, это привлекательно, очень ответственно, для этого исполнитель должен быть высокопрофессионален. Это действительно так. То, что касается слова "звезда"... Сегодня можно называть себя как хочешь: звезда, поп-звезда, суперзвезда, мега-звезда. А как же получить почетное звание? Надо пройти очень много инстанций и т.д., и т.д. Я думаю, чтобы стать звездой, надо очень много работать. И стараться получить профильное образование, настоящее образование, современное образование. И надо стараться так, чтобы ты был выше всех своих современников, чтобы ты внес что-то новое в искусство. А не брать и переписывать то, что делали до тебя. Для меня звезда – это еще и ТОТ артист, певец, коллектив, на которого покупают билеты. На наши концерты все билеты проданы. Тому есть подтверждение. Вот только мы провели джазовый фестиваль, четыре концерта в клубе им. Дзержинского в Минске; через месяц мы проводим новый фестиваль "Шлягер на все времена". Ни одного билета в кассах нет. Вот этим я очень горжусь. Это результат нашей работы.

Есть ли в Вашей жизни что-то кроме карьеры?
Геннадий, Минск

- Я карьерой не занимаюсь. Я просто работаю и все. Я каждый день в семь утра уже на работе. И работаю в офисе поле репетиции до 17.00 часов. А потом у меня заканчивается работа в 22.00 часа. Это каждый день. Всю мою жизнь. Карьерой я никогда не занимался. Я работаю на одной должности всю жизнь - дирижер. Вот и вся моя карьера.

Вы и ваш оркестр участвуете в акции "Мы - беларусы". Кто автор идеи ее проведение и почему в ней участвуете?
Сергей Леонидович, Минск

- Я участвую в этой акции, потому что я поддерживаю свою страну, потому что я поддерживаю свой народ. Потому что я уважаю Президента, я благодарен главе государства за все то, что он делает у нас в стране, за все то, что он делает для искусства белорусского, в частности, музыкального искусства. На концертах, которые проходят в рамках акции, весь зал поддерживает наши выступления и говорит вместе с нами: "Мы - беларусы!". Мы, действительно, самая красивая страна и по природным данным, и по взаимоотношения с людьми. Мы живем без горячих точек, мы имеем много достижений и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в культуре, и в социальной сфере. Мы живем в прекрасной стране. И я горжусь, что живу в Беларуси.

Мой ребенок совсем не хочет играть на пианино, хотя талант у него есть и я считаю, что музыка развивает человека. Пусть он от Вас услышит, что музыкой заниматься надо. Спасибо.
Надежда, Минск

- Занимайся, ребенок, музыкой, занимайся.

Где бы Вы хотели провести старость? В каком месте на планете?
Евдокия, Брест

- Пока я чувствую себя нормально и работаю в день по 11-12 часов. Старым себя не считаю. О том, где хотел бы провести старость, не задумывался. Где придется – там и придется.

Можно узнать, кто Вы по гороскопу? И составляли ли Вы себе профессиональный гороскоп когда-либо?
Наталья, Могилев

- На гороскопы внимания не обращаю. По знаку зодиака я - Рыба.

Ранее ни одна музыкальная программа Российского телевидения не обходилась без вашего участия. Сегодня ситуация изменилась. Вас там почти не видно - перестали платить за участие или не требуется живой оркестр? Кстати, на съемках вы играли вживую или звучала фонограмма?
Антон, Москва

- Я никогда в жизни не работал под фонограмму. Никогда. Фонограмма для меня - это самое ругательное слово. Наш оркестр всегда работает живьем. Мы имели очень много приглашений в Москву. В Москве я записал 38 программ на телевидении. Среди них - программы Киркорова, Пахмутовой, Зацепина, Антонова, Саульского, Долиной, Дунаевского, программа памяти Анны Герман. Займет много времени все перечислять… Я очень горжусь тем, что одну из звезд возле концертного зала "Россия" заложили и мне. Это было сделано по предложению российских звезд, самых больших звезд. Они обратились с такой просьбой в правительство России, которое поддержало ее, меня поддержал наш Президент, и мне заложили звезду. И я этим очень горжусь. Но хотел бы сказать, почему сегодня мы реже принимаем участие в концертах в Москве. В Москве произошло, на мой взгляд, настоящее ЧП. Зала "Россия" больше нет в наличии. А это был самый лучший концертный зал, где проходили живые концерты. Мы еще работаем в Кремлевском дворце съездов. Но там за год бывает два концерта, не более, потому что мало стало исполнителей среднего возраста, я уже не говорю про исполнителей возраста 20-30 лет, которые поют живьем. А как по-другому можно петь? Поэтому, действительно, немножко меньше сейчас в Москве работаем. Есть и другие причины. Недавно я вынужден был отказаться от участия в программе "Угадай мелодию", потому что схема этой программы была такая: каждую неделю в четверг выезжать в Москву, в пятницу там работать, а в субботу возвращаться. Поэтому мы сейчас немножко меньше выезжаем. Зато мы стали больше работать в нашей дорогой Беларуси. Вы, наверное, этого не знаете, а я хочу вам напомнить, что мы первые в нашей стране начали работать с малыми городами. Фестивалей в малых городах мы провели 76. Это Заславль, где мы провели уже 9 фестивалей, в Несвиже - 13. Это город Мир, где будет уже седьмой фестиваль, в Мстиславле - восьмой, в Турове - пятый. Это Чечерск, куда мы уезжаем 21 марта. И мы очень долго готовимся к этим фестивалям. Я очень благодарен, что нас поддерживает руководство областей и районов. Мы работаем для наших людей с большой радостью, и это находит отклик в их сердцах.

Добрый день! Какие направления деятельности оркестра Вы считаете основными?
Лина, Минск

- Первое направление нашей деятельности - поиск новых талантов. И мы с ним справляемся. Многих известных солистов нашел именно наш коллектив. Некоторые из них решили работать самостоятельно - мы им пожелали удачи, самого доброго, но начинали они у нас. Второе направление деятельности - популяризация национальной музыки. Я создал программы по мотивам произведений белорусских классиков, наших современников - программы по произведениям М.Богдановича, Я.Купалы, Я.Коласа, А.Кулешова, В.Короткевича, А.Мицкевича. Таких программ - 26. И подобных им не было в наличии. Я очень горжусь тем, что я их создал. А за результаты этой работы я получил Государственную премию Республики Беларусь. За последние годы мы провели акции-концерты более 30 белорусских композиторов: Е.Глебова, Н.Чуркина, музыка которого 47 не исполнялось до нас, А.Богатырева, Н.Аладова, Д.Смольского и других. А сейчас мы готовим концерт Генриха Вагнера. Вот это показатель, который говорит сам за себя. Третье направление нашей деятельности - создание новых фестивалей. 76 фестивалей мы отработали за последние 13 лет. Добавим сюда Фестиваль белорусской поэзии и песни, который является визитной карточкой нашей страны, не говоря уже о фестивале "Славянский базар", в котором мы принимаем участие. Нам есть, чем гордиться. Но есть и то, над чем нужно дальше работать.

Как Вы поступаете с людьми, которые Вам мешают работать? Вы дипломатичный человек?
Андрей, Минск

- Вы знаете, я человек прямой. Если мне мешают работать, я с этими людьми просто не работаю.

Михаил Яковлевич, Вы первым из белорусских артистов принимали участие в "Евровидении" - тогда еще с живой музыкой и действительно яркими звездами. Теперь его принято называть "конкурсом для домохозяек". По-вашему, насколько это справедливо? Не уступило ли "Евровидение" своих позиций и престижа другим ныне существующим конкурсам? Что, по-вашему, дает участие в нем белорусским артистам и белорусской музыке вообще? На кого из нынешних участников лично вы поставили бы? Спасибо :)
Виктория, газеты "Звязда" , Минск

- Действительно, в 95-м году (тогда фестиваль "Евровидение" проходил под живой оркестр) я был дирижером от России, я был дирижером у Филиппа Киркорова, и сопровождала нас Алла Пугачева. Тогда я и познакомился с этими замечательными людьми, и они стали моими друзьями. Я очень многому научился у Аллы Борисовны, и учусь по сей день. Это умнейший человек. Я хочу сказать, что этот конкурс непредсказуемый. Невозможно предугадать, какие будут критерии оценки. Каждый год они меняются. Это очень сложно. Когда мы приехали в 95-м году в Дублин, Алла Борисовна говорит: "Давайте мы сядем на репетиции, послушаем всех исполнителей и поставим свои оценки". Мы ни одной оценки не угадали. И не потому, что мы ни в чем не разбираемся, а потому что там подходы в оценках совсем иные. Я бы очень хотел, чтобы победила наша страна. Я очень рад, что наша страна пошла по пути "Евровидения". Но считаю, что у нас очень мало исполнителей, которые готовы участвовать в этом конкурсе. Я многие годы являюсь председателем жюри отборочного этапа этого конкурса. И меня удивляет, что некоторые, только научившись делать первые шаги, не участвуя здесь ни в каких конкурсах, сразу мечтают попасть на "Евровидение". Они забывают, что мы не представляем себя. А мы представляем на "Евровидении", во-первых, песню, и, во-вторых, мы представляем страну. Страну, которая имеет очень красивое название, - Беларусь. Это большая ответственность. Тот, кто участвует в конкурсе, должен помнить, что конкурс - это очень серьезно. Как-то Аллу Борисовну спросили, что самое тяжелое в ее работе. Она, не задумываясь ни на секунду, сказала: "Ответственность". Это то, что люди не понимают. Ответственность - это самое трудное. Всем конкурсантам хочу пожелать успеха! И надеюсь, что большая группа единомышленников, которая работает с белорусскими участниками конкурса, будет идти каждый год вперед.

Что нужно для того, чтобы простой цирковой оркестр превратить в Государственный концертный оркестр?
Димон, Могилев

- Что касается слов "простой цирковой", этот молодой человек не знает, что когда я работал в цирке, в Беларуси не было ни одного эстрадного оркестра. Мы были единственными, кто исполнял музыку белорусских композиторов, джазовую классику, работая в цирковом оркестре. И в то время на фирме "Мелодия" было выпущено 6 наших пластинок. В месяц мы отрабатывали 50-60 цирковых представлений, а тогда не было фонограмм. Это сейчас в цирк приходишь – и звучит один марш, остальное все - фонограмма. Мы работали со всеми звездами мирового цирка: с Юрием Никулиным, Олегом Поповым, Игорем Кио, с Волжанским, с Запашным. Мне посчастливилось в Милане аккомпанировать конкурсу цирковых артистов мирового класса. Я работал в оркестре не по-цирковому, я работал по-концертному. Это был оркестр с большой струнной группой, современной ритм-группой, с очень серьезной духовой группой, признанной лучшей в Европе. При этом, молодой человек, ваш покорный слуга имел еще очень серьезное образование. Он, работая в цирке, имел за плечами московскую аспирантуру.

Михаил Яковлевич, по роду своей деятельности Вы, несомненно, часто бываете за границей. Назовите свои любимые города и места, где любите гулять? Спасибо!
Алекс, Минск

- Больше всего я люблю быть в Беларуси. И говорю это искренне и честно. Мне даже в Москву не хочется ехать. Мне нравится спокойно пройти по Минску и о чем-то помечтать. Что касается заграницы, то там я могу быть 2-3 дня. Когда приходится бывать дольше, я очень тороплюсь домой.

Ваши любимые авторы-джазмены?
Юрий, Гродно

- Есть, безусловно, музыка классическая. У нас под классической часто понимают академическую музыку. Классическая, в дословном переводе, -образцовая. В джазе тоже есть такая музыка. Искусству джаза чуть более ста лет. И, конечно, за эти годы появились стандарты, которые стали классическими. Наш оркестр в этом году в 19-й раз провел джазовый фестиваль. Мы ведем цикл программ "Музыка лучших оркестров мира". За эти годы мы сыграли музыку Гленна Миллера, Дюка Эллингтона, Тэда Джонса, Боба Минцера, Роба Макконела, Стэна Кэнтона и т.д. Авторов очень много, мы сделали 16-17 программ. Те, кого я назвал, - не просто люди, умеющие играть джаз. Они – высокопрофессиональные композиторы, знающие искусство оркестра, чувствующие каждого исполнителя в нем. Играя их партитуры, добиваешься определенного успеха, но надо владеть искусством джаза, а не просто быть рядом с джазом. Надо серьезно знать эту профессию. Вечером, если я дома один, я люблю послушать хороший симфонический оркестр мирового класса. (Ведущий: А в по вечерам дома что любите слушать?) Люблю слушать десять симфоний Малера, люблю Глазунова, некоторые симфонии Чайковского, концерты для фортепиано Моцарта (сегодня ночью слушал Двадцатый).

Каким моментом в концерте Вы, действительно, наслаждаетесь?
Татьяна, Брест

- На каждый концерт я себе и всем музыкантам ставлю определенную задачу. Безусловно, в каждом концерте есть своя драматургия – пролог, эпилог, кульминация. Если намеченная мною драматургия осуществлена, я считаю, что справился с концертом. Я наслаждаюсь тем, что поставленные задачи выполнены моими подчиненными профессионально. К сожалению, сегодня многие концерты идут непрофессионально, начиная от включения и выключения света в зале и заканчивая выходом конферансье. Наработанный веками регламент должен быть точно исполнен. Все должно быть высокопрофессионально.

Если Вам не понравится концертный зал, Вы можете отказаться от концерта? Из-за чего Вы можете отказаться от выступления? Насколько строго Вы подходите к выбору места?
Константин М., Гомель

- Никогда и нигде я не отказывался от выступлений. В прошлом году мы с коллективом побывали в 51-ом агрогородке. Нельзя сказать, что в каждом агрогородке есть хороший зал для выступлений. Ни один концерт я не отменил, потому что меня ждали зрители. Я всегда говорю своим артистам: "Мы работаем для зрителя". Этому меня научили когда-то старшие музыканты, с которыми я работал. С тех пор это стало и моим принципом.

Вы верующий человек? Как Вы спасаетесь духовно, когда Вам трудно в жизни?
Екатерина, Гродно

- Я, честно сказать, человек неверующий абсолютно, но с уважением отношусь ко всем религиям.

Что Вы думаете про нашего кандидата на "Евровидение" про Руслана Алехно? Какой Ваш прогноз? Вы следите за этим конкурсом?
Максим, Минск

- Никаких прогнозов я делать не могу, потому что, повторяю, этот конкурс непредсказуем. Я не знаю, какие могут быть критерии оценки в этом году. Я только могу, как человек, который родился и живет в Беларуси, могу пожелать только одного: чтобы он прославил Беларусь. Больше ничего не могу сказать.