Онлайн-конференция

Новый вопрос 12.06.2008 11:00:00

Владимир Иванович, какова судьба довоенной коллекции? Как продвигаются ее поиски?
Иван А., Минск

- К сожалению, судьба довоенной коллекции не очень хороша, потому что она не была закаталогизирована (картинная галерея в Минске была открыта в 1939 году). Где-то порядка одной трети вернулось после войны, а две трети было вывезено немецко-фашистскими захватчиками и судьба их неизвестна. Что касается вопроса реституции, создана комиссия республиканская, участвуют в ней представители различных министерств и ведомств, в частности, МИДа, Министерства культуры, в том числе и наши сотрудники, но пока успехов нет. Как, кстати, и по другим шедеврам нашим национальным белорусским, я имею в виду прежде всего крест Евфросиньи Полоцкой. Но надеюсь, что результат будет.

Привезти выставку дорого? Страховка? Прокат?
Евгений, Гродно

- Совершенно верно. Самая главная проблема для всех музеев - страховка, перевозка, т.к. для этого необходимы большие финансовые средства. Нас ежегодно поддерживает Министерство культуры. Но мы не надеемся только на республиканский бюджет, ищем спонсоров и очень благодарны тем организациям и физическим лицам, которые нам помогают. Например, Республиканское учреждение "Белгосстрах", страхующее нас по льготным ставкам, что очень приятно. Мы очень благодарны Национальному банку Беларуси и другим организациям, помогающим нам. Также благодарность нашему генеральному партнеру "Бритиш Американ Табако", который в течение 10 лет помогает нам финансово.

Владимир Иванович, вот узнал, что вы еще и художник. Где выставляетесь? Я б на Вашем месте будучи директором все завесил своими произведениями.
Антон, Минск

- Во-первых, я хочу сказать, что у меня очень мало времени как у художника на работу. Я работаю в выходные и праздничные дни в мастерской. Что касается моих произведений, то они были представлены на многих выставках, в том числе в Китае. В фондах Национального художественного музея их нет. 8 августа у меня будет юбилей, в этот планирую сделать свою персональную выставку. Так сложились восьмерки. У меня будет выставка из 8-ми работ, созданных за последние 8 лет. На эту выставку будет приглашено 88 человек. Выставка продлится 8 дней, 8 часов, 8 минут и 8 секунд.

Владимир Иванович, а что такого этотаково из выставок ждать в новом году. Какие заграничные шедевры?
Марина, Минск

- У нас следующий год – юбилейный, нашему музею исполняется 70 лет. Мы готовимся к этой знаменательной дате, также готовим и выставочный план. Что касается выставок, которые будут проходить в 2009 году, мы будем экспонировать свои фондовые коллекции, а также уже сегодня у нас в планах несколько выставок от наших соседей ближайших, в частности, из России. В следующем году планируется "Год культуры Российской Федерации в Республике Беларусь", буквально вчера я связывался с представителем Министерства культуры России, где-то в октябре-ноябре у нас планируется выставка из региональных российских музеев – это первое, второе – в апреле, во всяком случае, в первой половине года – "Дни Санкт-Петербурга". У нас очень плодотворные отношения с Эрмитажем и мы договорились с Пиотровским, что также будет небольшая выставка из Государственного Эрмитажа. Мы уже провели переговоры с директором Третьяковской Галереи Родионовым и нашими коллегами, планируем выставку "Крестьянский мир в творчестве русских художников 18, 19, начала 20 веков". Не исключена возможность, что у нас будут еще выставки из некоторых музеев. Я имею в виду наших соседей – Литву и Украину. Как вы знаете, сейчас у нас совместный российско-украинско-белорусский проект: "Православная икона – Россия, Украина, Беларусь". Так что с нашими коллегами из Росии и Украины мы очень активно сотрудничаем. Планируются новые совместные проекты, вплотную этим займемся, когда проведем выставку Православной иконы. Я хочу сказать, что к русской классике не ослабевает внимание наших посетителей. И очень приятно, что на выставки идут как люди старшего возраста, так и молодежь. Я считаю, что Национальный художественный музей – это музей номер 1, и мы стараемся, чтобы у нас проходили выставки самые значительные, самые высокохудожественные, самого высокого уровня. Сейчас у нас проходит выставка Нико Пиросмани, выставка "Русского пейзажа" из нашей коллекции.

А что есть в ваших фондах, что еще не знают беларусы. К моему стыду только недавно узнала что в Минске хранится Пикассо.
Анна, Витебск

- Действительно, в рамках акции "Ночь музеев" у нас открылась выставка "Керамика Пикассо". Эти произведения, 38 работ, были подарены Надей Леже, супругой великого художника, и выставка пользуется очень большим успехом. Поэтому мы потихоньку открываем свои фонды. 9 ноября у нас закончится выставка "Православная икона" (она откроется в Минске, после Киева, 29 сентября). И мы подготовили залы первого этажа в старом корпусе, где к концу этого года или в начале следующего будет размешена постоянная экспозиция наших классиков, белорусских художников. Это Витольд Белыницкий-Бируля, это Станислав Жуковский, это Иван Хруцкий. Кстати, Ивану Хруцкому, нашему знаменитому художнику, в 2010 году исполняется 200 лет. И мы даже планируем в рамках ЮНЕСКО эту дату отметить, монету выпустить с Национальным банком. Вы увидите (у нас сегодня, к сожалению, в экспозиции даже в новом корпусе небольшая часть представлена), вы увидите во всей полноте уникальные произведения наших знаменитых белорусских художников, которых, к сожалению, до сегодняшнего дня почему-то считают российскими. Они родились в Беларуси, правда, учились, жили и работали в России. Но это наши белорусские художники, и вот мы откроем три зала. Каждый зал будет персональный по каждому художнику, и вы увидите уникальность произведений наших белорусских художников, наших земляков.

Господин директор, вот Вы все привозите, а что сами мы можем показать Европе, той же России?
Людмила Борисовна, Брест

- Той же России и Украине (я говорил о нашем совместном белорусско-российско-украинском проекте "Православные иконы") мы дали 28 икон XVI-XVIII веков – уникальные произведения иконописи белорусской, которые отличаются от российской, от украинской. Более того, выставки наших икон проходили в Италии с большим успехом. Произведения из нашей коллекции востребованы в российских музеях, в том числе в той же Третьяковской галерее. У нас богатая коллекция русских художников, также хорошие работы у нас современных белорусских авторов. Хорошая школа, поэтому мы востребованы. Вот даже сейчас, буквально через неделю в Китайскую Народную Республику отправляется выставка наших современных белорусских художников в рамках Дней культуры Беларуси в КНР. Пять белорусских художников, 25 работ очень высокого уровня. И нам очень приятно, что наши современные белорусские художники тоже востребованы. Проходили выставки в рамках Дней культуры в Сирии и Египте, эти работы там были, сейчас отправляемся в Китай.

Здравствуйте, Владимир Иванович! Скажите, пожалуйста, как возникла идея о проведении конкурса на дизайн входного билета, поделитесь своими впечатлениями о его результатах. Не планируете ли проведение других подобных конкурсов?
Наталья, Минск

- Если считается, что театр начинается с вешалки, то, по моему мнению, музей начинается с билета. Посетитель, входящий в музей, должен иметь на руках уникальное произведение графики (назовем это так), которое должно остаться на память. И мы решили ежегодно проводить конкурс входного билета. И эта традиция будет продолжена. Это заставляет искать оригинальные решения входного билета, ну и потом - это история, это история развития того же Национального художественного музея. Представьте себе, что в 1939 году, когда начала работать Минская картинная галерея (правопреемник Национальный художественный музей), существовали бы такие билеты, то это была бы уже история, можно было издать целую книгу.

Владимир Иванович, есть ли у вас на примете знакомые богатые люди, которые поучаствовали в перекупке белорусских ценностей на аукционе? Отслеживаете ли вы подобные лоты?
Сергей, Минск

- Должен сказать, что, к сожалению, чаще всего богатые люди вкладывают в коттеджи, машины... Но, если такие люди, которые готовы поучаствовать в перекупке белорусских ценностей на аукционе, появятся после сегодняшней встречи, мы готовы сотрудничать. У нас есть пожелания на те произведения, которыми бы наш музей хотел пополнить свои фонды. В России, например, крупные российские меценаты, нефтегазовые компании могут помочь и Третьяковской галерее, и Русскому музею, и Эрмитажу. В связи с ограниченными денежными средствами участвовать в аукционах мы не можем. Хотя то, что на них происходит, мы отслеживаем. Вот наши коллеги из Несвижа, например. Сейчас активно реставрируется Несвижский замок, а на аукцион был выставлен гарнитур из Радзивилловской коллекции. Сейчас этот вопрос решается положительно, насколько я знаю, и гарнитур с аукциона будет куплен в коллекцию Несвижского дворцово-паркового ансамбля.

Я хочу подарить музею свою работу. Примите?
Иванов, Барановичи

- Просто так принять работу в музей мы не можем. У нас существует фондово-закупочная комиссия, которая оценивает художественные достоинства той или иной работы. Мы, конечно, благодарны нашим художникам, которые дарят нам свои работы, тем самым пополняются коллекции наши. И много желающих, которые хотели бы подарить нам свои работы, но мы проводим вот такую форму работы, рассматривается это коллегиально с участием сотрудников музея. Причем эта форма работы существует не только у нас, но и в других музеях. Пусть господин Иванов или товарищ Иванов привозит свою работу - и мы посмотрим.

Мирский замок филиал Нацмузея. Когда конец реставрации. Когда будут работать все залы?
Варвара, Минск

- У нас идет активная реставрация Мирского замка, это наш филиал. Планируется в этом году закончить восточный корпус, там будет размещена гостиница и ресторанная часть. К концу следующего года мы планируем закончить музефикацию северного корпуса и в целом всего Мирского замка, в этом году также и башни. Поэтому предстоит очень большая работа. Для этого государство выделяет большие деньги. И я думаю, что к концу 2009 года Мирский замок будет полностью открыт для посетителей.

У Вас наверное многие хотят выставиться. Но не все могут. Врагов много нажили. И вообще, как организовать выставку своих работ?
художник, Минск

- Да, это очень большая проблема, очень актуальная. Дело в том, что Национальный художественный музей не должен быть художественной галерей. Речь идет о выставках современных художников. У нас есть Музей современного искусства, художественные галереи, где художники должны выставляться. Я неоднократно это говорил и хотел бы напомнить, что наш музей работает по трем направлениям: выставляет свои фондовые коллекции, выставляет произведения искусств из других музеев, в том числе других стран, а также проводим выставки наших известных белорусских художников, в том числе народных, живущих и ушедших из жизни и т.д. Но музей не может позволить себе, он не резиновый, выставить произведения каждого желающего современного художника, к сожалению. Да собственно, это и не функция Национального художественного музея. Конечно, есть проблема с художниками. Все хотят. Престижно, безусловно, выставиться в Национальном художественном музее. Но... функция у нашего музея, как я уже сказал, совершенно другая.

Владимир Иванович, у Вас такая колоритная прическа... В волосах... Ваша магия?
Ирина, Минск

- Так сложилось, что я себе имиджмэйкер и стилист. И думаю, что этот образ, как человеку творческому, мне подходит. Магией я не владею. И никак уж не связываю ее с прической.

Уважаемый Владимир Иванович! Я проживаю в г.п. Мир. Многие из жителей посёлка рассчитывают, что с вводом замкового комплекса будут созданы рабочие места. Сам я по образованию - учитель истории и немецкого языка. Хорошо владею компьютером, имею опыт руководящей работы (8 лет работал директором средней школы). Где можно хотя бы примерно узнать о возможных вакансиях и куда обращаться с заявлением по поводу трудоустройства? Заранее благодарен за ответ!
Святослав, г.п. Мир

- Пожалуйста, обращайтесь. В замковом комплексе "Мир" сейчас работают наши сотрудники. Мы сейчас формируем как раз штат технических работников, которые будут обслуживать автоматическую систему управления Мирского замка. Очень там много электроники, техники, а также будем готовить и специалистов музейного дела, когда потребность такая будет. Я хочу сказать, что примерно в Мирском замке будет более 200 человек - начиная от директора и заканчивая садовником парка. Поэтому, безусловно, новые рабочие места будут создаваться. И хочу отметить, что Мирский замок будет не только памятник культуры, архитектуры, истории нашей национальной, объект ЮНЕСКО, но также это будет историческая ценность, которая позволит активно влиять на экономическое развитие данного региона. Мы предполагаем большой приток туристов для посещения не только из нашей страны, но и из-за рубежа, поэтому, безусловно, там будет развита вся инфраструктура по приему туристов. Поэтому Мирский замок - это не просто возрождение памятника архитектуры, истории и культуры, но это еще на перспективу очень сильный объект, который будет влиять на экономику региона.

Почему до сегодняшнего дня некоторые художественные коллекции разъеденены. Взять цельную радзивиловскую галерею. Часть портретов у ваших конкурентов в историческом музеи. А часть у вас.
Даня, Могилев

- Мы сейчас планируем, когда из нового здания уйдут к концу года произведения наших уроженцев - белорусских художников - Хруцкого, Белыницкого, Жуковского, сделать реэкспозицию радзивилловских портретов. У нас их 40. Мы хотим, чтобы это была именно цельная выставка радзивилловских портретов. Что касается вопроса, я считаю, что он правильный. И, думаю, надо как-то более тактично и внимательно музейщикам самим в этом деле сотрудничать, как это делают в других странах, а не быть на таком местечковом уровне, что вот это мое и я не отдам. И потом вопрос может возникнуть: вот сейчас отреставрируется Несвижский замок, правомерно ли туда отдавать радзивилловские портреты-оригиналы. Я сказал бы что нет. Почему? Потому что эти портреты прошли очень большую историю, они отреставрированы, они сейчас находятся у нас в экспозиции при уникальном климате и т.д. и т.д. Поэтому здесь надо подходить очень избирательно. А не так, что если что-то когда-то было наше - то вы нам отдайте. Так сложилась история, они не вывезены за границу, слава Богу, они находятся на территории Беларуси, поэтому можно делать те же хорошие копии, но оригинальные портреты должны быть в одном месте, в том же Национальном художественном музее. Во-первых, их спасало старшее поколение нашего музея со времен Елены Васильевны Аладовой, и просто сегодня раздать коллекцию Национального художественного музея по всей республике нельзя. В музее №1 должны быть собраны и экспонироваться уникальные произведения. Мы можем делать какие-то выставки передвижные в рамках тех технических условий, которые позволяют это делать. Сегодня тот же Полоцк может потребовать: отдайте нам нашего Хруцкого - он там родился, он наш земляк. Но эту коллекцию собирала та же Аладова, что значит отдать Хруцкого? На месяц, на два выставить - мы можем позволить, если позволяют технические условия, климат, потому что это очень дорогие произведения и смена климата влияет, как на человека. Картинам, как и человеку, им свойственно болеть. Это уникальные произведения, это наше национальное достояние и к нему нужно относиться очень бережно.

Вопросы реституции актуальны в современной Беларуси. А на что музей может претендовать?
И.И., Минск

- Вопрос о реституции касается произведений, которые были вывезены насильно. Это относится к довоенной коллекции. К сожалению, в то время, в 1939 году, не было сделано каталогов изображений произведений, и сегодня на аукционах нам будет очень сложно доказать, что они - наши. Предвидя вопрос о возвращении Слуцких поясов, которые сейчас выставлены в музее, могу сказать, что вопрос решаем. Слуцкие пояса - это наше национальное достояние, но так случилось, что на нашей территории их осталось очень мало. Я считаю, что надо вести переговоры с Россией по части обмена Слуцких поясов (может быть, в количестве десяти) на другое произведение из коллекции нашего музея или других музеев, которое их заинтересует. Например, картину Шишкина. Но опять-таки должна быть создана межведомственная комиссия, которая работала бы с обеих сторон. Такие переговоры можно вести и договариваться. Так что все решаемо, нужна только добрая воля и желание сторон. Слуцкие пояса очень украсили бы коллекции Несвижского, Мирского замков, коллекцию Музея истории культуры. Поэтому нам надо использовать все возможности, договариваться с нашими российскими коллегами и работать в этом направлении.

Нужны ли вам посредники с галерейщиками мира? Как договариваетесь насчет выставок?
Валерий, Минск

- Договариваясь насчет выставок, мы активно сотрудничаем с иностранными послами, которые аккредитованы в Республике Беларусь. Скажем, у нас в 2010 планируется выставка, которая состоится при поддержке посольства Франции. Это будут французские импрессионисты. У нас уже прошло четыре выставки Марка Шагала. Мы активно сотрудничаем с посольствами других стран, в том числе с посольством Китая. Совместно с посольством Армении мы провели две уникальные выставки. Была выставка Мартироса Сарьяна, который является классиком армянского искусства, была также выставка Акопа Акопяна. В данный момент мы прорабатываем вопрос с нынешним послом Армении в Беларуси по проведению выставки "Сокровища Эчмиадзина". Планируется, что она будет проведена в 2010 году. Мы также активно сотрудничаем и с другими посольствами.

Насколько я знаю здания по улице Ленина - это еще не весь музей. Стройка продолжается. Сколько кварталов у города планируете забрать по искусство:)?
Лера, Минск

- Была бы наша воля, мы бы забрали весь квартал по улице Энгельса. Думаю, это было бы правильно. Сегодня у нас выставлено только около четырех процентов наших фондов. А хотелось бы, чтобы экспозиция была более представительная. Сегодня же можно говорить только о произведениях русских художников. Хотелось бы больше площадей под наши белорусские иконы, под выставки стран Востока, западноевропейского искусства, ну и, безусловно, под произведения современных белорусских художников. Речь идет не только о залах. Музей это большая структура. У нас работают реставрационные мастерские. Благодаря поддержке государства, министерства культуры, главы государства у нас есть уникальное реставрационное оборудование. Это оборудование должно развиваться, и это тоже требует помещения. У нас также работают технические службы. В нашем новом здании постоянно действует климат-контроль. А в перспективе так должно быть во всем музее. В настоящее время нужно не просто делать отдельные экспозиции в зданиях города в разных концах – нужно, чтобы человек мог войти в Национальный Музей в 11:00 и выйти в 19:00. Там должна быть развита сеть услуг: киоск, магазин сувениров, где можно было бы купить копии произведений. Должно быть также кафе. Нужно, чтобы человек мог зайти в музей на целый день. Хочу сказать, что благодаря президенту мы получили здание по улице Ленина, 22, которое тоже включено в музейный комплекс. В ближайшие пять лет мы должны закончить левую часть (если стоять лицом к фасаду здания) комплекса. Но я бы считал свою миссию руководителя выполненной (я уже десять лет работаю директором музея, в этом году у меня - двойной юбилей), если бы при мне был закончен ремонт и правой части музейного комплекса.

У моих родичей в деревне что-то валяется. Вдруг шедевр? Вы у меня купите? Где провести экспертизу, чтоб не обманули?
Стас, Могилев

- У нас есть такая услуга населению, делаем экспертизы икон, произведений исскуства, причем выдаем официально на бланке музея заключение наших сотрудников. Платятся небольшие деньги за экспертизу, ей пользуются очень многие жители Беларуси. Поэтому, пожалуйста, приходите. Если что-то заинтересует нас, я имею ввиду мебель, т.к. сейчас идет активно музефикация Мирского замка, возможно, мы вашу мебель и купим. Так что, пожалуйста, ждем.

Владимир Иванович, музей в последнее время что-нибудь закупает?
Роман, Гродно

- Мы закупаем только произведения современных белорусских художников. На мой взгляд, произведения русских художников у нас в достаточном количестве, и ценник их высок, я имею в виду классиков русского искусства, у нас их около пяти тысяч экспонатов. Сегодня стоит задача - активно пополнять коллекцию современного белорусского искусства. Также мы пополняем фонды произведениями древнего белорусского искусства, произведениями Востока. Эти произведения, как правило, нам передают с таможни, задержанные на незаконном вывозе или же на ввозе в Республику Беларусь. Я имею в виду произведения иконописи, произведения антикварного характера.

А чтобы вы хотели приобрести для Национальных фондов?
Игорь, Минск

- Я бы хотел все приобрести. Если бы было мое желание, то, наверное, не хватило бы бюджета Беларуси. Есть желание приобрести произведения уникальные. Музейщики, я вам скажу, они - в хорошем смысле - жадные, они все хотят. Это интересно, потом организовывать выставки, показывать людям и т.д. Я хочу отметить огромный вклад нашего старшего поколения, которые собирали коллекцию. Я имею в виду Елену Васильевну Аладову. Уникальные произведения были приобретены, благодаря и поддержке государства. И сегодня это гордость нашего музея. Поэтому я бы хотел, чтобы было как можно больше таких произведений в нашем музее. Я считаю, что наш Национальный художественный музей - это визитка республики.

Владимир Иванович, уже давно не видели очереди в музеи. А тут в "Ночь музеев" были приятно удивлены - очередь перед входом в НХМ петляла и была преимущественно "молодой". Как Вы оцениваете проведенную акцию? Собираетесь ли ее повторить?
Светлана, Минск

- Акцию я оцениваю очень хорошо. Но хочется воспользоваться случаем и извиниться перед теми, кто не смог войти в музей. Мы каждый год проводим такую акцию. Честно говоря, в этом году мы даже не проводили пиар-кампании, которая была пару лет назад. У меня уже есть план проведения следующей акции "Ночь музеев". Это действительно будет ночь. В этом году музей работал где-то до часа ночи. В следующем году 17 мая (рассказываю сценарий) музей работает с 11.00 до 19.00 в обычном режиме, затем на час или два будет технический перерыв на уборку. Начиная где-то с 21.00-22.00, музей будет открыт до 4-5 часов утра. Мы придумаем очень спокойные акции с музыкантами и т.д. Кроме того, придумаем что-нибудь мистическое, может быть, с летучей мышью, которая живет у нас на чердаке, ночью залетает в музей, превращается в девушку, которая является хранительницей наших музейных сокровищ. Возможно, что подобного рода представления мы будет проводить не только на "Ночь музеев". Просто не хватает времени и сил. У нас сейчас активно идет сдача музеефикации Мирского замка, идет подготовка к музеефикации нашего музейного комплекса. Я думаю, что мы даже в середине года в учебный период, когда много студентов, мы созреем и сделаем какую-нибудь мистическую ночь. Открытие которой будет в ноль часов, ноль минут и ноль секунд. Мы не останавливаемся на достигнутом. Я, как директор, хотел бы менять формы, преподносить что-то новое, интерактивное. Но в то же время я не хочу перейди черту и скатиться в гламур. Я хочу, чтобы Национальный художественный музей не ударился в попсу. Это дело я отслеживаю и хочу, чтобы музей соответствовал своему названию, но, безусловно, с какими-то новыми современными формами, которые были бы интересны не только молодежи. Я хочу, чтобы акции во время проведения "Ночи музеев" были высокохудожественными: это выставки, концерты и так далее.