Онлайн-конференция

Новый вопрос 06.02.2008 11:00:00

Чем отличается католический Великий пост от православного? Насколько мне известно, в католичестве не такие строгие ограничения в еде. И так ли уж важно придерживаться поста, ведь главное, чтобы Бог был в душе.
Алексей, Могилев

- Касательно поста в Православной Церкви, то лучше спросить наших братьев православных. Я с глубоким уважением отношусь к Православной Церкви и уважаю ее традиции, придерживаясь принципа: со своим уставом не лезь в чужой монастырь. Великий пост в Католической Церкви устанавливает строгий пост в Пепельную среду и Страстную пятницу, когда только один раз в день можно поесть досыта постной пищи. Пятничный пост обязателен, как, впрочем, и на протяжении всего года. Однако, Истина Великого поста заключается в обращении сердца. Чему помогает и способствует молитва, собственно пост и милостыня, в которых выражается обращение по отношению к самому себе, к Богу и к другим людям. Они закаляют человеческий дух, делают его более стойким и способным противостоять искушениям и этим самым ведут к обращению. Сорокадневным постом Церковь соединяется с тайной Иисуса в пустыне, когда Он отверг всякое искушение и сказал, что не единым хлебом жив человек.

Ваше Высокопреосвященство, здравствуйте! Меняются ли религиозные традиции с течением времени? Человечество накапливает знания и совершенствуется. И всем понятно, что 100 лет назад или даже 50 был совсем иной уклад жизни, чем сегодня. Становится ли религия современнее и в чем?
Светлана, Минск

- Да, мир изменяется и изменяется уклад жизни. Однако нравственные принципы незыблемы, они даны человеку для его блага. Церковь их проповедует и защищает и здесь не может быть ни какого компромисса. В то же время, следует сказать, что Церковь должна отвечать на знамения времени и его вызовы, ибо, в противном случае, она рискует остаться на пустом перроне, провожая глазами, удаляющийся поезд жизни. В этом смысле характерен II Ватиканский Собор, который провел литургическую реформу, позволившую верующим более сознательно участвовать в богослужениях. Он также кардинальным образом изменил отношение к другим христианским конфессиям и нехристианским религиям, тем самым сделал огромный прорыв в области экуменизма. В Католической Церкви есть такое латинское выражение: "Ecclesia sеmper reformanda" - "Церковь всегда рефоримруется", реформируется чтобы в меру новых условий жизни нести тоже Евангелие людям и вести их к спасению.

Слышал, что скоро будет телемост с Ватиканом. Хотелось бы узнать подробнее о нем. Почему такое мероприятие проводится во время Великого поста?
Игорь, Минск

- Шесть лет тому назад Папа Иоанн Павел II в первую субботу марта установил днем совместной молитвы розария студентами разных стран. Поэтому здесь Великий пост ни причем. Просто в этом году он начинается очень рано. Студенты из 14 стран мира будут вместе с Папой читать розарий. С помощью телевидения эта молитва их объединит. В конце молитвы Папа произнесет свою проповедь. Молитва начнется в 18 часов и закончится около 20 часов. Мне посчастливилось организовать подобный телемост в 2002 г. в Москве и в 2006 г. в Санкт-Петербурге. Прошу ваших молитв об успехе третьей молитвы из Минска. Эта молитва важна для белорусских католиков, особенно студентов, ибо они будут молиться вместе с Папой и своим сверстниками. Она также важна и для нашего Отечества, ибо впервые в его истории происходит нечто подобное и больше людей в мире будет знать о Беларуси и Католической Церкви в ней, будет знать также и о Православной Церкви, ибо общая информация пойдет в мир.

Ваша Эксцэленцыя, шчыра вiншую Вас з вяртаннем на Радзіму. Якім пабачыўся Вам Касцел у Беларусі, ці зменіцца што з Вашым прыходам?
Дзьміцер, Ашмяны

- Касцёл у Беларусі за апошнія 16 гадоў развіўся вельмі моцна. Аднак, дасканалы толькі Бог і нам трэба заўсёды імкнуцца да дасканаласці, чытаючы знакі часу і адказваючы на ягоныя выклікі, чым і буду займацца з дапамогай святароў, манахаў і манахінь, а таксама вернікаў.

Сегодня Пепельная среда, католики посыпают голову пеплом и раскаиваются в своих грехах. С грехом более или менее все понятно, а вот что в католической вере причисляется к самым большим ценностям?
Маргарита Петровна, Витебск

- Несомненно, это непреходящая ценность человеческой жизни, как самого великого дара Бога. Это также и ценность семьи, как основной ячейки общества. Это нравственные ценности, мир, социальная справедливость, воспитание молодого поколения и т.д.

Как Католическая церковь относится к пересадке органов больным людям? И как Вы относитесь к генетике?
Виктория Романовна, Гродно

- Католическая Церковь положительно относится к пересадке человеческих органов, ибо желает помочь больному. Но, с другой стороны, нельзя способствовать смерти другого человека ради получения органа для пересадки. Генетика в настоящее время является пожалуй самой стремительно развивающейся наукой. Она, например, позволяет на открытие и разработку новых медикаментов или способов лечения. Однако Католическая Церковь категорически против клонирования человека. Человек – это неповторимое Божье создание. Поэтому Католическая Церковь против использования стволовых клеток человеческих эмбрионов. Эмбрион – это человек. Кроме того, использование человеческих эмбрионов часто связано с их замораживанием и последующим уничтожением, что само по себе аморально. В то же самое время Католическая Церковь поддерживает использование стволовых клеток, получаемых не из эмбрионов а, например, из кожного покрова.

Слава Ісусу Хрысту! Ваша Эксцэленцыя, усім вядома, што Вы ўваходзіце ў спецыяльны савет па Еўропе пры Генеральным секрытарыяце Сінода епіскапаў. Ці збіраецеся Вы садзейнічаць пашырэнню сувязяў паміж беларускімі католікамі і католікамі Еўропы?
Марьян Трапельскі, Гародня

- Заўсёды і паўюль я імкнуся садзейнічаць пашырэнню сувязяў паміж беларускімі католікамі і католікамі іншых краінаў. Для гэтага выкарыстоўвую міжнародныя канферэнцыі, сымпозіумы, сустрэчы і г.д. Вельмі важным у гэтым сэнсе будзе тэлемост паміж Мінскам, Ватыканам і іншымі краінамі, які адбудзецца 1 сакавіка. Важным будзе і першы міжнародны Кангрэс Божай міласэрнасці, які адбудзецца 2-6 красавіка ў Ватыкане. Я з'яўляюся членам ганаровага камітэту гэтага Кангрэсу і выступлю з лекцыяй на ім.

Где и как можно приобщиться к католичеству? Как нужно подготовиться к первому причастию? Мне 18 лет. По крещению - католичка. Но в костеле была только на экскурсии. Родители: отец - католик, мать православная.
Ирина, Минск

- Вам необходимо обратиться в католический приход, к которому по месту жительства вы принадлежите. Если вы не знаете что это за приход, обратитесь в любой католический храм и вам помогут.

Добрый день! Какие исторические события (даты) Вы считаете рубежными, определяющими для белорусского католичества? Спасибо за ответ.
Дмитрий, Борисов

- Несомненно – это восстановление структур Католической Церкви, назначение епископов, открытие Семинарий в Гродно в 1990 г. и в Пинске в 2001 г.

Здраствуйте! Как бы Вы могли охарактеризовать совсременные отношения с Православной церковью?
Виталий, Пинск

- Отношения между нашими Церквами развиваются вполне динамично. Очевидно, что сразу, одним махом, не удастся решить всех проблем, но самое главное на современном этапе наших отношений то, что мы чувствуем нашу общую ответственность перед вызовами современного секулярного мира и стареемся вместе защищать нравственные ценности и возвращаться к христианским корням, из которых выросла наша цивилизация.

Известно, что из-за целибата 50% семинаристов в Польше уходят из семинарии. Планируют ли отменить целибат?
Вадим, Брест

- Праблема пакліканняў не ў цэлібаце, а ў недастатку веры і Каталіцкі Касцёл не мае намеру знесці цэлібат.

Какая разница между Униатским и Римско-Католическим костелом?
Глеб, Минск

- Греко-католическая Церковь имеет тот же обряд что и Православная, но находится в единстве с Папой. Римско-католическая имеет свой латинский обряд.

Адны ксяндзы кажуць, што памiж каталiцтвам i праваслауем амаль няма рознiцы у веравучэннi, а другiя кажуць, што рознiца вельмi iстотная. Каму верыць? Якiя дагматычныя адрозненнi памiж каталiцкiм и праваслауным веравучэннем?
Антон, Магілёў

- Калі казаць аб розніцы паміж хрысціянскімі канфесіямі, то найбліжэй адзін да аднаго знаходзяцца Каталіцкі Касцёл і Праваслаўная Царква. Мы маем тыя ж сакрамэнты, доўгую амаль у 1000 гадоў сумесмую гісторыю, тую ж самую крыніцу нашай веры – Святое Пісанне і Традыцыю. Найболшыя розніцы – гэта першынства (прымат) Папы, дагмат аб Беззаганным зачацці Панны Марыі, праблема паходжання Святога Духа, чысцец. Аднак сёння вядзецца пошук вырашэння праблемы служэння наступкніка св. Апостала Пятра і гэтым займаецца Каталіцка-праваслаўная тэалагічная камісія. У Праваслаўнай Царкве няма догмату Беззаганнага Зачацця Панны Марыі, аднак яна праслаўяе Марыю як Прыснадзеву. У сярэдзіне 90-х гадоў мінулага стагоддзя Ватыкан выдаў спецыялны дакумент аб лацінскай і усходняй традыцыях паходжання Святога Духа, дэе падкрэсліваецца, што як Бог Сын, так і Бог Дух Святы паходзяць ад Бога Айца, што згодна з праваслаўнай традыцыяй.

Очень много говорят о том, что католическая и православная церковь не могут прийти к согласованым позициям. По-моему, это происходит только на уровне священнослужителей. Простой народ давно уже живет в мире и согласии, каждый со своей верой. Посмотрите, в каждой деревне рядом с католическим стоит и православный храм. Что Вы думаете по этому поводу?
Валентина Петровна, Минск

- Да, вы правы во многих деревнях можно увидеть уникальное зрелище – католический и православный кресты рядом и часто между ними фигура Божьей Матери. Это прекрасно. Редко где такое можно увидеть. Этот процесс необходимо развивать дальше и он поможет прийти к согласованным позициям.

Добрый день! Почему в Минске в спальных районах нет ни одного костела? Планируется ли в обозримом будущем строительство костела, к примеру, в Малиновке или другом районе который находится далеко от центра??? Спасибо!
Андрей Жих, Минск

- Я лично, равно как и многие другие, очень сильно обеспокоен этим. Мы постоянно ведем переговоры с городскими властями с целью получения разрешения на строительство новых храмов, которые очень нужны. Имеющиеся 4 храма и 2 часовни на около 300.000 католиков в Минске – это крайне мало. Уже получено несколько разрешений, теперь новая проблема, которая заключается в поиске средств. У нас есть планы построить католический храм также и в Малиновке.

Добрый день! Я сам католик, а жена православная! Что необходимо, кроме желания, чтобы обвенчаться к костеле?
Геннадий, Минск

- Вы католик, жена православная, но оба вы христиане. И каких-то особых препятствий для того, чтобы венчаться в католическом храме, у вас нет. Нужно придти в костел и обратиться к священнику, настоятелю, нужно будет получить разрешение епископа. Конечно, важно духовно подготовиться к браку, придти вдвоем, рассказать свою ситуацию и настоятель поможет.

Здравствуйте! На каких языках в католических храмах Беларуси идет служба? Хотелось бы услышть лично Ваше мнение, о том, как и кто доолжен опеределять язык богослужения?
Лена, Гродно

- Иисус Христос, посылая Апостолов перед своим восшествием на небеса, сказал: "Идите и научите все народы". Здесь должен быть универсализм проповеди Евангелия, поэтому нужно провозглашать Евангелие всем людям. Понятно, что мы находимся в Беларуси и созидаем Белорусскую Католическую Церковь. Здесь живут люди разных национальностей. На сегодняшний день богослужения идут на белорусском и польском языках, в зависимости от региона (западные регионы - больше на польском языке, восточные - больше на белорусском). В нескольких приходах ведется богослужение на литовском языке, т.к. там проживает большая литовская диаспора. Если бы у нас появилась группа людей, желающих, чтобы богослужение было, предположим, на английском языке, мы вели бы его на этом языке. Мы должны проповедовать Евангелие на языке, понятным для людей. Но, еще раз подчеркну, мы созидаем Белорусскую Католическую Церковь, однако в нем должно быть место для людй различных языков и культур.

Планирует ли Папа Римский Бенедикт XVI посетить Беларусь - все-таки у нас проживает не маленький процент католиков? Нужно ли для этого официальное приглашение на уровне государства?
Таня, Новогрудок

- С Папой я встречался, когда был еще в России, поэтому, естественно, не говорили о Беларуси. Во время очередной встречи мы, несомненно, будем говорить об этом. Для приглашения Папы, который является и главой Католической Церкви, и главой государства Ватикан, нужно приглашение не только Католической Церкви, но и государственных властей. Поэтому мне сложно ответить на этот вопрос. А вообще по таким вопросам лучше обращаться в Апостольскую Нунциатуру (Посольство Ватикана в Беларуси).

День добрый! Слышла, что с недавнего времени решили готовить ксендзов для служения в костелах только на территории Беларуси? Для чего это сделали?
Ганна, Брэст

- Впервые об этом слышу. Кандидаты в священники и те, кто чувствует в себе призвание, сами выбирают себе семинарию. Конечно, для нас было бы лучше, чтобы все учились в Беларуси, но есть и те, кто хочет учиться за границей, и они свободны с своем выборе. У нас существуют две семинарии и этого на сегодняшний день достаточно, были бы призвания. В Петебургской семинарии всегда были представители Беларуси. Около 10 священников из нашей страны сейчас служат в России. Надо уважать свободу выбора человека.

Хвала Хрысту! Ці зменіцца штосці з Вашым прыходам на Мінска-магілеўскую кафедру ў пытанні беларускай мовы ў гарадзенскай вобласці. Ці змогуць там каталікі-беларусы маліцца на роднай беларускай мове? Ці застанецца як зараз амаль што ўсе па-польску? Дзякуй.
Мікалай, Мінск

- У нас чатыры дыяцэзіі у Беларусі. Кожная з іх мае аўтаномны характар. Біскуп самастойна прымае рашэнні ў адносінах да сваёй дыяцэзіі. На канферэнцыі біскупаў мы прымаем пастырскія праграмы, напрыклад, сёлета праграма "Слова Божае - крыніца надзеі". Мы сумесна абмяроўваем, як правесці Дзень моладзі ці наладзіць нейкую сумесную канферэнцыю. За 16 гадоў набажэнстваў на беларускай мове на Гродзеншчыне стала значна больш. Калі я быў біскупам (1989-1991), мы выдалі каля 50 тысяч экземпляраў святой Імшы на беларускай мове. (Трэба было гэта зрабіць: ніхто спачатку не вынайшаў "Мерседеса", спачатку быў ровар, а для яго трэба было прыдумаць кола.) Былі выдадзены 95 тысяч Катыхізмаў невялікіх на беларускай мове. Увогуле мне цяжка адказаць на гэтае пытанне, трэба звяртацца ў Гродзенскую дыяцэзію. Але я ведаю, што там гэты працэс развіваецца.

Шаноўны ксёндз-Мітрапаліт Тадэвуш! Звяртаюся да вас з пытаннем аб планах моўнай палітыкі Касцёлу на Беларусі. Якія перспектывы? Ці варта чакаць у будучым пашырэння беларускіх службаў у Заходняй Беларусі, выдання беларускіх Бібліі і Катэхізісу.
Сяргей, Мінск

- Пытанне вельмі актуальнае. Хачу пацвердзіць, што мая праграма - будаваць Беларускі Каталіцкі Касцёл. Аднак ёсць людзі, якія размаўляюць на іншых мовах, пра іх трэба памятаць таксама. З часам, напэўна, набажэнстваў на беларускай мове будзе больш, як і кніг на гэтай мове. Сёння выдадзены Імшал, падрыхтаваны да выдання імшальныя чытанні, але на выданне патрэбныя грошы. Пераклад Бібліі - вельмі складаная справа, недастаткова нават вельмі добрых перакладчыкаў, якія не маюць біблійнай адукацыі. Існуюць нормы, устаноўленыя Ватыканам: спачатку пераклад павінен быць дакладным, а потым прыгожым. Нам усім хочацца, каб быў прыгожым, але трэба ў першую чаргу імкнуцца да таго, каб ён быў дакладным. Ужо зроблены пераклад Малого Катэхізму (кампедыуму). Я думаю, што неабходны пераклад і Вялікага Катыхізіса, трэба імкнуцца да дакладнага перакладу. Сёння перакладаюцца дакументы Другога Ватыканскага Сабора, заўтра я сустракаюся з камісіяй па перакладах. На жаль, гэтыя дакументы да сённяшняга часу не былі яшчэ выдадзены. Хаця гэта фундамент, аснова усіх астатніх перакладаў на беларускую мову, паўсюдна трэба выкарыстоўваць дакументы Другога Ватыканского Сабора і Катэхізіс. Я размаўляў з некаторымі членамі гэтай камісіі. Яны абяцаюць, што да канца года пераклад будзе гатовы.

Чаму ў архікатэдры шмат выданняў праваслаўнага характару ды на рускай мове?
Зміцер, Баяры

- Я планую схадзіць і паглядзець, што там ёсць. Напрыклад, праваслаўнае выдавецтва біблійнага Інстытута святога Апостала Андрэя ў Маскве выдае вельмі многа каталіцкай літаратуры. Сёння яны плануцюь выдаць 100 кніг найбольш вядомых сучасных каталіцкіх тэолагаў. Хаця выдавецтва праваслаўнае, але выдае і каталіцкія кнігі. Трэба чытаць усе кнігі. На жаль, рэлігійнай літаратуры на беларускай мове не шмат. Я прымаў удзел у перакладзе Імшала, Катэхіза і іншых дакументаў на рускую мову, працаваў у камісіі з перакладчыкамі. На рускую мову перакладаць лягчэй, бо многае можна ўзяць з праваслаўнай тэрміналогіі. З беларускай мовай куды складаней. Але да гэта трэба імкнуцца.

Чаму вы прызначылі кс. Пётра Шарко на пасаду пробашча Мядзельскай парафіі? А чаму не айца Бэрнарда Радзіка?
Крысціна Тачыцкая, в. Гатавічы Мядзельскага раёну

- Ксяндза Пятра Шарко прызначыў як пробашча часова. Каб прызначыць замежнага святара, трэба часу для вырашэння некаторых фармальнасцяў.

Пахвалены Езус Хрыстус! Ці будзе кіраўніцтва касьцелу весьці актыўныя дыялогі з уладамі наконт касьцёла сьвятога Язэпа і манастыру бэрнардзінцаў у Менску? Дзякуй.
Аляксандр, Менск

- Мы вядзем гэты дыялог. На жаль, што датычыць манастыра бэрнардзінцаў, у мэрыі Мінска мне было сказана, што ён не можа быць перададзены, бо там будзе музей. Гэта афіцыйны адказ, які я атрымаў. Аднак мы вядзем далей размову з кіраўніцтвам горада.

Скажите, почему Католическая Церковь меньше участвует в общественно-политической жизни страны чем Православная?
Георгий, Гродно

- Вообще, церковь отделена от государства. Церковь и политика - это совершенно автономные вещи. Если вы прочитаете внимательно Евангелие, нигде не найдете ни одного слова о том, чтобы Христос призывал к каким-то политическим действиям. Его оружием была Благая Весть, и о своем царстве он говорил, как о царстве духовном. Он не говорил, что оно справа или слева, спереди или сзади, оно во мне. Поэтому, основная задача Церкви - это проповедь Евангелия. Несомненно каждый из нас должен проповедовать Евангелие, как в своей жизни, так и в жизни Церкви руководствоваться ее социальным учением. Сегодня, например, мир сталкивается с проблемой глобализации, и от них никуда не убежать. Но наверное, самым большим глобализатором является Католическая Церковь. Потому что католик - он такой же и в Северной Америке и в Латинской, и Беларуси и Японии. Но процес глобализации, особенно что касается экономики, к сожалению иногда ведет к тому, что более развитые страны используют менее развитые; и в этом деле церковь должна занимать свою позицию и она занимает ее. Не так давно был издан Компендиум социального учения Католической Церкви, где эти вопросы очень четко оговорены. Социальное учение католической церкви официально начало развиваться уже более ста лет назад в конце XIX века. Папа Лев XIII издал первую социальную энциклику Rerum novarum (о новых вещах) во времена начала технической революции. В тот момент Церковь дала свой ответ. После этого было очень много социальных энциклик. Церковь должна читать знамения времени и отвечать на эти знамения.

Ці можа праваслаўная хадзіць у касцёл на службу і на споведзь? Там, дзе я жыву, няма праваслаўнай царквы.
Алена, Не указано

- Кананічнае права Каталіцкага Касцёла гаворыць аб тым, што, калі католік жыве у месцы, дзе няма каталіцкага храма, ён можа хадзіць ў праваслаўны. Там ён можа хадзіць да споведзі, можа там прыняць камунію. Таксама і з праваслаўным, які апынуўся ў такіх жа-ж абставінах. Сёння ў Еўропе будуецца ўсё больш і больш праваслаўных цэркваў, але могуць быць гарады, дзе іх няма.

Шутите ли Вы? И насколько юмор важен в религии или он греховен?
Без подписи, Не указано

- Да, я люблю шутку. Знаю, что Иоанн Павел II любил пошутить, и Бенедикт XVI тоже любит. Были даже изданы две книги "Цветочки Иоанна Павла II", в которых много шуток о Папе и самого Папы. Есть такая же книга о Бенедикте XVI. Если это шутка нормальная, почему она греховна?.. Христос говорил притчами. И шутка, тоже, может быть, своего рода притчей для того, чтобы помочь человеку понять свою жизнь, свои заблуждения. Например, есть такая шутка: "Два человека говорят о третьем, который уже умер и был очень богат. Один говорит: "Интересно, сколько же он оставил?!", а второй отвечает: "Все оставил! Все!". Понятно, что дальше из этой шутки можно развивать целую нравственную проповедь.

Ученые пытаются разгадать, что такое молитва и как она влияет на природу человека. Одна из версий, что молитва создает определенную структуру в воде, из которой состоит человек. Как Вы относитесь к таким исследованиям?
Геннадий, Гомель

- Молитва – это разговор человека с Богом. Мы знаем, что есть освященная вода, которая обладает духовной силой. Есть святые источники. Но чтобы молитва создавала какую-то структуру в воде, из которой состоит человек? Такие исследования можно проводить. Но здесь мы входим в область отношения веры и науки. И здесь я бы хотел процитировать слова Папы Иоанна Павла II: "Вера и наука есть два крыла, на которых человек воспаряет к познанию истины". И когда человек очень много знает и очень мудр, этого еще не достаточно, потому что знание не всегда применяется в хороших целях. Мы знаем, что атом может давать энергию, может лечить, а может и убивать. Проводятся Олимпийские игры и чемпионаты мира по стрельбе, и победители получают золотые медали, но стреляя, можно также и убить человека. А что касается молитвы и структуры воды в человеке, надо прежде всего помнить, что человек – это творение Божье.

Сейчас в Европе прослеживается тенденция перевода соборов и церквей в статус "исторических памятников", и они продолжают работу уже в качестве туристических достопримечательностей. Церквям же выделяются помещения, изначально не предназначенные для Службы. Как Ватикан относится к этому?
Глеб, Минск

- Честно говоря, я часто езжу по Еевропе и по миру, я не видел таких вещей, чтобы где-то, кто-то у кого-то насильно забрал церковь. Я не совсем понимаю, о чем вы говорите, я такого не видел. Несомненно есть другая тенденция, может не тенденция, а необходимость. Ну скажем в центре города, где когда-то было много верующих, сегодня их почти не осталось, они переехали в спальные районы и храм уже содержать трудно, и чтоб его каким-то образом сохранить, как памятник сакральной архитектуры, в нем устраиваются экскурсии. Для таких экскурсий используется и самый главный католический храм базилика святого Петра в Риме. У нас в Несвиже много туристов. Я недавно получил из Несвижского райисполкома письмо, в котором говорится, что ежегодно туда приезжает около 150-ти тысяч посетителей. Не все из них, конечно, верующие, не все католики, но это тоже определенная евангелизация. Если человек приедет в такой храм, он может в нем тоже встретить Бога.

Я влюбилась в женатого мужчину, и хотела исповедоваться, но на исповеди мне сказали, что я не могу исповедоваться пока не откажусь от этого человека. Но я не могу отказаться от Любви. Разве Любовь - это грех? Я всегда думала, что Любовь от Бога. Поэтому теперь не хожу на исповедь. Хотя у меня есть другие грехи, и мне тягостно. Что мне делать? Посоветуйте, пожалуйста.
Алефтина, Минск

- Вы должны помнить, что этим самым вы разбиваете семью этого женатого человека. Семья - это самая маленькая, но основная ячейка каждого общества. Вы принесете страдания той женщине, а также детям, если они есть. Если вы живете в грехе с этим человеком, то на исповедь идти невозможно. Я считаю, что надо прийти к священнику и рассказать всю свою историю, чтобы он с точки зрения церковного права и Евангелия объяснил эту ситуацию. Разбивать семью - грех. Вам надо молиться и отказаться от этого всего. Я хочу сказать, что в Католической Церкви разводов не бывает. Брак заключает раз и навсегда. Другой разговор - бывают случаи, когда брак с самого начала был не действителен: наприме, кто-то кого-то обманул: сказал, что был не женат, а на самом деле был в церковном браке. Могут быть такие случаи, когда семья по причине физического характера со стороны одного из супругов не может иметь детей или кто-то является психически больным, страдает алкоголизмом, а другая сторона перед заключением брака об этом не знала. Но этим делом занимается Церковный суд, и даже епископ здесь ничего не может поделать. Еще раз повторюсь, что вам лучше придти к священнику и поговорить с ним. Помните, что настоящая любовь никогда не идет вразрез с моралью и не делает несчастным другого человека.

Кто среди известных католических святых или подвижников церкви вам лично особенно близок и почему?
Людмила , Островец

- Я родился в католической семье. У нас долгое время не было священника, но у нас в семье всегда было почитание Божьей Матери, и оно осталось до сих пор. Мне приходилось жить и работать там, где не было храмов, я много ездил по бывшему Советскому Союзу, был в различного рода командировках, когда работал инженером. Но всегда с собой у меня был молитвенник, всегда была литания к Божьей Матери, которую я чаще всего читал. Поэтому, конечно, для меня самой дорогой является Божья Матерь. Также я очень почитаю Св. Августина. Это, конечно, величайший мыслитель. Это человек, который долгое время жил в грехе, но потом вернулся в Церковь и доказал, что возможно обращение и не просто обращение: он стал величайшим ученым, епископом. И сегодня папа Бенедикт XVI его очень часто цитирует. Это величайший гений, признаваемый не только в Западной, но и в Восточной Церкви.

Не занимались ли вы изучением так называемых апокрифических Евангелий? Быть может в них можно найти важные подробности жизни и учения Христа?
Ирина , Минск

- Вы знаете, я учился в семинарии и готовился к священству в советские времена, когда нас не знакомили с текстами апокрифических Евангелий, потому что нас старались как можно быстрее подготовить к священству. А сегодня я человек очень занятой, и не всегда есть время этим заниматься. Но понимаете, апокрифы - это только дополнение. Это не каноническое Евангелие, которое мы используем в церковной жизни, так как эти тексты появились значительно позже. Но, несомненно, их нужно изучать, ведь там могут содержаться важные элементы жизни Иисуса Христа и ранней истории Церкви.

Недавно в кинотеатрах прошел фильм "Золотой компас" по книге Филлипа Пуллмана. В большинстве стран католическая церковь протестовала против показа этого фильма, и требовала запретить продажу книги. Как с этим обстоит у нас в стране? Не повторится ли история "Кода да Винчи"?
Глеб, Не указано

- Я думаю, что этот фильм того же рода, что и "Код да Винчи", а, может, еще более радикальный. Те ценности, которые пропагандируются в нем, чужды католическому мировоззрению.

Вы встречались с Президентом страны?
Без подписи, Не указано

- Когда было решение Папы о моем переводе из Москвы в Минск, тогда в резиденции Митрополита Филарета проходила конференция, посвященная исламу в эпоху глобализации. Участников конференции принимал Президент страны. Тогда и случилась наша с ним встреча.

Ученые объясняют, что потепление - это результат жизнедеятельности человека и загрязнения окружающей среды. А какое мнение у Вас? Есть ли какое-то мистическое толкование того, что происходит с климатом?
Алексей, Брест

- Нет, я не вижу в этом никакой мистики. Я согласен с учеными. Тепловой эффект от выбросов промышленности создает как бы парниковый эффект, от чего и повышается температура на Земле, меняется ее климат. Вторая половина января в Беларуси была всегда известна своими крещенскими морозами, а сегодня нам приходится говорить о крещенском дожде.

Слава Иисусу Христу! 1.Сколько сейчас в Минске деканатов, приходов, сколько костелов планируется построить в самое ближайшее время(есть разрешения, участки и т.д.)? 2.Является ли епископ Демьянко вспомогательным епископом архиепархии или только Генеральным викарием? Спасибо
Александр, Минск

- 1.Приходов более 30 и деканатов тоже много. Но дело в том, что еще не все приходы имеют статус юридического лица, потому что их надо зарегистрировать. Процесс потихоньку идет - в прошлом году было зарегистрировано несколько приходов. Для этого надо найти помещение, где будет происходить богослужение, разрешения на участки, а также большие финансовые средства на строительство храмов. К примеру, в Минске такие участки уже выделены в Серебрянке и на выезде из Минска в сторону Гродно. Мы построим столько храмов, сколько будет разрешений и финансов. Храмы нужны, и я обеспокоен, что их мало. Людям в Минске негде молиться. 2.Епископ Демьянко является и вспомогательным епископом и Генеральным викарием архиепархии. Согласно канонического права, если Папа назначает вспомогательного епископа, он должен быть назначен Генеральным викарием. Хотя, есть епархии, где может быть несколько генеральных викариев.

Магия существует? Или это все выдумки, чтобы запугать человека? И если она есть, то как себя обезопасить?
Анжела, Могилев

- Не занимайтесь никакой магией, верьте в Бога, читайте Евангелие и молитесь.

Сейчас обсуждают вопрос о запрете абортов. Но мне кажется, что это все же право женщины выбирать оставить ребенка или нет. А главы церквей - мужчины, как они могут понять, что такое рожать и воспитывать ребенка, и как они могут принимать решения запретить женщине выбирать между абортом и рождением, я не понимаю. Спасибо.
Без подписи, Не указано

- Два года тому назад подобный вопрос был поднят в Италии, и Католическая Церковь выступила с разъяснениями этого вопроса. Тогда было выпущено очень много плакатов. Я в то время был в Риме, и сам видел эти плакаты. На них был изображен зародыш человека и были написаны слова: "Ты тоже был эмбрионом!" И если бы наши матери сделали нечто подобное, то нас бы тоже не было в этом мире. Жизнь человеческая, начинающаяся от зачатия, - это самый величайший дар Бога, и этого дара никто не имеет право отнять. В 1994 году, когда отмечался Международный год семьи, в Москве проходило очень много конференций на тему семьи. И одна из таких конференций проходила в Академии наук. Там таких вопросов было очень и очень много. И тогда, я помню, один из ученых - академик, который был католиком, встал и сказал: "Молодые люди, вы же студенты, ученые и знаете, что в мире существуют постоянные константы. Если их изменить, то произойдет космическая катастрофа". В нравственном мире существуют такие же константы. Это Божьи заповеди. Если их изменить, то будет катастрофа. Сегодня все кричат о демографической катастрофе. Одна из причин – это аборты. Здесь спрашивают про свободу женщины. Но разве этой новой Жизни в случае аборта мы оставляем свободу, беззащитной жизни, которую таким образом мы убиваем?..

Можно узнать, сколько языков Вы знаете?
Ксюша, Минск

- Немного. Хотелось бы и больше. Я знаю русский, белорусский, польский, литовский, а также английский и итальянский. Я также хорошо понимаю по-украински, по-словацки, по-чешски, по-испански. Если вам надо совершить мессу на каком-то языке, вы мне скажите, и я совершу ее завтра, послезавтра. Я совершал мессы, читал проведи на португальском в Фатиме для 400000 людей. Читал проповеди во Франции - на французском, в Германии – на немецком. В Москве, где представлено много национальностей, на Рождество и Пасху я провозглашал поздравления на 15 языках, в числе которых были корейский, вьетнамский, армянский.

Как-то выглядит, что лучше жить бурно согласно всем страстям и потом покаяться, нежели жить скучно и всегда себя сдерживать. Почему люди, которые ни в чем себе не отказывают, прощаются, а те кто себя все время сдерживает, все равно не выглядит безгрешным?
Без подписи, Не указано

- Кающемуся всегда прощается. Мы знаем историю блудного сына, который растратил все, что ему дал отец, но потом осознал это и вернулся к отцу, и отец его простил. Тоже происходит и в Церкви, где существует таинство Покаяния, после которого человек возвращается в состояние благодати. Но человек, который не грешит? Нет, не бывает такого! Корабль плавает в воде, в океане, в море. Вода моет. Но почему потом корабль ведут в сухой док через какое-то время? Потому что к нему цепляются моллюски, водоросли. То же самое бывает и в жизни касательно греха. Грех, конечно, бывает легким и тяжким. Это уже другой вопрос. Святой апостол Иоанн говорит, что если какой-то человек считает себя безгрешным, то он просто сам себя обманывает. Такого не бывает. Но жизнь по принципу "Carpe Diem", что значит "бери от жизни все", - это, конечно, не принцип христианина. Принципы христианина – это Нагорная проповедь Иисуса Христа, Евангелие, 10 Божьих заповедей.

Сейчас все возрастает интерес к религии у людей. Не хотели бы Вы ввести курс на факультете журналистики для религиозной специализации?
Михаил, Минск

- Было бы, конечно, здорово. Если бы нам кто-то предложил это, то мы бы с удовольствием согласились. В Москве были журналисты с религиозной специализацией, но их не хватало. Я пока не знаю, как обстоят дела с этим здесь. Но это хорошая мысль. Может быть, когда-нибудь при встрече с руководством министерства образования можно поговорить на эту тему.

Намерена ли Католическая церковь занять активную позицию в вопросе восстановления костёла Пресвятой Девы Марии (т.н. "Фара Витовта") в Гродно и костёла Св. Станислава рядом с иезуитским коллегиумом в Пинске? Можно ли ожидать строительства новых костёлов в Минске помимо того, который сейчас возводится в Серебрянке?
Darriuss, Минск

- Начну со второй части вопроса. Я обеспокоен ситуацией в Минске. Здесь живет около 300 тысяч католиков. И на сегодняшний день имеется только 4 храма, два из которых очень маленькие: на Золотой горке и на Кальварийском кладбище. Конечно, это очень мало. Есть еще 2 часовни - в Серебрянке и на выезде на Гродно. Приходов значительно больше - снимают помещения, в ЖЭСах совершают богослужения. Но они могут это делать только по праздничным дням, потому что в другие дни там работают люди. Ситуация порой даже критическая. Мы ведем переговоры с государственными властями о получении участков под строительство. И здесь есть некоторый прогресс. Однако с другой стороны, построить храм сегодня - это огромнейшая инвестиция. Получив разрешение на строительство, мы должны взять на себя обязанность построить быстро. И тут можно понять желание властей города не иметь очередного долгостроя. Но процесс идет. И здесь многое зависит от наших верующих, какой вклад они смогут внести в строительство. Мы не можем ожидать, что кто-то приедет из-за океана и построит. Но храм должны построить сами верующие. Я осознаю, что сегодня не всегда это возможно, поэтому буду стараться помогать. Что касается Фары Витовта в Гродно, это очень больной вопрос и для меня. Я помню - в те времена учился в школе. Храм находился на центральной площади. Однажды я ехал на городском автобусе, остановка которого была и на Советской площади. Прямо напротив Фары было много людей, и я услышал тогда голос одного человека: "Все… Костела больше нет". Было плохо видно: вся площадь была серой, снега было мало, все в пыли. Храм был взорван. После школы я пошел туда, люди стояли, плакали. Сегодня восстановить такой храм очень сложно. Это очень дорого стоит. Я думаю, нужно восстанавливать, но в этом должны быть заинтересованы не только церковные власти, но и городские. И может, объединив эти усилия, можно было бы восстановить Фару Витовта. Она была бы прекрасным украшением центральной части города и площади, которая в нынешнем своем виде, пусть меня извинят городские власти, совершенно не подходит для такого города. Что касается, костела Святого Станислава в Пинске, мне трудно сказать, нужно обращаться в Пинскую епархию.

Ваше Преосвященство, как лично Вы относитесь к реформам Второго Ватикана? Не кажется ли Вам, что месса, которая служится не на латыни, теряет свой сакральный смысл? Правильно ли, что ныне священнослужитель стоит лицом к пастве, а не к алтарю?
Геннадий, Минск

- Сегодня очень много говорится об этом. Очень много дискутируется, нужны были реформы или нет. Тем более, что Папа Бенедикт XVI разрешил так называемую Тридентскую мессу на латинском языке. Я сам воспитывался на такой мессе и очень хорошо ее помню. Но здесь вопрос веры и больше ничего. Не надо искать сенсации. Более того, месса на одном или на другом языке - это та же месса. Когда я путешествую по миру, если даже не знаю языка, иду на эту мессу, потому что понимаю, что там совершается. Я долгое время жил в Литве, но не знал литовского языка. Бывало по-разному: из-за работы я мог не успеть на польскую мессу, тогда я шел на литовскую. И это было нормально. Я тогда работал инженером и часто был в командировках по Советскому Союзу. Если приезжал, и не было католического храма, я шел на православную Евхаристию. Здесь вопрос веры самого человека. И еще раз прошу, не ищите сенсаций в каких-то реформах. Решение Второго Ватиканского Собора было правильным, реформу нужно было провести. Это много раз подчеркивали Иоан Павел II и Бенедикт XVI. Главная цель этой реформы, я имею в виду литургическую реформу, в том, чтобы сделать богослужение более понятным и доступным человеку, чтобы каждый активно и сознательно в нем участвовал. Если мы возьмем картину Леонардо да Винчи "Тайная вечеря". Ведь Христос не сидел, отвернувшись от Апостолов, - они сидели рядом, за одним столом. Не знаю, сколько лет человеку, который задает этот вопрос, но я помню Тридентскую мессу, помню, как она служилась. Очень важно, что сегодня люди не стоят просто во время мессы, не понимая латинского языка. В средние века многие на нем говорили, но сегодня это мертвый язык. Мне нравится, что в Беларуси все больше издается книг на родном белорусском языке.

Какие взаимоотношения складываются у вас с православной церковью? Не думаете ли вы, что теперь настало такое время, когда представители различных христианских конфессий должны выступать по многим вопросам сообща?
Дмитрий , Минск

- Спасибо большое за этот вопрос. Он очень важен для Католической Церкви и для Православной Церкви в нашем геополитическом пространстве. Я католик, но в Беларуси основная часть населения - православные. Я очень много времени провел в России, где соотношение совершенно иное. Я отношусь к Православной Церкви как к нашей церкви-сестре. У нас одни и те же таинства. У нас большая тысячелетняя история неразделенной церкви, также источники в нашей вере одни и те же - это Священное Писание и Традиция. У нас значительно больше общего, нежели различного. И на этом надо базировать наши отношения. Не на том, что нас разделяет, а в первую очередь на том, что нас объединяет. Кроме вероучительных элементов, сегодня нас объединяет и проблема вызовов современности. Они настолько опасны сегодня, что составляют угрозу христианству как таковому. Сегодня впору поставить шекспировский вопрос: to be or not to be? Быть или не быть христианству? И если Католическая Церковь говорит о ценности семьи, об угрозе демографии, об угрозах, которые несет нравственный релятивизм, если Православная Церковь говорит о том же, наш голос будет более слышимым и более мощным, если мы будем это делать вместе. Он дойдет до большего количества людей. Сегодня мы занимаем практически одинаковую позицию, что касается вызовов современности. Большая проблема с тем, что сегодня человек добровольно отказывается от Бога или религия сталкивается на периферию жизни. Зачастую Священное Писание воспринимается не как Слово Божие, а как один из видов информации. Так не должно быть. Слово Божие - это то же слово, которое говорил Христос 2 тысячи лет назад. Оно неизменно и нисколько не потеряло свою актуальность сегодня. Поэтому наши позиции здесь одинаковы и мы должны как можно теснее работать вместе. Этот процесс налицо, но, несомненно, нужно еще работать в этой области.

Что Вы думаете про нашумевшую историю с карикатурами на Пророка?
Галина, Не указано

- Надо уважать каждую религию, надо уважать каждую конфессию, надо уважать каждого человека. Второй Ватиканский Собор сделал истинную революцию по отношению к другим религиям и конфессиям, называя Православную Церковь церковью-сестрой, и выражая глубокое уважение к нехристианским религиям. Мы проповедуем очень много общих ценностей. К сожалению, мы часто молимся не каждый день. А посмотрите на мусульманина - приходит время, он смотрит, в какой стороне находится Мекка, раскладывает свой коврик и молится. Этот пример даже приводил Папа Иоанн Павел ІІ. Да, конечно, кардинально мы отличаемся в вероучениях, но надо уважать каждого. Я не могу понять, почему возникла история с карикатурами. Надо уважать религию другого человека. Я скажу, что отношения с исламом в России, где я проработал много лет, очень хорошие. В 2004 году было 40-летие принятия декларации Второго Ватиканского Собора об отношении Католической Церкви к нехристианским религиям, и главный муфтий России Равиль Гайнутдин подошел ко мне и сказал: "Может, мы что-то вместе организуем". Мы организовали вместе в конференц-зале при Соборной Мечети конференцию, на которую пришли представители других конфессий, пришли ученые. После этого мы издали вместе книгу. Это такой исторический шаг, который сделала Католическая Церковь на Втором Ватиканском Соборе, говоря о нехристианских религиях. Папа Иоанн Павел ІІ был первым, чья нога вступила в мечеть, Бенедикт XVI тоже посетил мечеть.

Вы общались лично с Папой? Какое это чувство, когда видите такого великого человека?
Максеим Д., Гродно

- С папой Иоанном Павлом ІІ я встречался очень-очень много раз, при разных обстоятельствах. Я был на многих синодах епископом, и поэтому по месяцу видел его каждый день. Каждый день я к нему, конечно, не подходил, но, проходя мимо нас, он говорил иногда слово-другое, подавал руку. Я бывал у него на личных аудиенциях, он любил приглашать на обед или на ужин (это, конечно, рабочие обеды или ужины, за которыми обсуждали положение церкви и т.д.). Папу Бенедикта XVI еще как кардинала я знал тоже очень хорошо. Я уже упоминал, что переводил Катехизис Католической Церкви на русский язык. А кардинал Ратцингер утверждал перевод, поэтому мне приходилось у него много раз бывать. Мы встречались на разных конференциях. Я был у него на личной аудиенции. Несомненно, когда знаешь, что перед тобой стоит глава самой большой в мире конфессии, Петр нашего времени, которому Христос дал ключи от Царствия Небесного, твои чувства - уважение, почтение, преклонение перед ним, но одновременно и молитва, потому что я знаю, как трудно быть священником, епископом. А те более Папой, несущим ответственность всю Церковь. Я видел, как люди просто стараются дотронуться до него при встречах, аудиенциях, ища того, что из него изойдет какая-то сила. Но, прежде всего, в нем видят предстоятеля Вселенской Церкви, его слова принимают как слова наместника святого Петра.

Хвала Хрысту! Ваша Экселенцыя, якія мэты і задачы ставіць Каталіцкі касцел Беларусі на 2008 год, якія галоўныя падзеі маюць адбыцца ў гэтым годзе? Якім б Вы хацелі бачыць агляд "2008 год у жыцці Касцёла на Беларусі"? Дзякуй вялікі за Вашу няспынную працу і малітву.
Аляксей, Мінск

- Дзякуй. Гэта вельмі добрае пытанне. Есць некалькі падзеяў вельмі важных у гэтым годзе. Гэта 150-годдзе аб?яўлення Божай Маці ў Лурдзе 11 лютага, праз некалькі дзён. З гэтай нагоды мы 9-га лютага а 14- й гадзіне мы распачынаем сімпозіўм, прысвечаны гэтай падзеі. Сімпозіўм адбузецца ў Чырвоным касцёле ў Мінску. Запрашаем тых, кто можа туды прыйсці. Таксама ў гэтым годзе ў Сіднэі (Аўстралія) адбудзецца чарговы Сусветны дзень моладзі. З Беларусі паедзе невялікая дэлегацыя, бо гэта вельмі далёка. Аднак мы не можам заставіць моладзь без духоўнага удзелу. Таму ў гэты дзень мы плануем арганізаваць у нашай дыяцэзіі падобны дзень моладзі для ўсёй Беларусі. Плануем таксама правесці свята Маці Божай Будслаўскай. Таксама плануем арганізаваць пілігрымку ў Лурд восенню гэтага года і пілігрымку ў Рым у канцы чэрвеня. Кожны Мітрапаліт атрымлівае з рук Папы палій, гэта знак улады Мітрапаліта. Мы таксама плануем арганізаваць пілігрымку на гэтую ўрачыстасць у Рым. Гэты год - год Божага Слова, якое з?яўляецца крыніцай нашай надзеіі. Мы хочам, каб у гэтым годзе Слова Божае - Евангелле – стала больш даступным для людзей. Ва ўсіх сваіх закліках я прасіў святароў, законнікаў, законніц, вернікаў як мага больш звяртаць увагі на абвяшчэнне Слова Божага, агранізоўваць біблійныя школы пры парафіях. Таксама арганізаваць біблійныя конкурсы ў касцёлах. Я памятаю, 4 гады таму такі ж год Бібліі быў у Расіі. Я прыехаў у Смаленск і не ведаў, что ў той дзень будзе біблійны конкурс. Да мяне падыходзіць чалавек і кажа: "Уладыка, я трэццю Біблію выйграў". Ён быў такі задавалёны і шчаслівы. Мне хацелася б бачыць Касцёл, мацнейшым, больш актыўным, адказваючым на пытанні і выклікі нашага часу. Я хацеў бы, каб нашы адносіны з другімі хрысціянскімі канфесіямі, асабліва з Праваслаўнай Царквой, сталі яшчэ больш мацнейшымі, каб мы разам маглі абараняць хрысціянства, разам вяртаць нашых людей да хрыціянскіх каранёў, разам адказваць на выклікі нашага часу. У мяне ёсць яшчэ адна маара - арганізаваць штотыднёвую газету. Тут шмат працы, таксама патрэбныя фінансавыя сродкі. Хацеў бы папрасіць, тых, хто задае гэтае пытанне, каб маліліся. У нас ёсць Інтэрнэт-рэсурс www.catholic.by. З нагоды года Слова Божага з?явіліся новыя раздзел: Lectio Divina (Божае чытанне). Айцы Сальватарыяне хочуць падчас Вялікага посту прадставіць у Інтэрнеце свае разважанні.

И в завершении я хочу выразить благодарность Белтелералиокомпании за организацию этой онлайн-конференции. Также хочу поблагодарить всех людей, которые прислали вопросы. Спасибо вам большое. Мне было очень интересно на них отвечать. Пусть благословит вас Господь во всех ваших благих начинаниях!