Онлайн-конференция

Новый вопрос 14.01.2015

Приходилось сталкиваться с ситуацией когда магазины ограничивают время приема некачественного товара. Например, магазин Марко на пересечении Кошевого и Партизанского принимает обувь только после обеда и до 18.30. ГУМ с 9-17.30 - хотя работает до 21.00. И как правило все магазины принимают некачественные товары только в будние дни, хотя работают и в выходные. Законны ли их действия, не нарушают ли тем самым они права потребителей. Как я могу вернуть товар в будний день с 9-18, если я работаю в это время и купил его (товар) в выходной день!?
Юрий, Минская Область

- Об этом впервые слышу. Безусловно, здесь потребитель поставлен в такие условия, что не может возвратить некачественный товар. Просто сделать магазину в книгу предложений и замечаний запись и, думаю, это будет наиболее действенным аргументом.

В общественном транспорте во многих троллейбусах работают кондукторы, в некоторых нет. Как быть, если ты сидишь, ждешь купить билетик, а вместо этого заходит контролер и требует штраф. Я спросила, как узнать, где есть кондуктор, мне сказали что в "длинных" всегда есть, на этот раз мы ехали в "длинном", кондуктора не было и пришлось платить штраф. Где справедливость?
Без подписи, Не указано

- Когда вы намереваетесь отправляться в поездку, позаботьтесь о комфортности поездки, чтобы все-таки билет у вас был.

Законно ли предупреждение продавца о том, что он не примет назад товар, купленный на распродаже, даже, если он окажется бракованным? В чем отличие распродажи от уценки товаров?
Василий, Витебск

- В связи с чем продавец распродает товар? Скорее всего, этот товар распродается по окончании сезона. Дабы не нести какие-то убытки, продавец предпринимает такие действия, как распродажа. Если же товар окажется бракованным, потребитель имеет полное право предъявить претензии. Здесь вопрос еще: уценка товара, с чем она связана? Если по какому-то дефекту, то по этому дефекту возвратить товар нельзя, но если проявятся какие-то дефекты, товар можно будет возвратить.

Купил обручальное кольцо невесте, а оно ей оказалось мало. Магазин отказался обменять кольцо. Правомерны ли действия продавца?
Сергей, Минск

- Да, действия продавца правомерны, поскольку это товар, который входит в перечень доброкачественных непродовольственных товаров, не подлежащих обмену. Здесь можно только выразить сожаление, с невестой вместе необходимо было приобретать это кольцо.

Приобрел утюг, через неделю он сломался. В магазине сказали - все претензии предъявляйте изготовителю. Что нужно делать?
Геннадий, Гродно

- Потребитель правильно предъявил претензии в магазин, продавцу, поскольку он имеет право предъявлять претензии как изготовителю, так и в данном случае продавцу. Потребитель обратился адресно.

Могу ли я в течение гарантии обменять обувь, если внешне в ней никакого брака в ней нет, но постоянно потеют ноги, так как обувь не "дышит"?
Покупатель, Минск

- Здесь речь идет о купленном товаре, который потребитель уже носит. Брака, утверждает, нет. Ноги потеют. Нужно просто смотреть, из какого материала сделана обувь. Это может быть и синтетика, поэтому обувь и не дышит. По таким признакам обменять обувь нельзя.

Что вы можете сегодня сказать о состоянии рынка продтоваров? Есть ли нарекания по качеству продуктов и обслуживанию, какие?
Галина Петровна, Минск

- Рынок наш наполнен продуктами питания. Как правило, нарекания по поводу качества продуктов касаются просроченности товаров, то есть, срок годности истек, а продукт продолжается реализовываться. Вот, в частности, такие жалобы поступают. Но это 2, 3, 5 процентов в месяц от общего числа обращений.

Подлежит ли обмену компьютерный диск, если после покупки оказалось, что он не соответствует системным требованиям компьютера?
Глеб, Минск

- Нет, не подлежит компьютерный диск. Будем думать о том, что этот товар доброкачественный и продавец продемонстрировал в использовании, поэтому не подлежит обмену.

Имею ли я право вернуть сотовый телефон, купленный в интернет-магазине, если он меня не устраивает? (технические возможности аппарата нареканий не вызывают)
Анна, Брест

- Сотовый телефон, в данном случае, купленный в интернет-магазине, доброкачественный, поэтому обмену и возврату не подлежит. Вернуть вы его не можете.

Когда вещь явно бракованная - понятно, что надо жаловаться, но когда небольшой брак, а вещь работает, но этот брак доставляет небольшой дискомфорт, можно ли действовать как при явном браке и обменять вещь на новую?
Алина Вячеславовна, Могилев

- Что значит "большой" и "небольшой" брак? Если брак есть, то он есть. Также непонятно, о каком товаре идет речь, поэтому нужно уточнить этот вопрос. Ну, а о том, что "большой" или "небольшой" брак, то брак он и есть брак.

Много ли дел доходит до суда?
Алекс, Минск

- Нет, я бы сказала, не много. Например, юристами "Белорусского общества защиты потребителей", здесь в Минске, рассматривалось в этом году в суде 96 дел. А всего по республике - 435. Это не очень много, хотя в целом по республике было заявлено 1418 претензий. Потребителям было возмещено материального ущерба и морального вреда более миллиарда рублей.

Куда обращаться потребителю, если продавец отказывается выдавать чек, ограничившись надписью на упаковке?
Валентина, Минск

- Прежде всего, продавцу сделать запись в книге замечаний и предложений. Но то, что продавец сделал надпись на упаковке, - это также свидетельствует о том, что потребитель именно у этого продавца приобретал тот или иной товар. Это является основанием для предъявления требований, если вдруг появятся какие-нибудь недостатки у этого товара.

У меня возник вопрос, имеют ли право операторы сотовой связи (ОПСОС) брать плату за детализацию совершенных абонентом соединений? Ведь это все равно, что в ресторане с нас потребовали бы деньги за счет, в котором расписаны все блюда, за которые мы платим.
Антон, Минск

- Прежде всего, здесь нужно посмотреть на договор, который Вы заключали при подключении, и, исходя из этого, Вы будете видеть прав оператор или же не прав.

Здравствуйте, Анна Владимировна, подскажите пожалуйста, в октябре на рынке была куплена зимняя обувь (кожа и мех натуральные), в течение носки подкладка начала рваться. Гарантия на коробке указана 60 дней. Чек на обувь имеется, но продавец отказал в возврате денежных средств, аргументировав это как механический брак. Что делать?
Тамрико, Минск

- Вам, Тамрико, рекомендую обратиться в "Белорусского общества защиты потребителей" для проведения экспертизы: понедельник, среда с 10.00 до 17.00 и пятница с 10.00 до 13.00. Адрес: Минск, ул. Я.Коласа, 73, комната 1012. Телефон: 262 02 37.

Дом практически готов, но его не сдают. Могу ли начать отделку квартиры до его сдачи?
Светлана Ивановна, Минск

- Кто строит дом? Кто это - ЖСК? Уточните там, на месте. В правлении, скажем, если это ЖСК.

Можно ли потребовать изменений типовой формы договора на оказание услуг (например, ремонтные работы) и конкретизировать виды работ? Очень часто подрядчик отказывается менять форму договора.
Сергей, Гомель

- Да, к сожалению, приходится встречаться с такими подрядчиками. Дело времени, еще не настолько насыщен рынок теми, кто оказывает такие услуги. Ваше требование справедливо. Требуйте конкретизации видов работы.

Где потребитель может узнать о том, что в том или ином товаре, продукте содержатся генетически-модифицированные добавки? У продавцов такой информации нет.
Елена, Минск

- Такая информация должна содержаться на упаковке, если в продукт питания входит генетически модифицированный компонент или сам продукт является генетически модифицированным. Просто, возможно, в данном магазине таких продуктов нет.

Почему продавцы у нас до сих пор не научились улыбаться покупателям?
Арина, Минск

- Я очень рада этому вопросу. Действительно, у меня всегда вызывает беспокойство некоторые продавцы, которые не улыбаются. А связано это, наверное, со многими причинами – у нас еще не так насыщен рынок товаров и продавец не заинтересован в нас, в каждом, как в потребителе, он не заинтересован в наших деньгах. Продавец считает, что все равно придет потребитель в наш магазин и купит, будем мы улыбаться или нет. Это администрация магазина не работает с персоналом. Это целая наука – продавать, а она пока в неразвитом состоянии.

Как вы предлагаете бороться с обсчетом и обвесом?
Вадим, Брест

- Каждому потребителю самому проверять чек, когда вы проходите через кассу. В магазине есть контрольные весы. Это, конечно, пережиток прошлого и такие вопросы в последнее время встречаются все меньше и меньше – обсчет-обвес.

Не ведете ли вы черный список магазинов, предприятий обслуживания? И может ли у вас потребитель поинтересоваться, где и что именно не стоит покупать?
Андрей, Минск

- Мы не ведем черный список магазинов и предприятий обслуживания, поскольку это некорректно по отношению к сфере торговли или услуг, поэтому потребитель у нас не может поинтересоваться, где и что не стоит покупать. Но каким образом поступить, какой договор заключить - об этом он может узнать у нас по телефону и в последнее время потребители об этом спрашивают.

А где можно узнать уровень радиации в продуктах, которые особенно производятся в районах близких зараженным зонам?
Без подписи, Не указано

- Если у Вас возникает вопрос, то в центрах гигиены и эпидемиологии, а ранее и в аптеках любой продукт можно было принести и проверить. Но действует настолько серьезный санитарный контроль тех продуктов, которые реализуются в магазинах и на рынке, а не где-то рядом с рынком, что потребителю не стоит волноваться.

Мы купили холодильник в магазине, 2 года гарантии,через месяц перестал работать вентилятор. Мы можем вернуть холодильник в магазин и обменять на новый или можем только ремонтировать по гарантии?
Вячеслав Л., Минск

- У потребителя не наступило право обменять, поскольку менять можно, или когда дефект неустранимый, или произведена повторная замена одного и того же элемента или трех различных элементов. У вас есть право обратиться в сервисный центр, но, кроме того, у вас есть такое право, как обратиться в магазин, в котором приобретали, и потребовать расторжения договора. Но в этом случае магазин обязан провести экспертизу, уведомив при этом Вас о месте и времени. В случае, если потребитель не прав, то ему придется возместить стоимость экспертизы.

Я слышала, что есть люди, которые покупают платья одевают их на вечеринку, а потом сдают в магазин, под предлогом, что, мол, не понравилась. Куда отдают эти платья или их тут же продают, и потом ничего не подозревающая покупательница берет платье как новое?
Наташа, Минск

- Я об этом не слышала. Тем не менее, если платье надевали, то его уже возвратить нельзя, поскольку платье можно обменять на аналогичный товар, если на месте - ярлыки, лейблы, чек. Вот при таком условии в четырнадцатидневный срок можно произвести обмен, обменять товар на аналогичный. Но если речь идет о том, чтобы надеть, а потом уже требовать замены, то в таком случае потребитель не прав.

Как сегодня, на ваш взгляд, обстоят дела в гипермаркетах? Обманывают покупателей?
Ирина, Минск

- Какие основания у гипермаркета обманывать покупателя? Это их потребители, их покупатели.

Купили вещь в интеренет-магазине, она оказалась бракованной. Доставка значилась как бесплатная. Мы потребовали вернуть деньги. Нам сказали привозить товар самим. Скажите, должны ли они сами забрать некачественный товар или мы должны везти. Просто где взять время и машину...
Глина Д., Минск

- В данном случае доставку некачественного товара возможно осуществить за счет продавца. К сожалению, вам придется нанять машину в трансагенстве или заказать такси. Но вы можете предъявить документ на провоз этого товара и потребовать деньги за его доставку.

Можно ли обращаться в общество потребителей, если посольство взяло деньги за выдачу визы и визу не выдало? Почему права граждан не защищены в посольствах?
Пострадавший, Минск

- Здесь отношения не регулируются законом "О защите прав потребителей".

Можно узнать безопасно ли мясо покупать на Комаровке? А то ходят слухи, что из-под прилавка продают иногда не проверенное. Насколько там жесткий контроль?
Без подписи, Не указано

- Просто, когда вы приобретаете мясо, потребуйте у продавца документ, подтверждающий его качество, в данном случае, выданный центром гигиены и эпидемиологии, который находится на Комаровке.

Часто вижу надпись "Книга жалоб и предложений" находится у администратора, заведующей или бухгалтера. Многие магазины, а также различные заведения общепита работают до 22.00 и 23.00 и даже до утра! Я не думаю, что до этого времени работа эти категории лиц, что я перечислил выше! Что делать в этом случае???
Андрей, Минск

- "Книга замечаний и предложений" должна храниться в доступном для потребителя месте. Если вам отказали в ее выдаче, обращайтесь в инспекцию по налогам и сборам того района, где зарегистрировано данное заведение.

В марте 2007 приобрели у ЧУП угловой стол. Спустя несколько месяцев обнаружились видимые дефекты. Неоднократно сообщали фирме об этом. Они постоянно (почти полгода ) ссылаются на то, что у них ПОКА много заказов, и нет времени приехать все исправить. Гарантия 24 месяца. Что нам делать? Ждать?
Марина, Минск

- Ждать, безусловно, нельзя, поскольку так истекут 24 месяца. Обращение должно быть в установленной форме, заказным, с уведомлением, и направить его нужно в адрес изготовителя (исполнителя). Но, судя по тому, что не получается, Марине из Минска в этом случае рекомендую обратиться к юристам "Белорусского общества защиты потребителей" по адресу: Минск, проспект Победителей, 17, комната 1012 с 9 до 18 без обеда. Для того, чтобы доказать, что там присутствуют дефекты, мы также можем провести экспертизу.

Мы купили монитор в интерент-магазине, нам привез курьер. Проверять отказался, сослался, что он только доставляет. Мы включили проверить, оказалось там один битый пиксель. Позвонили в общество потребителей, девушка ответила, что производитель допускает до 3х битых пикселей. Стали читать гарантийный талон, там было написано, что производитель допускает несколько битых суб-пикселей, но ни одного битого полноценного пикселя. То есть это был брак. Кому верить, гарантийному талону или обществу потребителей?
Анжела, Минск

- Я сожалею, если там был такой специалист. Бывают случаи, когда потребителям привозят товар, они расплачиваются (сделка может совершаться вплоть на лестничной клетке) и на этом все. А товар должен быть продемонстрирован в использовании: включили-выключили. Говорят, вот сейчас зима, необходимо по условиям два часа ждать. В данном случае это дорогостоящий товар, ждите хоть три. Тот, кто взялся доставлять, он обязан был выдать документы, подтверждающие факт оплаты... В этом случае - верить гарантийному талону и заявлять претензию продавцу.

Я, купил в торговом объекте с красивой вывеской "СИЛЬВЕРАДО", расположенном в Гродно, Советских пограничников, 91 видеокарту. Первый раз она вышла из строя во время гарантийного срока и была заменена. Во второй раз, после (10 месячного) гарантийного срока. Я обратился по месту покупки, в "СИЛЬВЕРАДО". Мне отказали в послегарантийном ремонте, т.к. они не имеют лицензии. А так же ссылаясь на перерегистрацию в апреле 2007 года, утверждают, что я вообще не покупал у них видеокарту, сегодня торговый объект с красивой вывеской над входом "СИЛЬВЕРАДО" работает как и раньше, но это ООО "ЦИФРОВИК". Выяснилось, что продажу осуществил ИП Самойлович Д.В., который считает, что его обязательства передо мной закончились с окончанием установленного им 10 (десяти) месячного гарантийного срока. После замены карты не прошло 2 лет. Вопрос: кто должен обеспечить проведение послегарантийного обслуживания. Кассовый чек, гарантийный талон имеются в наличии.
Пивоваров Юрий, Гродно, Менделеева, д.34, кв.10

- Вопрос сложный. Насколько мне представляется, тот магазин, который продал видеокарту, прекратил свою деятельность. Думаю, об этом было объявление в газете, что он прекращает свою деятельность. Поэтому заявлять претензии к другому продавцу не может. Потребитель может заявить свои претензии к производителю. Но в данном случае, я так думаю, будет очень трудно установить, кто является производителем.

Как поступить в случае, если недобросовестный потребитель решил заработать на своих правах: угрожая походом в "Общество защиты прав потребителей", требует отдать ему товар за полцены, мотивируя это следующим "я знаю, сколько вы тут зарабатывете!"? Известны много случаев, когда любители новой обуви, дорогой одежды именно так и поступают.
Елена Коввалькова, Могилев

- "Общество защиты потребителей" не будет поддерживать такие требования потребителя. А вот если новая обувь или одежда действительно не подошли, у потребителя есть право на замену аналогичным товарам в течении 14 дней, если товар не был в использовании, сохранен его товарный вид. В этом праве потребителя никто не может ограничить.

Мы строим квартиру в ЖСК. 26 сентября 2007 г. был подписан акт сдачи дома, но коммуникации (каналазация, вода) не подведены! Председатель ЖСК обещал, что до 15 декабря этот вопрос будет решен и нам выдадут ключи и документы. Однако пока все остается без изменений. Коммуникаций нет, строители не торопятся, отсчет выплаты кредита (6 месяцев с момента сдачи дома) начат, а жить негде. Что делать и куда обращаться?
Малахова Светлана, г.Минск

- Такие отношения законом "О защите прав потребителей" не регулируются.

21 ноября я купила сапоги (зимние), спустя 3,5 недели оторвалась и протерлась подошва. Т.к. обувь была на гарантии я отнесла их назад, в магазин. Продавец их забрав, сказала, что отнесет их в ремонт. Могу ли я потребовать отдать мне деньги, или гарантию на ремонт? Спасибо!
Елена, г. Могилев

- В данном случае нужно было потребовать возврата уплаченных вами денег. Если вы согласились на ремонт, то претензии можно предъявлять по произведенному ремонту. Нужно было требовать или замены товара, или возврата денег.

Купил в магазине "Ома" ударную дрель "Bosh".Через неделю она вышла из строя, не успев просверлить даже одного отверстие до конца. В тот же день я отправился в магазин, где администратор сказала что они теперь ко мне отношеия не имеют, т.к. все гарантийные обязательства лежат на центре обслуживания "Bosh". Мне так и не удалось ничего добиться и я ушел со сломанной дрелью искать гарантийный центр. Скажите,имею ли я право поменять дрель, имею ли право забрать деньги, ссылаясь на то, что дрель, которая сломалась через неделю, меня не устраивает?
Дмитрий, Гомель

- Я уже ответила на аналогичный вопрос (о холодильнике).

В начале строительства дома, когда было сделано 2 этажа, выяснилось, что фундамент дома не в состоянии нести первоначальную нагрузку дома, в результате чего был изменен проект без уведомления членов ЖСК-17 . Изначальные перегородки в доме, кирпичные и из блоков ПГС были заменены на гипсокартоновые, что привело к увеличению кв. м. Кто должен нести ответственность за первоначальные просчеты в проектных данных? В начале стройки кв. м. стоил 925000 руб, сейчас 1100000.
Касьян Татьяна Константиновна, г. Калинковичи

- Закон "О защите прав потребителей" на эти отношения не распространяется. По разумной схеме, должны были приглашаться все члены ЖСК, с ними согласовываться проект, уведомлять их о возможных изменениях, заключать какие-то дополнительные соглашения на увеличение стоимости. Все это должно было обсуждаться с руководством ЖСК, правления на общих собраниях.

Наш ЖЭУ-7 начислял два с лишним года оплату за воду по групповому счетчику установленному на шесть домов, хотя такая процедура предусмотрена инструкцией № 13 ЖКХ РБ от 24 мая 2004 года, только для домов оборудованных групповыми счетчикам, но никак о КВАРТЛАХ домов!! (в квартире нет индивидуальных счетчиков.) Перерасчет за три последних месяца директор ЖЭУ В.И. Емельянов сделать отказывается. Прокомментируйте ситуацию. Спасибо.
Алексей, г Минск

- Вопрос нужно уточнять. Обращайтесь к нам, в "Белорусское общество защиты потребителей", по адресу: г.Минск, ул.Я.Коласа, 73, комн.1012, телефон горячей линии 262-96-08, телефон юристов 226-84-21.

Здравствуйте, Анна Владимировна. Как осуществляется защита потребителей в ЖКХ в части проведения ремонтных работ. Моя квартира в настоящее время разгромлена (плесень, трещины). ЖРЭО ремонтирует с июня с помощью своего подрядчика. Вскрыли полы в 2-х комнатах 15.06.07 и до сих пор его не установили, т.к. сначала тянули время, а потом завезли зараженные грибком и древоточцем материалы, хотятакие материалы подлежат обязательной сертификации. Работы делаются не в соответствии со строительными нормативами. Проекта ремонта нет, договора у меня с подрядчиком нет, контроль за работами ЖРЭО НЕ осущствляет. Все мои силы уходят на изучение действующих нормативов и попытками самой контролировать. Должен ли подрядчик заключать со мной договор по видам работ, срокам. Как в нем должны быть отражены вопросы технического надзора, наличие проекта на заделку трещин на капитальной стене. В данный момент я поставила ЖРЭО вопрос о замене подрядчика. 2 комнаты у меня выведены из использования пол года, но я плачу за услуги в полном объеме. Можно ли с Вами связаться для консультации.
Круковская Л.И., Минск,Берестянская 2,86

- В вашем случае необходимо напрямую обратиться к нашим юристам в Минске. Еще раз называю адрес: проспект Победителей, 17, комната 1012 с 9.00 до 18.00 без обеда, кроме субботы и воскресенья.