Женщина, которая ведет

17.10.2014
"Минский курьер", 17 октября 2014 г.

 
Ведущая фестиваля "Славянский базар" Елена Спиридович рассказала, как попала на этот проект, что ее подтолкнуло к экспериментам над своей прической и какими подарками балует супруга.

- Алена, помните свое первое выступление на фестивале "Славянский базар в Витебске"?
- Это целая история. Мне поручили вести "Дневники фестиваля". Тогда они выходили в прямом эфире за 15 минут до концерта. Мы устанавливали возле одного из входов в амфитеатр камеру, и я, глядя в нее, рассказывала о фестивальной программе. Ко мне подходили артисты и кураторы концерта, с которыми была договоренность: делились впечатлениями, сообщали о подробностях мероприятия. Первый эфир провела отлично. На второй день по каким-то причинам задержали начало концерта на 20 минут, но мою съемочную группу об этом не предупредили. Работаю, общаюсь с героями. Подходит время прощаться со зрителями, а позывные на концерт не звучат - на сцене даже свет не зажигают. Я совершенно не понимаю, что происходит. Чем забивать эфир? В зал вошли опоздавшие зрители, я их за руку - и к камере: почему вы пришли на этот концерт? какие у вас любимые артисты? а может, вы и сами для нас споете?.. Коллеги мне передали фестивальную газету, и от безысходности я начала даже зачитывать репортажи. Позывные "Базара" услышала уже в невменяемом состоянии. Честно скажу, не горжусь тем эфиром... Все бы ничего, но то выступление увидел председатель Белтелерадиокомпании Геннадий Буравкин. Как мне потом передали, он сказал: "Девочке еще рано выходить в эфир, найдите кого-то более опытного, а ее отправьте в Минск". В гостиничный номер собирать вещи не пошла. Была тогда девушкой ранимой и, чтобы не разрыдаться, отправилась "в люди" - в арт-кафе рядом с амфитеатром. Заказала чашку кофе и сидела вся из себя такая гордая, оскорбленная. Ко мне подсел мужчина (я тогда еще не знала, что это главный режиссер "Славянского базара" Сергей Винников из Москвы) и сказал: "Видел ваши "Дневники". Забавно. Вам что, действительно ничего не сказали о задержке концерта?" И я все выложила. Режиссер с ходу предложил вести программу фестиваля в следующем году. Также сообщил, что продлевает мое пребывание на "Славянском базаре", чтобы сходила на концерты, понаблюдала, как работают коллеги... На следующий день я опять вышла в эфир и "Дневники" вела вплоть до окончания фестиваля.

- На вашем первом "Славянском базаре" вы всем запомнились довольно экстравагантной стрижкой. Как решились на такое?
- По поводу этой стрижки мой друг режиссер Александр Вавилов даже написал стихи, в которых были строчки "Спиридович, Спиридович, голова - не полигон"... На фестиваль тогда я приехала за несколько дней и зашла к знакомому парикмахеру, мастеру международного класса. Похвасталась, что веду "Славянский базар", и попросила: "Сделай так, чтобы меня запомнили". Он ответил: "Легко!" Убрал зеркало, дал бокал шампанского (как я теперь понимаю - для анестезии) и, включив машинку для стрижки волос, "проехался" по моей челке. Когда я увидала себя в зеркале, сделала глубокий вдох и... пошла в люди, опять-таки чтобы не расплакаться. У всех, кто меня встречал, лица были очень выразительные. Я же делала гордый вид - да, именно о такой прическе мечтала всю жизнь!

- Стрижка у вас была ультракороткая...
- Стилист оставил волосы лишь на затылке, и то они были уложены таким образом, что придавали голове форму кабачка. Я была похожа на инопланетянина. Самое забавное, спустя несколько лет мастер давал интервью, в котором признался, что раньше в его кресле плакала одна известная ведущая, а последние несколько лет рыдает он, так как она не хочет менять прическу. С тех пор ношу только короткие стрижки.

- Вскоре вас пригласили на "Кинотавр" в Сочи. Какие воспоминания о нем остались?
- Меня пригласили вести концерт в честь юбилея гостиницы "Жемчужина", в которой во время фестиваля жили все артисты и организаторы праздника. Моим напарником был известный журналист Матвей Ганапольский. Однако то ли я ему не понравилась, то ли, наоборот, приглянулась, но он пытался передо мной что-то изображать. Подойдя к стойке с микрофонами, я поприветствовала зрителей, а Матвей, согнувшись, продолжал копаться со шнурами. Затем вышел на авансцену и начал рассказывать о том, как долетел, травил анекдоты. Выступал минут пять, после чего вдруг "вспомнил" о сценарии и повернулся в мою сторону: "Ну что ты скажешь, моя младшая сестра из Беларуси? Почитай-ка нам, Алена". Так он вел себя на протяжении всего концерта. Я злилась, не понимала, что происходит и как на это реагировать. За кулисами после окончания программы заметила Марка Рудинштейна, основателя "Кинотавра". Он сидел в кресле с полузакрытыми глазами и то ли наблюдал за происходящим, то ли размышлял. В гримерке я просидела довольно долго. Было так стыдно! Приняла решение, что завтра уеду. Когда народ разошелся, вышла из гримерки и вновь увидела Рудинштейна. По коридору ходил и Матвей. Марк Григорьевич сказал, что ему надоело меня ждать, и пригласил прогуляться до гостиницы. Я всю дорогу молчала. Прощаясь, Марк Григорьевич произнес: "Алена, я принял решение. Ты будешь вести "Звездную дорожку" на "Кинотавре". Я начала отказываться - никогда ведь этим не занималась. На что он заметил, что в моем возрасте (а мне тогда было лет 35) нужно быть более уверенной в себе.

- И как прошло мероприятие?
- Начнем с того, что на следующий день все-таки решила отказаться. Пришла в штаб сообщить о своем решении, а мне сказали, что Марк Григорьевич уехал в Москву, и представили моего напарника Дмитрия Горина (сегодня он главный редактор канала "ТВЦ"). Нам дали сценарий. Дима прочел его и сказал, что мы сами напишем себе речь. Два дня ее сочиняли, не поднимая головы. Когда все было готово, отправились ходить по звездной дорожке, чтобы проверить, сколько слов успеем произнести за время, пока к нам идет артист. Лично я прошлась раз 50. В эфире наше выступление должно было длиться 18 минут 30 секунд, но мы закончили на 10 секунд раньше, на что режиссер радостно заметил: "Какая удивительная случайность!" Только мы с Димой знали, чего нам стоила эта "случайность".

- В эфир "Белорусского времечка" люди чаще звонят с проблемами?
- В "Коммунальном понедельнике" я постоянно призываю зрителей рассказывать о положительных героях своего района - дворниках, диспетчерах. Набрать телефон и выплеснуть то, что накипело, может каждый, а вы попробуйте позвонить и сказать спасибо, да еще назовите фамилию этого работника, чтобы о нем узнала вся страна. Иногда все-таки удается достучаться до зрителей.

- Минчанам, которым не повезло с работниками ЖКХ, как помогаете?
- Наши корреспонденты и редакторы обязательно берут под контроль одну-две истории из каждой передачи: звонят в организации, интересуются, как обстоят дела, и предупреждают, что снимут повторный сюжет. Часто это срабатывает. Лифт, который до этого стоял три месяца, тут же ремонтируют или устанавливают скамейки возле подъездов. Многие зрители воспринимают меня, как личного советника. Если раньше в общественных местах обращались с комплиментами типа "какое красивое платье на вас было на концерте", то сейчас спрашивают: что делать, если полагается надбавка, а ее не дают, или поджариваю ли я лук, когда готовлю мачанку.

- В одном из интервью читала, что супруг Юрий Бреус часто балует вас подарками. А что презентуете ему вы?
- С мужем в этом плане очень сложно, потому как ему никогда ничего не надо. Как выкручиваюсь? Стараюсь дарить нужные вещи. Недавно, например, вручила портативный USB-светильник.
А Юра действительно очень любит удивлять. Навсегда запомнила букет желтых тюльпанов, которые он подарил мне в феврале. Мы возвращались из отпуска. Пока ожидали поезда на вокзале в Москве, супруг ненадолго отлучился - что-то ему надо было купить. Зайдя в вагон, я тут же легла и уснула. Просыпаюсь, а на столике стоит удивительный букет.

- Алена, насколько мне известно, с супругом вы прожили 25 лет. В чем секрет долголетия вашего союза?
- Помню, на 19-летие нашего брака проснулась и начала считать, сколько мы вместе. А потом расплакалась: жизнь прошла, а я и не заметила. Он меня успокаивал, мол, радоваться надо, значит, нам хорошо вместе, если годы пролетели незаметно... Если между людьми есть настоящее чувство, то оно никуда не исчезает.

Юлия БАЛАКИРЕВА.