Зачем скрести подошву?

22.04.2009
"Народная газета", 22 апреля 2009 г.


Хореограф проекта "Звездные танцы" Дмитрий Белявский рассказывает, есть ли среди его подопечных безнадежные для танцев люди, способствует ли страстная латина возникновению любовных романов, а также зачем в его арсенале "дружеские тычки".
На втором этаже телецентра, что на улице Макаенка, располагается самая большая студия Белтелерадиокомпании. Там идут съемки практически всех больших проектов (благо телевизионный мир предполагает быструю смену декораций). В том числе и "Звездных танцев", первые два выпуска которых мы уже посмотрели.
В съемочном павильоне яркого шоу темно. Прожектора освещают лишь площадку, на которой танцуют пары, да судейский стол - они едва занимают половину студии. На прошлой неделе в жюри сидела певица Наташа Королева. Авторы проекта говорят, что практика приглашения в судьи известных людей станет постоянной. Предполагается, что на проекте могут "засветиться" балетмейстер Алла Духова и экс-гимнастка, а ныне депутат Госдумы РФ Светлана Хоркина. Правда, не факт - договоры еще ни с кем не подписаны.
За выступлением пар стоя наблюдает десятка два-три зрителей. В основном, сотрудники канала, у которых случился перерыв в работе, и родственники конкурсантов. Между ними ходят сами танцоры. Вот Алексей Хлестов пытается занять место поудобнее. Обаятельно улыбаясь, говорит, что сзади ему не видно (рост певца - 161 сантиметр).
Перед выходом на сцену все участники долго возятся с обувью. В руках Дмитрия Карася мы заметили щеточку, на конце которой было несколько рядов металлических зубцов.
- Обувь во время выступления сильно скользит, поэтому мы царапаем подошву, чтобы сцепление с площадкой было лучше, - объясняет ведущий программы "Добрай раніцы, Беларусь". Подошву конкурсанты скребут от души. Дорогие танцевальные туфли, как и все наряды для съемок, им предоставляет Первый канал. Он же платит и звездам, и профессиональным танцорам гонорары за участие в проекте (суммы скромно не оглашаются, но известно, что они незаоблачные).
За постановку номеров и чистоту танца отвечают хореографы проекта. Их на "Звездных танцах" четыре. Пожалуй, они являются и самыми строгими судьями, и самыми внимательными зрителями. Участники почему-то особо выделяют Дмитрия Белявского. Возможно, оттого, что он единственный мужчина-преподаватель. А может, и потому, что Дмитрий в процессе обучения словами не ограничивается. Если кто-то не понимает, хореограф может объяснить и по-другому.

- Вы уже успели изучить возможности всех участников проекта. Среди них есть безнадежные для танцев люди? - спросили мы тренера.
- Постановщики номеров должны делать так, чтобы "безнадежность", даже если она есть, не бросалась в глаза во время шоу. Каким образом? Вы можете заметить, что номера у нас часто отличаются один от другого. Где-то больше трюков, где-то - аксессуаров, а где-то больше танца. Это делается не случайно. Иногда внимание зрителя лучше отвлечь от танца, иногда - лучше на нем заострить. Хотя после отбора остались люди, которые танцевать умеют.

- Участники говорят, что вы можете не только на них прикрикнуть, но даже ударить...
- Такая необходимость порой возникает. Если человек игнорирует слова, то, возможно, через болевой эффект до него дойдет быстрее? (Смеется.) Хотя никого я сильно не бью. Это скорее дружеские тычки (в одном из сюжетов показали, как хореограф неожиданно шлепает по спине ведущего Дмитрия Карася. - О.Г.). Вместо того чтобы кричать, иногда лучше человека разочек ткнуть. Правда, слишком часто такой "воспитательный инструмент" использовать нельзя. А то он потеряет свой мобилизующий эффект.

- И с чем у конкурсантов наибольшие проблемы?
- Они часто концентрируются на самом танце, на выполнении определенной последовательности фигур и забывают про детали. В частности, про осанку. Чтобы ее держать, надо контролировать определенную группу мышц, которая в обычной жизни используется довольно редко.

- Существует деление танцев на более сложные и простые?
- Да, есть танцы более сложные в своей изначальной основе. Скажем, фокстрот и пасодобль мы откладываем напоследок. Обычно они разучиваются, когда пара уже освоила шесть-восемь более простых танцев.

- Но Юлия Раскина выдала в воскресном шоу замечательный фокстрот.
- А еще раньше она выступила с пасодоблем. От способностей человека, конечно, многое зависит.

- Вам не кажется, что у других участников проекта мало шансов в борьбе с Раскиной, которая имеет потрясающую базу после гимнастики?
- Концепция шоу предполагает, что в нем могут участвовать медиаперсоны из самых разных сфер деятельности - телеведущие, музыканты, в том числе и бывшие спортсмены. У кого-то есть преимущество. Например, певцы привыкли танцевать на сцене. Но тот же ведущий Дима Карась имеет хореографическое образование. Думаю, у Раскиной будет конкуренция. У нас есть танцующие ребята, которые за счет грамотно поставленного номера смогут с ней соперничать.

- Хореографам приходится много работать?
- Все четыре хореографа проекта стараются постоянно находиться в зале. Занятия проходят прямо в телецентре. Сначала у нас был один зал, но позже мы нашли второе фойе, пригодное для репетиций. Занятия начинаются в девять утра и длятся до самого вечера. Час-полтора пары работают с хореографами, а затем продолжают тренироваться самостоятельно.

- С ленью участников приходилось сталкиваться?
- Такого нет вообще. Пары часто занимаются дополнительно, чтобы добиться необходимого эффекта. Мы работаем в интенсивном режиме, но люди еще не утратили азарта.

- Что насчет травм?
- Болевые ситуации иногда возникают, все-таки у нас весьма травмоопасный вид спорта. Девушки танцуют на каблуках - это сразу дает нагрузку на поясницу. Зачастую темп танца очень высок, и чтобы не получить повреждения, надо хорошенько размяться. Впрочем, хвататься за сердце мне еще не приходилось.

- После российских телепроектов часто обсуждаются любовные романы, которые возникают между участниками...
- Ничего не могу сказать по этому поводу. В зале мы ограничиваем общение партнеров до минимума, чтобы не страдал тренировочный процесс.

- Но танцы способствуют сближению мужчины и женщины?
- Да, партнеры часто сходятся, но это не правило.

- Как участники ведут себя во время репетиций?
- Самая оживленная дискуссия происходит на тренировках Юлии Раскиной и Дениса Морясина. Она лидер, он тоже хорош. Часто возникают споры, которые приходится переводить в шутку. От греха подальше.
 
Олег ГОРУНОВИЧ, "НГ".