За пультом музыкальной кухни

13.08.2010
"Минский курьер", 13 августа 2010 г.


Белорусское музыкальное вещание - штука непростая. Многие наши артисты жалуются на отсутствие специальных программ, клип-блоков и так далее. В это же время директор дирекции музыкальных и развлекательных программ Белтелерадиокомпании Денис Шпитальников отмечает, что если видео достойно - оно обязательно появится в эфире. В беседе с корреспондентом "МК" он рассказал о казусах фестиваля "Новая волна", качестве белорусских исполнителей и планах на новый телесезон.

- Денис, вам по жизни знакома тема, описанная Тургеневым в "Отцах и детях", ведь пришли на телевидение вслед за известным отцом. Трудно ли было доказывать свое творческое Я?
- На Белорусское телевидение приходил еще малышом, когда здание только-только построили. В то время папа Владимир Шпитальников возглавлял спортивную редакцию. Решив пойти по его стопам, кончил журфак БГУ, но увлекся музыкой и переехал работать в Москву. Там довольно долго занимался творчеством в своей группе "Ди-Бронкс и Натали". Наш евро-денс-проект был очень популярен в 1990-х. Объехали с гастролями треть России, ощутили жизнь в московской тусовке. Там же получил колоссальный орыт. Как журналист внимательно следил за работой съемочных групп, а как музыкант, участвующий в телепроектах, видел обратную сторону телевизионного процесса. В 2003-м приехал на лето в Минск, а отец стал зампредом телеканала СТВ, где музыкального вещания как такового не было. Папа предложил: "Присмотрись к каналу. Может, что-то подскажешь". Заинтересовавшись этой идеей, погрузился в работу на целых три года. А позже, когда Александра Зимовского назначили председателем НГТРК, ушел готовить музыкальные и развлекательные проекты для Первого канала страны. Коллектив оказался огромным, сравните: на СТВ было два этажа, здесь - семнадцать. А что касается творческого Я, то доказывать ничего не пришлось - меня и так все знали. Плюс на Первый пришел с багажом своих проектов. 

- Сегодня вы не просто музыкант, а начальник: возглавляете Дирекцию развлекательного и музыкального вещания Белтелерадиокомпании. Трудное дело?
- Наверное, самое трудное - работать в госструктуре: за каждым государственным рублем стоит отчет о целенаправленности затраченных средств. Но, во-первых, так и должно быть, а во-вторых, возможностей гораздо больше. Если на СТВ самым крупным проектом был "Звездный дилижанс", похожий на российскую "Фабрику звезд", то на Первом это и "Славянский базар в Витебске", и трансляции "Новой волны", и масштабные новогодние шоу. Конечно, не все задумки реализовываются. Если к началу нового сезона планируется четыре проекта, то в эфир обычно выходят один-два. Дело здесь и в деньгах, и во мнениях. 

- Многие наши артисты жалуются на минимальное количество музыкальных передач на белорусском телевидении...
- Наши артисты были на виду, когда раз-два в месяц их показывали в проектах "Перекрестки Европы" на Первом канале, "Серебряный граммофон" на ОНТ и "Хит-момент" на СТВ. Но получалось так: не артисты делали уровень программам, а наоборот. Если на РТР еженедельно "Субботним вечером" зажигает Леонтьев и все довольны, то у нас артистов, способных на протяжении многих лет держать аудиторию возле телеэкранов, нет. Пусть наши исполнители не обижаются, но делать рекламу тому, на чем зритель не остановится, мы не хотим... 

- А можете сегодня сделать что-то в стиле "Музобоймы", которая когда-то выходила на БТ?
- Мотивация к созданию такой программы слабая, клипов снимают мало, а то видео, которое появляется, не всегда качественное. Например, известна позиция Алексея Хлестова: если снимать клип, так бомбу. А снять что-то недорогое, а потом ходить-просить, чтобы поставили в эфир... Ну, в общем, вы поняли. Главное вот что: если артист приходит к нам с хорошим видео, мы обязательно его ставим в эфир той же "Добрай раніцы, Беларусь!". И на других каналах также. У нас нет такой ценовой политики на клипы, как в России: мол, заплати - и клип будет крутиться. Довольно часто белорусские артисты удивляют вопросами: а как получить видео собственного выступления, например со "Славянского базара"? Отвечаю: мы не звукозаписывающая студия! В России никому не придет в голову позвонить на телеканал "Россия" и попросить свое выступление на "Песне года". Несколько потребительское отношение артистов к телевидению, честно говоря, расстраивает. 

- Недавно вы вернулись с юрмальской "Новой волны", перед этим работали на нашем "Славянском базаре". На ваш взгляд, чем отличаются эти события и какое у них будущее?
- Всегда говорил, что я фанат "Славянского базара". С каждым годом степень участия Белтелерадиокомпании в этом фестивале растет. В этом году, к примеру, мы были инициаторами нового, более современного сценического оформления, и это все заметили. Что касается "Новой волны", то этот проект сугубо коммерческий и полностью телевизионный. На открытии "Волны" стал свидетелем, как акулы российской эстрады Валерий Леонтьев и Лев Лещенко выходили петь на сцену зала "Дзинтари" дважды, потому что пропал сигнал спутника в Москву. В Витебске это неприемлемо, ведь "базар" проходит именно в стенах зала, а мы его просто снимаем. На "Новой волне" все зависит от телеверсии. Тем более что этот проект - денежное творение Игоря Крутого и его товарищей, поэтому финансовое будущее шоу зависит от организаторов. А "Славянский базар" имеет мощную государственную поддержку под личным патронажем нашего Президента и самую лучшую из известных мне группу организаторов. Все это дает уверенность в том, что у нашего "базара" все будет хорошо. Наверное, необходимо больше работать над конкурсом, добавить официальных вечеринок, каких-то околофестивальных мероприятий. Но это уже детали. 

- Вы много работаете, много ездите, успеваете ли видеть семью?
- Если я не на работе, то дома. Трудно вспомнить, чтобы где-то что-то отмечал в шумной компании друзей. У меня двое самых лучших в мире детей, и я люблю быть с семьей. А если и выбираюсь в люди, то в основном с женой. Хотя Юля всегда говорит, что уделяю ей мало внимания. Бывают моменты, когда и дома хочется отвлечься, побыть наедине с собой - посидеть за компьютером, почитать новости или посмотреть кино, которое я обожаю. 

- Чем бы хотел заниматься, например, через двадцать лет? Продолжите карьеру на телевидении?
- Мне бы хотелось больше заниматься телепроектами не только музыкальными, но и развлекательными: играми и шоу. Эти планы уже созрели. Всегда стараюсь смотреть то, что делаем, глазами зрителя, то есть человека, который сидит на диване. Ведь самая большая беда телевизионщиков, когда они заигрываются и делают что-то интересное только для самих себя. Спрашиваю у коллег, знакомых и домашних: интересно ли будет? К слову, телевизор сегодня не всегда смотрят, порой он нужен для фона, и такие "фоновые проекты" нам нужны. 

- Чем удивите в новом сезоне?
- Есть интересные планы по подготовке Нового года и Рождества. Планируем немного изменить программу "Живой звук" на "Ладе", подвинуть ее в попсовую плоскость. Ведь эта программа изначально задумывалась как показатель, что белорусские артисты способны петь вживую... К сожалению, нам пришлось закрыть "Свою музыку", в которой мы рассказали все про белорусский шоу-бизнес. То есть просто решили не высасывать из пальца третий сезон. Также отказались от реставрации программы Первого "Утренняя волна". Проекты были хороши в то время, но они свое отработали. Это не дает расслабиться - в процессе согласования новые идеи и программы, которые скоро запустим в производство. Обещаю, без интересных музыкально-развлекательных проектов зрители Первого, "Лада" и "Беларусь-ТВ" не останутся! 

Владимир ЖДАНОВИЧ, "МК".