Януш ЮЗЕФОВИЧ: "Будем искать..."

07.04.2009
"Беларусь сегодня. СБ", 7 апреля 2009 г.


Известный польский режиссер ставит номер Петра Елфимова для "Евровидения-2009"
Режиссер, артист театра и кино, хореограф и танцор Януш Юзефович добился признания далеко за пределами родной Польши, у него множество международных призов, включая две "Золотые маски" в Москве. Его главное детище - театр-студия "Буффо" - одна из самых популярных музыкальных трупп в Варшаве. В фойе театра "Буффо", где мы договорились встретиться с режиссером, в глаза мне бросилась большая афиша: "Мюзикл "Пророк" - мировая премьера в Беларуси. Режиссер-постановщик - Януш Юзефович". Похоже, здесь до сих пор не забывают постановку "Пророка", премьера которой состоялась летом 2007 года в Минске.
 
- Януш, как получилось, что мюзикл "Пророк" стал именно в Беларуси мировой премьерой?
- Это было решением продюсеров и авторов, чтобы в Минске провести репетиции и показать первый спектакль. В Беларуси я провел кастинг. Подобрались интересные молодые люди - танцующие и поющие.
После первых репетиций подготовку мы продолжили в Польше. Я привез ребят сюда, где в свое время репетировал свой первый мюзикл "Метро". Белорусские актеры и танцоры работали над "Пророком" с полной самоотдачей. Публика в Минске приняла нас хорошо.
 
- Были и негативные отклики, работу называли сырой и даже предрекали провал мюзикла.
- Не все, на мой взгляд, получилось технически - задумки были невероятно сложными для исполнения, но спектакль состоялся. А уж каким счастливым был Илья Олейников в день минской премьеры - это надо было видеть. Потом были выступления в Москве, а сейчас "Пророк" играется в Петербурге. Там уже в труппу подключилась местная молодежь, но в основе остались белорусские парни и девушки.

Друзьям не отказывают
 
- Почему вы согласились поставить номер Петру Елфимову для "Евровидения"?
- У меня в Беларуси много друзей. Позвонил Александр Тиханович и предложил подготовить конкурсный номер для "Евровидения", которое в мае состоится в Москве. Вообще говоря, это не мое повседневное дело, но друзьям не отказывают. Теперь выискиваю окна в своем плотном графике и летаю в Минск. Вот в минувший четверг только вернулся оттуда. На этот раз не обошлось без приключений. Правда, уже в Варшаве. Покинув аэропорт, вдруг обнаружил, что нет паспорта. Очевидно, сунул мимо кармана после прохождения границы. А на следующий день звонит в театр женщина и сообщает о находке моего документа. Обрадовался, пригласил ее в театр на очередной спектакль. Так что в Минск опять могу поехать без проблем.
 
- Концепция номера определена?
- Идея есть, приступили к ее реализации. Я уже придумал ситуацию, которая, как мне кажется, будет интересна и для артиста, и для исполняемой им песни "Глаза, которые никогда не лгут". Думаю, все будет здорово.
 
- Условия Олимпийского дворца учитываете при постановке номера?
- Конечно. У нас уже есть описание сценографии, и теперь мы сосредоточиваемся на том, чтобы номер был эффектным и стал запоминающимся. Ну а все остальное от нас не зависит.
 
- Как так?
- Так решил жребий, что Петр выступит в первом полуфинале четвертым, но нас это не стесняет и не смущает. Главное - представить песню ярко, чтобы она понравилась публике и телезрителям.
 
- Как вы сами относитесь к этому конкурсу?
- Честно скажу, что задачи "Евровидения" для меня так до конца и остаются неясными. Иногда я задаю себе вопросы: зачем он организуется и что в нем важно? Что становится решающим, почему выигрывает та песня, а не другая? Каковы художественные и артистические критерии конкурса? Идет ли речь больше о музыке или стоит усилить танцевальную часть? А может, более важна визуальная сторона? Бесспорно, важно все. И мы будем искать...

- Во имя победы?
- Если не верить в свою удачу, то и ввязываться в борьбу не стоит. Так в любом конкурсе, наверное... Но вот посмотрите на список победителей "Евровидения" последних десяти-пятнадцати лет. Многие ли помнят их фамилии? В своих странах они, возможно, известны, но ведь конкурс европейский. Мое участие в нем - скорее дружеское сотрудничество, нежели творческие амбиции.

Валерий МАСТЕРОВ.