Второе рождение Первого Национального

15.05.2003
Журнал "Дело", №4, 2003 г.


Весной 2003 года Первый национальный телеканал получил неожиданный подарок. Согласно данным социологического исследования, проведенного лабораторией "Новак", по популярности Первый национальный впервые вышел на уровень канала "Россия". Это означает, что количество зрителей, которые отдают предпочтение "тэлебачанню тваёй краіны" составило 16,0% от всей белорусской телеаудитории.

Такой всплеск популярности главного телевидения республики независимые аналитики объясняют просто: Первому национальному каналу, проводившему в последнее время серьезную техническую и тематическую модернизацию, удалось создать новые, более современные телепередачи и значительно укрепить собственный имидж.
Егор РЫБАКОВ, председатель Белтелерадиокомпании:
- Очередной этап своего развития Первый национальный телеканал проводит в условиях формирующегося в стране рынка средств массовой информации. Как отметил Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, выступая с докладом на семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы, телевизионное поле страны в ближайшие годы будет существенно расширяться, появится еще как минимум три новых специализированных канала. В этой связи у ведущего электронного СМИ страны большие планы на будущее. Сегодня Первый национальный телеканал стремится работать в интересах своего зрителя, выйти на еще более высокий уровень вещания. В этих целях был создан Экспертный совет Белтелерадиокомпании, в который вошли ведущие эксперты в области брэндинга, социологии, маркетинга, проводится обучение руководящего персонала по менеджменту, поскольку в стране недостаточное количество опытных специалистов для работы в новых условиях (они только начинают появляться) и мы пытаемся формировать их сами. Чтобы понять своего зрителя, узнать его предпочтения, интересы и ожидания, постоянно проводятся социологические исследования аудитории. В новом телевизионном сезоне при формировании сетки программ Первый национальный телеканал впервые применил совокупность научно выверенных принципов. Учитывался и анализ основных медиапоказателей и состава аудитории как отдельных передач, так и телеканала в целом.
К слову, такими же принципами и методиками руководствуются сегодня в своей работе и ведущие российские телеканалы. Применение выверенных методик, по мнению руководства Первого национального телеканала, позволило оптимизировать выход в эфир телепрограмм, выпускать их в наиболее удобное для потенциального зрителя время.
Егор РЫБАКОВ:
- Вместе с тем мы не забываем и о главной миссии канала, нашем приоритетном направлении - возрождении, сохранении и развитии национальной культурно-исторической традиции. Мы стремимся, чтобы единственный в стране действительно национальный телеканал стал по-настоящему первым.
Действительно, на фоне основных конкурентов - российских телеканалов - "тэлебачанне тваёй краіны" сегодня выглядит не только современно, но и по-своему оригинально. Можно сказать, что Первый национальный телеканал, который является достойным приемником традиций белорусского телевидения, переживает свое второе рождение. И тот прорыв, который телеканалу удалось осуществить на медиа-рынке страны, по всей видимости, лишь первая ласточка в череде дальнейших его достижений.

НОВОЕ ЛИЦО
В новый телесезон, открытие которого состоялось 21 сентября 2002 года, Первый национальный вступил полностью обновленным. Новый логотип и слоган, получившие в результате проведенных опросов самые положительные отзывы у зрителей, расширенный спектр новых, разнообразных по тематике и жанрам, передач приятно удивили телезрителя.
Впервые в истории белорусского телевидения открытие нового телесезона сопровождалось грандиозной акцией, свидетелями и участниками которой стали около 65 тыс. человек. Попытка работников Первого национального познакомить зрителей с телевизионным закулисьем, лицом к лицу свести их с людьми, работающими непосредственно в студиях над созданием телепередач, показать, чем и как заполняется эфир, раскрыть секреты работы известных телеведущих, показать их не на экране, а в жизни, оказалась весьма успешной. Именно такой вызывающий доверие подход позволил главному каналу страны подняться в рейтинге телеканалов с третьей строчки на вторую.
Готовясь к новому телевизионному сезону Первый национальный провел модернизацию самой большой своей студии. В главном "святилище" телеканала появилось многофункциональное декорационное, световое и видеопроекционное оборудование последнего поколения. Были приобретены видеоэкраны и видеопроекторы, позволяющие создавать большие проекции логотипов, заставок программ, проецировать живое видео.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
При формировании сетки телеканала большое внимание сегодня уделяется различного рода исследованиям. В частности, с помощью так называемых фокус-групп в декабре прошлого года было проведено исследование на тему "Имидж Первого национального телеканала". Респонденты отмечали доброжелательность, искренность белорусского телевидения, его познавательный характер, уважительное отношение к национальным традициям, неприятие культа насилия.
Еще один национальный опрос на тему "Аудитория Первого национального телеканала" проводился в феврале текущего года. По ходу этого исследования выяснялись зрительские интересы, симпатии и антипатии, знание отдельных передач и персонажей, "засветившихся" на Первом национальном телеканале. По мнению участников опроса, канал может гордиться своими информационными программами "Панорама", "Новости", "Доброе утро, Беларусь!", "Зона X" и "Телебарометр". Респонденты дали положительную оценку новым формам подачи новостей на канале.
Доля аудитории информационной программы "Панорама: события недели" значительно выросла по сравнению с предыдущим месяцем. На сегодняшний день ее рейтинг увеличился с 2,5% в мае 2002 года до 7% в феврале 2003-го. На шкале зрительских предпочтений среднемесячная доля программы достигла 16%, что превышает показатели российских каналов Россия (программа "Вести" - 11,85%) и НТВ ("Сегодня" - 8,4%).
Показательно и то, что, по данным опроса лаборатории "Новак", больше всего респонденты симпатизируют ведущим Первого национального телеканала - журналистам Агентства телевизионных новостей (АТН) Ирине Яковлевой, Юрию Гроерову, Злате Ромашевой, Егору Ливаю.

ХОРОШИЕ "НОВОСТИ"
Сегодня, когда конкуренция между телевизионными каналами на белорусском медиа-рынке как никогда высока, а изобрести что-то новое в подаче информации о текущих событиях практически невозможно, именно службе новостей Первого национального досталась роль флагмана в борьбе за зрителя. В новом телесезоне АТН значительно расширило информационное вещание. Оперативную и разностороннюю информацию о событиях в Беларуси и за рубежом зрители Первого национального телеканала имеют получать в течение всего дня, начиная с 6 часов утра. "Ударный" выпуск новостей выходит в эфир в 21 час. С ними телезритель знакомится в программе "Панорама".
Информационный канал, в свою очередь, состоит из ряда тематических блоков: новости дня, новости спорта, прогноз погоды, выпуски региональных новостей. Характерно, что последние готовятся в каждом регионе областными студиями для "своих" телезрителей, а жизнь белорусской столицы и столичного региона освещается журналистами АТН.
В 23.00 в прямом эфире Первого национального стал выходить итоговый информационный выпуск, где журналисты и эксперты комментируют главные события прошедшего дня. Изменился временной формат главной информационной передачи канала. "Панорама", нисколько не проиграв в информационной насыщенности, стала гораздо более динамичной, чем прежде.
В новом сезоне начали еженедельно выходить в эфир информационно-публицистические программы в жанре журналистского расследования, которые готовят журналисты АТН. В них подвергается глубокому анализу политическая, экономическая, социальная жизнь как в Беларуси, так и за рубежом. По воскресеньям вниманию телезрителей предлагается аналитическая передача нового формата, где подводятся информационные итоги каждой недели.
В телерепортажах особенно важен "фактор присутствия" на месте событий. Именно на это делает сегодня ставку АТН в своих передачах. Возможность транслировать в режиме реального времени то, что происходит в различных регионах Беларуси, появилась благодаря приобретению спутниковой передвижной передающей телестанции (СППТС).

"ТЕЛЕВИДЕНИЕ ТВОЕЙ СТРАНЫ" НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
Активно продвигая свой брэнд на внутреннем медиа-рынке, Первый национальный не забывает и о сотрудничестве с зарубежными партнерами. Так, 28 октября 2002 года Белтелерадиокомпания была принята в Национальную ассоциацию телерадиовещателей России и стран СНГ (HAT) и на данный момент является единственным представителем Беларуси среди 345 ее членов.
Первыми мероприятиями, в которых Белтелерадиокомпания приняла участие в качестве члена HAT, стали ежегодная выставка Tele-Radio Broadcast Expo (TRBE) и конгресс HAT "Прогресс технологий телерадиовещания".
Первый национальный телеканал является также членом Европейского вещательного союза (ЕВС) и единственной организацией, представляющей Беларусь в европейском телевизионном мире. Благодаря участию в ЕВС Белтелерадиокомпания на основе фиксированного взноса получает право неограниченного доступа к информационным видеоматериалам, передаваемым по сети обмена "Евровидение". Членство в ЕВС дает возможность Первому национальному телеканалу приобретать телевизионные права на показ крупных спортивных соревнований по более низкой цене. Сотрудничество также позволяет в краткие сроки производить заказ для передачи спутникового сигнала из любой точки Беларуси и мира, проводить двухсторонние встречи с представителями крупнейших телевещательных организаций, а также принимать участие в международных мероприятиях, проводимых под эгидой ЕВС, в частности в конкурсе песни "Евровидение".

РЕЗЮМЕ
В текущем телесезоне Первый национальный переживает второе рождение. Канал молод, несмотря на свою почти 50-летнюю историю. Первые его шаги в новом формате свидетельствуют о большом творческом потенциале авторского коллектива, что, по мнению аналитиков, дает основания для оптимистических прогнозов на будущее.

Подготовил Александр ВЕНКО, "Дело".

СПРАВКА "ДЕЛА"
Около 700 человек работают на Первом национальном телеканале по данным на март 2003 года.
Среднесуточный объем вещания составляет 19,5 часов.
Ретрансляцию обеспечивают 26 передающих станций, расположенных по всей республике.
Более 25 камер ежедневно обеспечивают телевизионную картинку на телеканале.