Впереди планеты всей

27.05.2011
"Минский курьер", 27 мая 2011 г.


Тележурналист Дмитрий Костин один из тех, кто начинал развивать молодое белорусское телевидение после распада Советского Союза. Не ошибусь, если скажу, что сегодня его имя почти бренд Белтелерадиокомпании. И означает этот бренд качественный журналистский труд, будь то сюжет в новостях или целая программа. 

С Дмитрием мы встретились в уютном дворе дома недалеко от площади Победы, где специальный корреспондент Агентства телевизионных новостей живет с семьей уже много лет (к слову, в своем подъезде Костин - старший, следит за порядком). Пока его восьмилетний сын Миша бегал по детской площадке с товарищами, мы разговаривали о телевидении на свежем воздухе.
- Родители думали, что я буду петь и поступлю в консерваторию, но я, чтобы позднее никого не винить в своем выборе, решил пойти в академию искусств - хотел стать актером! Это было в далеком уже 1988-м, - говорит Дмитрий о выборе профессии. - А в 1990-м объявили первый набор на интересную специальность "режиссер телевидения", и я не смог устоять перед соблазном попробовать себя на новом поприще. К этому времени я уже был сыт театром по горло. Моим духовным наставником и руководителем курса стал профессор Владимир Забелло. Премудрости профессии уже с первого курса мы постигали не в
стенах аlma mater, а в реальных боевых условиях на ТВ. Наставниками у нас были ведущие, журналисты, режиссеры компании, можно сказать, звезды белорусского телевидения советского периода. А как мы за чашкой кофе заслушивались почти приключенческими историями из жизни ТВ-богемы. Я понял, что этот напряженный, почти безумный ритм жизни - это мое... На телеэкране я дебютировал 1 января 1992 года. Помогли не упасть в грязь лицом партнеры по новогодней программе: Елена Спиридович, моя однокурсница Анжелика Агурбаш, братья Хлестовы и, естественно, коллектив съемочной группы. Мы записывали новогоднюю программу в Бобруйске в тот день, когда Михаил Горбачев объявил о том, что Советский Союз прекращает свое существование. Все были в шоке. Но нужно работать. И на следующий день, срочно перекроив сценарий концерта, мы уже шутили по этому поводу, в глубине души надеясь, что все это не очень серьезно. Это было время повышенного эмоционального воодушевления...
Позже я попробовал себя в музыкальной дирекции, где занимался музыкальными постановками и был администратором белорусской делегации на "Славянском базаре". Создавал проекты в самой молодежной редакции БТ, которая все время, как бульон на огне, кипела и пенилась. Были пробы и на коммерческом телевидении. 

- Интересно, а как вы попали в Агентство телевизионных новостей (АТН)?
- Еще во время учебы я создал первую автомобильную программу "Автопарк", пробовал запускать в эфир экономические программы. А в тот день, когда получил диплом режиссера телевидения, председатель Белтелерадиокомпании сказал: будешь у нас ведущим и журналистом в новой службе новостей - АТН. Я ему говорю: мол, я же режиссер и не смогу писать тексты. "Попробуешь, а там посмотрим!" - отрезал начальник. Теперь понимаю: профильное образование дополняет мою основную работу, помогая создавать добротный продукт, за который мне не стыдно. 

- Работу журналиста вы совмещаете с работой ведущего программы "Вокруг планеты". Одно другому не мешает?
- Наоборот, одно из другого вытекает. На СNN и ВВС все ведущие - это журналисты со стажем. Люди, которые достигли определенных высот в своей карьере. Коротко говоря, это профессионалы, заслужившие свое место под софитами. К ним прислушиваются, их уважают. Возьмите, к примеру, ведущего программы Тор Gеаг Джереми Кларксона. Харизматичен, умен, великолепно знает тему. Я равняюсь на такие медиаперсоны. Программа "Вокруг планеты" нуждалась в новом ведущем, и поскольку у меня уже был к тому времени большой стаж в эфире плюс опыт работы за рубежом, руководство посчитало, что я достоин этого места. Но ведущий: это еще не вся программа. Уверен, без коллег из отдела международной информации невозможно создать хорошую еженедельную программу, которая будет интересна людям. Наше кредо: заставить задуматься над событиями, которые происходят в мире, но не сломать голову в попытке понять их. Мы - это коллектив, состоящий из журналистов, режиссеров, многочисленных ассистентов и администраторов. Ориентируемся на людей с высшим образованием, которые интересуются тем, как живет планета. 

- Наверняка часто бываете в командировках, ездите по миру?
- Часто. Но путешествия - затратное дело. Мы должны понимать, что каждая командировка должна приносить результат. Быть эффективной. В нашем случае - открывать новые страницы жизни страны, которую съемочная группа посещает. К примеру, мой любимый профиль - Прибалтика. Как правило, собираю материал сразу для нескольких сюжетов. При этом могу снять экономический или политический сюжет, осветить спортивное или культурное событие в странах-соседках. За примерами далеко ходить не нужно. Во время последней поездки в Латвию я снял аналитический материал о политической ситуации в стране для воскресной программы "В центре внимания" и сразу же поехал в гости к самому известному в Латвии гонщику Андрису Дамбису, который сейчас готовит для ралли "Дакар" первый в мире внедорожный электромобиль. Маленькая латвийская мастерская утерла нос мировым гигантам, и это достойно уважения и восхищения. Кстати, Дамбис несколько лет подряд гонял по барханам "Дакара" бок о бок с белорусскими спортсменами.
 
- Продолжая тему командировок, хочу спросить: не проще было бы создать корпункт в той же Литве, чем охотиться за сюжетами наездами?
- На самом деле это очень дорого. Большинство телекомпаний в мире пользуются услугами стрингеров или фрилансеров-журналистов и операторов, которые не связаны с компаниями обязательствами. Есть тема - сняли, переслали - заплатили. В корпунктах есть смысл, когда у компании неплохой бюджет на эти цели. Пока же у всех телекомпаний на постсоветском пространстве нет проблемы, куда девать деньги, - их попросту не хватает. Ведь необходимо обновлять технику, студийное оформление и так далее. Так что рейды на несколько дней более эффективны с точки зрения получения максимальной отдачи от затрат. 

- Дмитрий, вы брали интервью у президентов Израиля и Латвии, генерального секретаря НАТО, музыканта и режиссера Эмира Кустурицы, композитора Раймонда Паулса и модельера Пьера Кардена. Как удается заполучить таких собеседников?
- Главное - цель. Я это говорю и своим студентам. В современном мире ничего невозможного нет. Просто необходимо оказаться в нужное время в нужном месте и быть готовым к разговору. Когда приезжал Кустурица, я поехал к нему на мастер-класс в академию искусств. Встретились, объяснил цель встречи, и он, согласившись, сказал, что на разговор у него не более получаса. В итоге мы общались больше часа, и экранная версия была, на мой взгляд, очень удачной. Пьер Карден также ограничил время встречи 15 минутами своего времени... Проговорили мы полтора часа. Помощник не скрывал своего удивления словоохотливостью мастера. Я убедил маэстро Раймонда Паулса сыграть несколько вариаций на свои любимые мелодии. А интервью с президентом Шимоном Пересом было под угрозой срыва до последнего момента, пока я лично не уговорил политика уделить немного времени своим землякам. Это творческие и жизненные удачи. Но я уверен, что к общению с такими людьми необходимо быть готовым, чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно проведенное время. Все великие люди, с которыми мне удалось встречаться, обогатили меня внутренне, а я в свою очередь через свое миропонимание пытаюсь подарить зрителям жемчужины истины от этих известных Людей. Надеюсь, это мне удается. 

- Сегодня, как мне кажется, на ТВ много молодых людей, которые приходят "в телевизор" ради славы. Что вы об этом думаете?
- Все хотят славы, ведь телевидение - это популярность. Но звездность быстро приходит и также быстро исчезает. Как метеор на небосклоне. Остаются только те, кто понимает, что телевидение - это серьезный инструмент коммуникаций между социумом и субъектом. Мы являемся коммуникаторами-посредниками. И от того, как этот коммуникатор будет работать, зависит, насколько эффективно до телезрителя (читай единицы общества) дойдет послание, адресованное ему государством. Ведь мы - государственное телевидение. Каждый журналист, ведущий, продюсер должен понимать, что он не просто зарабатывает деньги - он формирует информационное послание, которое отзывается в сердцах миллионов людей, не только белорусов, но и зрителей нескольких десятков стран, где транслируется наш спутниковый канал "Беларусь-ТВ"... Извини, что слишком ушел в науку, но это у меня от того, что я еще и преподаю. А вот многие молодые, которые приходят на телевидение, уверены, что они будут делать новое ТВ и получать свою славу. Я в свое время тоже пришел делать новое телевидение, но сразу понял, что это огромная ответственность. Сказанному с экрана верят больше, чем любому другому слову. 

- А вас узнают на улице?
- Не только на улице, но и в общественном транспорте (смеется). Да, я, несмотря ни на что, продолжаю ездить на метро, а летом на велосипеде. При таких встречах никогда не слышал плохих слов ни о своей работе, ни о работе коллег по каналу. Это приятно, но понимаю, что, если завтра не буду работать в кадре, узнавать перестанут. Это закон жанра... Главным для меня остается правило, которое преподал отец: работу нужно делать так, чтобы за нее не было стыдно. 

Владимир ЖДАНОВИЧ.