Владимир Перлин, профессор, преподаватель Ивана Каризны: "Ване бог очень щедро отмерил"

13.05.2010
"Комсомольская правда в Белоруссии", 13 мая 2010 г.


Иван Каризна в этом году представляет Беларусь на классическом "Евровидении"
Класс Владимира Перлина, оркестр музыкального колледжа, которым он руководить, можно называть фабрикой талантов - уже больше двадцати лет ученики Владимира Павловича берут призы престижнейших конкурсов, дают концерты на лучших площадках не только Европы, пополняют оркестры самых прославленных филармоний. Это действительно музыкальная элита Европы, которая рождается на белорусской земле.
Иван Каризна, который в этом году представляет Беларусь на классическом "Евровидении", - тоже ученик Перлина. Сейчас он учится в Парижской консерватории у Жерома Перно, того самого виолончелиста, который в середине 90-х годов впервые приехал в Минск и влюбился в оркестр Перлина, самого учителя и его учеников.
С Владимиром Павловичем мы беседовали накануне его отъезда в Вену, где на прошлые выходные прошли полуфиналы "Евровидения".

- Моя помощь нужна именно в полуфинале. Может, хоть что-то подскажу. Он ведь будет выступать с концертмейстером-японцем и играть ноктюрн Чайковского. Играет его он божественно, но что японец понимает в русской музыке? Их бы сюда, в 56-й класс, до утра мы бы все сделали...

Тот самый 56-й класс в музыкальном колледже на площади Свободы, место совершенно удивительное. Про иконы говорят - намоленные. Так и эта удивительная комната, в которой сотни книг, кассет (Перлин записывает практически все выступления своих учеников), пластинки, фотографии.

- Сегодня у меня был гениальный день, - такими словами встретил меня Владимир Павлович на пороге класса. В воздухе витал вкуснейший запах свежего кофе. - Как они сегодня сыграли "Арию" Баха! Я им только рассказал, какие они все волшебники, и они заиграли. После этого я весь оркестр все утро упаивал кофе, закармливал конфетами, печеньем. Им Бог шепчет...

ЛЮБОЙ КОНКУРС - ЛОТЕРЕЯ

- Ваня достойнейший участник конкурса. Бог ему щедро отмерил. Но любой конкурс - лотерея. Тем более что на этом "Евровидении" до него два года подряд побеждали виолончелисты. Мне важно, чтобы он выступил достойно. На отборе в Минске он сыграл так, что сразил всех. В Москве до этого он играл у Спивакова, там речь уже шла о выступлениях в Карнегги-холл. А за исполнение того самого ноктюрна Чайковского Ваня получил в подарок от фонда Спивакова уникальный инструмент. Но до финала путь непростой.

- А Спивакову вы его показали?
- Конечно. Мы со Спиваковым дружим не первое десятилетие. Правда, тогда я считал, что он еще не готов. Маленьким он был очень строптивым. Мы с ним прошли очень большой путь. Когда Ваня пришел в этот класс в пять лет. Здесь уже были такие ребята!

О своих учениках Перлин готов рассказывать часами. Это не преувеличение, в его классе я провела больше четырех часов. Владимир Павлович роскошный рассказчик, который и стихи читает (и учеников своих этому учит), и на рояле играет, и блестяще изображает известных людей, вроде того же Спивакова со всеми его бархатными интонациями. А сколько забавных историй он знает! К примеру, о том, как зарабатывал, играя с учениками в Германии на улице. - Мы впервые поехали за границу в самом начале 90-х еще с первым составом оркестра. Ехали на старом "Икарусе" трое суток, сутки простояли на границе, два раза он ломался. Эта кляча и чихала, и харкала. И вот Западная Германия, на улицах стоят повозки, украшенные цветами, люди пьют вкусные напитки, мороженое едят. Дети мои слюной обливаются. Спрашиваю: "Вы хотите мороженое? Только надо будет чуть-чуть поиграть". Говорю Вовке Мулявину (старшему сыну легендарного "Песняра". - Прим. ред.): "Труби сбор. У автобуса настройте инструменты". В соседнем кафе попросили стулья для виолончелистов, а они: "Не могли бы вы возле нас поиграть?" Заиграли мы маленькую симфонию Вивальди - через полчаса детей кормили обедом, мороженым. А у Кельнского собора мы заработали за час 3 тысячи марок. Мы играем, а пастор держит плакат о том, что мы из чернобыльской зоны, чтобы нас полиция не трогала. Володя у меня на альте играл, я говорил его отцу: это наш Башмет, купи ему инструмент.

С Мулявиным-старшим Перлин познакомился в армии уже после окончания консерватории.

- Он был пулеметчиком, я помощником пулеметчика. Потом я с ним поделился кое-каким секретами музыкальными, он мне аккомпанировал хорошо.

ЭТИ РЕБЯТА - ЦВЕТ НАЦИИ

Один из первых учеников Перлина Николай Гимателдинов.

- Будет встречать меня в Вене, он в оркестре Зальцбурга играет.
А в начале 90-х маленький Коля, покоривший Спивакова, Ельцина, Карпова, играл Папе Римскому.
- Был проект, который придумал Святослав Бэлза, выступлений Коли перед всеми монархами мира. Предлагались необыкновенные гонорары.

- Проект не состоялся? Почему?
- Родителям Гергиев предложил работу в Мариинке, в Питере Собчак дал двухкомнатную квартиру, при условии, что Коля переедет туда. И они уехали. Голова закружилась, испытание славой мало кто может перенести. Но там он начал менять одного педагога за другим. И стал обычным музыкантом. И снова камнем сделалась скульптура, и снова глиной стало божество.

- А вот эти три парня - цвет нашей нации, - Перлин показывает на картинку трех богатырей с вклеенными фотографиями молодых людей. - Лена Киселев сейчас в лондонский филармонии, Георгий Онищенко только что выиграл очередной конкурс в Претории, играет у Лорена Мазеля, дирижера номер один в мире. Володя Синкевич - солист Берлинского симфонического оркестра, это музыкальный Эверест. Эта тройка - особая - Но они уехали из Беларуси?

- А что им делать? Они необыкновенные музыканты, мирового уровня, они востребованы. Начинали у меня с пяти лет.

- А как в таком малыше можно что-то рассмотреть?
- Интуиция, я физиогномист, я смотрю на человека и все вижу. Я чувствую. Я вам расскажу, как ко мне пришел Володя Сенкевич. Он внучатый племянник Владимира Короткевича. Я посмотрел личико его - возьму обязательно. Но у меня уже учится четыре архаровца. Пусть пока годик подождет, говорю. Через год слушаю мальчика - его уже из школы выгонять надо. Но я-то знаю, какой это мальчишка. Я его забираю к себе. Проходит три месяца. Никогда не забуду, что я пережил. Приходит мама Володи с какой-то папкой в руках. "Владимир Павлович, большое вам спасибо. Извините, мы документы забрали. Решили, не дано ему быть музыкантом". Я говорю: "Елена Ивановна, что вы делаете? Я ведь его еще ничему не научил. Это не у него не получается, это у меня не получается. Ваше ведро слез каждый урок, его ведро - это нормально. А моих пять вы же не видите. Если вы его заберете, я с этой раной буду жить до конца своих дней". Два года спустя, в девять лет, Володя давал первый в своей жизни концерт в костеле святого Роха. Этот концерт у меня записан на видео, мне не стыдно показать его в любом колледже мира. Смотрите (Перлин ставит мне кассету. - Прим. авт.) на это лицо и эти глаза... это все пропущено через сердце. Технология заоблачная, но он играет сердцем. Сегодня он в Берлине. Эти ребята - мои самые большие друзья. У нас был концерт в филармонии в марте, Володя заключал первое отделение. Как он играл! У него в руках инструмент на 1 миллион евро.

- ?!
- Он выиграл специальный конкурс за право играть на этом инструменте. Он платит за него тысячу евро амортизации. И он выиграл этот конкурс и во второй раз. А какие уроки Володя проводит здесь, когда приезжает! Это не просто мастер-класс, это другое.

БРОСАЛ ВИОЛОНЧЕЛЬ С ЧЕТВЕРТОГО ЭТАЖА

- Мои ученики играют так, как я мог бы играть, если бы меня правильно учили.
Если бы мне кто-то сказал, что я буду здесь работать, никогда не поверил бы. Я секунды считал, когда сбегу из этой школы. Я ненавидел ее лютой ненавистью, ведь я, как дитя войны, хотел быть героем, летать на самолетах. Я сбрасывал инструмент с четвертого этажа, потом отец его чинил. Я специально падал, ломал руку, резал пальцы. Учился ужасно, три мне не ставили, но максимум четыре с минусом. Мама спрашивала профессора Бессмертного: "Аркадий Львович, как он играл?" - "Что я тебе скажу? Играл он фальшиво и паршиво. Но за звук мы ему поставили четыре с минусом". Звук у меня был красивый всегда. А мама так хотела, чтобы я здесь учился, ведь дед был основателем нашей школы.
Потом я попал в класс Бориса Скобло и задержался. И в 10-м классе впервые получил пять с минусом. После школы я собирался в Московскую консерваторию к Ростроповичу, но встретил профессора Стогорского - проклятого, изгнанного ото всюду. Александр Павлович для меня все, он подарил мне жизнь. Тогда я еще не знал, что Стогорский - его артистический псевдоним, что его старший брат Григорий Пятигорский - мировой величины виолончелист, его жена - мадам Ротшильд. Когда он меня услышал, сразу пригласил учиться у него в Америке, даже договорился с Хрущевым и Фурцевой.

- И вы отказались?
- Я же женился через три месяца. Я был влюблен! Мне было 20 лет. И учиться я хотел только у Александра Павловича.

- Не жалеете?
- Ни грамма. Наверняка жизнь сложилась бы по-другому. Но я жить не мог без моей любви. И боготворил своего учителя. У меня крылья росли.
Здесь мой мир. И я востребован там. Общаюсь и дружу с талантливейшими людьми всего мира. Преподаю в Париже, Испании, Голландии, Бельгии, Германии, в Англии. Мы выступаем на лучших площадках Европы, самую лучшую запись моего оркестра сделал английский звукорежиссер, который писал "Биттлз" в студии принца Чарльза.

- А какую звезду сейчас растите?
- Есть у меня сейчас Максимушка. Я только его увидел, сразу понял, что это дитя необычное - ангел. Сейчас ему восемь лет и в классе он пока внештатно. Но на концерте в филармонии уже стихи читал: "Колокольчики мои, светики степные..." Если выдержит сам, если родители выдержат...

ДОСЬЕ "КП"

Владимир Перлин окончил Белорусскую государственную консерваторию в 1965 году. В музыкальном колледже при Академии музыки преподает больше 30 лет. Заслуженный артист Беларуси, Рыцарь Ордена "Академические пальмы", который вручается французским правительством. Орден был учрежден еще Наполеоном I в 1808 году, награждаются им иностранные граждане, вносящие значительный вклад в распространение французской культуры во всем мире.
Больше 20-ти лет назад создал Концертный оркестр музыкального колледжа, с которым объездил десятки стран.
Одним из первых был приглашен в международную благотворительную программу "Новые имена".
Дает мастер-классы во Франции, Германии, Голландии. Бельгии, Хорватии, Болгарии.

НЕ ПРОПУСТИ!

Когда это интервью готовилось к печати, стал известны результаты полуфиналов классического "Евровидения", которое проходит в Вене. Иван Каризна играл во второй день 9 мая и вышел в финал.
Финал конкурса пройдет на концертной площадке перед Венской ратушей.

Смотрите и болейте за Ивана в прямом эфире Первого канала. 

Надежда БЕЛОХВОСТИК.