В поисках своего Шагала

06.06.2014
"Беларусь сегодня. СБ", 6 июня 2014 года.

 
Вишенкой на торте праздников, просто захлестнувших Минск в последние месяцы, стала выставка "Спадчына Беларусi" на заборе парка Челюскинцев. Минчане и гости города возбужденно фотографируются на фоне работ Олега Лукашевича и Александра Алексеева. А эти двое, кажется, перепахали всю страну в поисках архитектурных жемчужин страны. Так бывает: пройдешься вдоль этого забора с удовольствием - все прелести родины как на ладони - и удивишься, сколько красивых мест ты еще не видал.
Недавно Олег Лукашевич вновь сделал мощный информационный бросок - на телеканале "Беларусь 1" в эфир вышел его проект "Художники Парижской школы. Уроженцы Беларуси". 9 документальных фильмов повествуют о Шагале, Баксте, Сутине, Ходасевич-Леже, Цадкине, Кикоине, Кремене и других наших соотечественниках, снискавших популярность во всем мире.
В последние годы Олег исчез с "радаров" - его несколько лет не было на телеэкране, в социальных сетях появлялся редко и то лишь для того, чтобы сообщить, как подписал контракт с певицей Мадонной. О подробностях загадочного исчезновения и удивительных встреч мы с автором нового документального цикла и поговорили.

- Олег, у меня часто спрашивают: где сейчас Лукашевич? Как бы ты сам ответил на этот вопрос? Где ты сейчас?
- Я, как и раньше, занимаюсь проектами, которые интересны прежде всего мне. Телеведущий, журналист, режиссер, фотограф, издатель, общественный деятель - так написано обо мне в Википедии. Авторы данной статьи точно очертили мои интересы. Единственное, с чем я не совсем согласен, когда меня до сих пор представляют телеведущим. Я осознанно ушел из кадра 6 лет назад. Кроме дешевой популярности, когда тебя хватают на улице за рукав, больше это ничего не принесло. Хотя до сих пор люди узнают. Значит, та работа была проделана не напрасно.

- Вчера читала любопытный взгляд на Беларусь чешского писателя Мартина Путна. По его версии "как итог исхода части еврейских элит на Запад рождается феномен всемирно известных евреев из Беларуси. Он охватывает мастеров Парижской школы: Марк Шагал и Осип Цадкин были родом из Витебска, Хаим Сутин - из Смиловичей, Антуан Певзнер - из Климовичей". Точка зрения распространенная, мол, кем бы были Шагал и Сутин, если бы остались в свое время здесь, в Беларуси. Ты ее разделяешь?
- Все эти люди искали себя, возможность самовыразиться. На родине в то время это невозможно было осуществить. Еврею было легче получить художественное образование в Париже, чем в Москве или Санкт-Петербурге, из-за так называемой "черты оседлости". Это также сыграло огромную роль в отъезде значительного числа талантливых деятелей. И потом, революция принесла не только свободу "рабам", но и лагеря НКВД для тех, кто смотрел на мир в другом цвете.

- И еще иностранные туристы сетуют, что в Витебске Шагала нужно искать самостоятельно: никаких тебе кафе "Шагал", листовок, обозначенных шагаловских мест. Думаю, что в Смиловичах с Сутиным дела обстоят на таком же уровне. Стоило тебе там появиться на днях с презентацией цикла, как новостные ленты начали писать, что в Смиловичах установят памятник Сутину. Вообще, это кому-нибудь нужно?
- Не родился еще человек, который так прославил Витебск на весь мир, как Марк Шагал. Город известен миру благодаря его картинам. У него нет ни единого полотна, где бы не было Витебска, этого фантастического шагаловского мира. И так парадоксально, что до сих пор нет улицы в его любимом городе. Я пересмотрел в Национальном архиве аудиовизуальных документов Франции более сотни пленок, которые касаются Шагала. Мне попались редчайшие кадры Шагаловской студии в Сен-Поль-де-Вансе на юге Франции. Так вот, на рабочем столе у Марка Захаровича стояла фотография из Витебска, практически руины города после войны. Скорее всего, из-за этого он не посетил Витебск в свой единственный приезд в Советский Союз в 1973 году. Он не хотел разрушать свой фантастический мир - об этом нам рассказал его сын Дэвид, когда мы в очередной раз с ним встречались в его парижском особняке. И Шагал, и Сутин сегодня уже мировые бренды. Беларуси повезло, что они появились здесь. Сегодня Смиловичи, родина Сутина, на Западе более известны, чем у нас. Я считаю, что в Беларуси уже собрана уникальная коллекция живописи этих мастеров благодаря усилиям Белгазпромбанка, это возрождение наследия этих художников на исторической родине. Еще буквально три года назад в Беларуси не было ни одного живописного полотна ни Шагала, ни Сутина. А сегодня есть коллекция, которая имеет полное право стать отдельным музеем. Это еще один повод любознательному туристу приехать в нашу страну.

- Почему сам решил вгрызться в эту тему, узнать о судьбах этих художников, снять фильмы о них?
- Еще в 2005 году приступил к работе над 4-серийным фильмом о Марке Шагале. На сегодня это наиболее полное и достоверное представление биографии и творчества знаменитого мастера. Фильм был удостоен медали и диплома победителя на IX Евразийском телефоруме в Москве. Так что я в данной теме почти 10 лет. В 2012 году председатель правления Белгазпромбанка Виктор Бабарико выступил с идеей телевизионного проекта "Художники Парижской школы. Уроженцы Беларуси" и предложил мне сделать серию фильмов. Белтелерадиокомпания выступила партнером. Я с удовольствием принялся за работу. И последние два года мы с Александром Алексеевым исследовали биографии 9 художников и сделали о каждом фильм.

- Как думаешь, фактически тебе удастся выстроить в систему эти фильмы? Или подобные циклы рождаются от случая к случаю?
- Их объединяет название "Художники Парижской школы. Уроженцы Беларуси". Как оказалось, художников больше чем 9. Так что эта серия будет продолжена. 

Виктория ПОПОВА.