В начале было слово

18.03.2016

"Минский курьер"

Пять лет назад в эфире телеканала "Беларусь 1" вышел первый выпуск программы "Клуб редакторов". Стала ли передача дискуссионной площадкой № 1 для журналистов?

Студия-трехсотка, из оформ­ления - только тексты и заголовки на стенах, на столе - газеты, вокруг - пять стульев. Действующие лица - нет, не Иван Ургант и компания юмористического "Прожекторперисхилтон", а главные редакторы самых крупных изданий Беларуси. Печатных. Это сегодня заседания, организованные главой Белтелерадиокомпании Геннадием Давыдько, - зрелище для зрителей привычное и занимательное. А пять лет назад передача стала ярким примером того, как могут взаимодействовать печатные и электронные СМИ нашей страны.

Первые выпуски "Клуба", помнится, были похожи на встречу знакомых в кафе. Вроде и рады увидеться, а поговорить особо не о чем. Словно привыкая друг к другу, участники аккуратно нащупывали темы для дискуссии, программа же искала свое место в эфире главного информационного телеканала страны. Ныне покойный шеф-редактор программы Юрий Ледник отмечал, что на первом этапе предупреждал всех участников: будем говорить о том, о чем вы напишете. Со временем идея стала обрас­тать "мясом" - круг редакторов, побывавших в клубе, ширился, а темы становились все острее и ближе зрителям.

И все же, думается, передача эта создавалась не для рядовой публики. Уж простите, но вряд ли обычный человек будет слушать заумные мысли - лучше включит шоу или кино. К такому же формату можно отнести и большинство пресловутых ток-шоу, которые так любят в России. Казалось бы, идет дискуссия, спикеры что-то доказывают, спорят, рвут на себе рубашку, однако по факту к цели - ответу на злободневный вопрос - не приходят. Но публике нравится, а значит, уже готовится следующая серия мыльно-политической оперы на том же месте в тот же час.

"Клуб редакторов" свою публику нашел. Умную, мыслящую, порой не согласную с тем курсом, что выбрало государство. Вспоминаются слова коллеги, работающего на политической ниве, который как-то обронил: "Не стоит думать, что белорусам не интересна политическая и дискуссионная жизнь на телевидении, это далеко не так. Но людям надо дать хороший продукт!" Эти слова были сказаны им в то время, когда белорусское телевидение практически полностью ушло в развлекательное вещание. По примеру стран-соседок экран заполнили танцы, песни, юмористические шоу…

Слукавлю, если скажу, что программа сразу захватила аудиторию. Повторюсь: она искала своего зрителя довольно долго. Но, когда нащупали остроту, "Клуб" было уже не остановить. Сетевые издания на цитаты разбирают эфир программы, часто это становится темой для очередной дискуссии в обществе. Да и на площадке "Клуба" предлагают высказываться представителям не только государственной, но и частной прессы. Сегодня эта программа - словно еженедельный альманах жизни Беларуси со своими позицией и мнением о происходящем в стране.

В начале было слово… Эта библейская истина по сей день находит отражение не только в сердцах верующих, но и в журналистике. Да, критики все чаще хоронят бумажную прессу. Но благодаря телевидению, по крайней мере у нас в стране, газеты получают вторую жизнь. Не остаются без внимания и личности редакторов отечественных СМИ, которым приходится держать удар за свое издание под прицелом камер канала "Беларусь 1".

За пять лет существования "Клуб редакторов" действительно стал одной из основных площадок для дискуссии журналистов, где решение проблемы не ограничивается эфиром. Но еще важнее то, что благодаря "Клубу" взаимодействие печатных и цифровых СМИ вышло на новый уровень.

Владимир ЖДАНОВИЧ.