В хорошей партии дирижер растворяется в коллективе

24.11.2016

"Сельская газета"

Ровно 85 лет Академический хор Белтелерадиокомпании исполняет классические шедевры

Чаще всего их не видят, а слышат. Их голосами звучат аудиоспектакли, программы радио и телевидения, музыкальные фонды старинных партитур, в то время как сами солисты коллектива остаются в студии за микрофоном. Именно им принадлежит эталонное исполнение Государственного гимна страны. Академический хор Белтелерадиокомпании вот уже 85 лет сохраняет редкие, исчезающие музыкальные произведения. В малом зале имени Григория Ширмы Белорусской государственной филармонии отметили сразу два события - юбилей хора и 95-летие со дня рождения Виктора Ровдо, бессменного дирижера коллектива.

Сейчас у руля молодой руководитель - дирижер Андрей Саврицкий. Вместе с "СГ" Андрей рассуждает об элитарности хорового искусства, современных аранжировках классических произведений и творческих планах.

- Андрей, как получилось, что вы увлеклись хоровым дирижированием?

- Все началось в раннем детстве. В саду проходили музыкальные занятия, и руководитель кружка отметила мой абсолютный слух и другие неплохие данные, после чего предложила маме привести меня в тогда еще Республиканский лицей при Белорусской академии музыки (ныне Республиканский музыкальный колледж). Прослушивание прошел, со второго класса стал заниматься. Конечно, тогда родители и не подозревали, насколько тяжело мне придется. Ведь в профильном лицее нужно много учиться. Часто со мной занималась мама, хотя музыкального образования не имела. Тем не менее помогала, сидела на уроках. После окончания лицея поступил в Белорусскую государственную академию музыки. В хор же пришел студентом. Виктор Владимирович Ровдо, тогда художественный руководитель и главный дирижер, заведующий кафедрой академии музыки, пригласил меня в качестве артиста. С 2004 года в коллективе, что называется, "прописался". От артиста дорос до хормейстера - помощника дирижера. Дирижером же стал два года назад.

- Ваш голос звучит в аудиоспектаклях, программах радио и телевидения. В каких знаковых проектах Белтелерадиокомпании приходилось участвовать?

- Практически каждый месяц что-то записываем в фонд радио. В фонотеке Первого Национального канала Белорусского радио около двух тысяч записей - современных белорусских и зарубежных композиторов.

Еще одна форма работы - радиопостановки. Для каналов записывали военные циклы: помню, как-то работали над сценой сожжения людей в деревнях - хор озвучивал страшные крики, боль, трагедию людей. В планах - постановка радиоспектакля, в котором собраны народные песни XIX века. Работаем и с телевизионными проектами. Из недавних - музыкальное комментирование хоккейного матча "Динамо-Минск" на презентации нового сезона канала Беларусь 5. В цикле документальных фильмов о Великой Отечественной войне готовили музыкальное сопровождение к серии о памятнике солдату Алеше в болгарском Пловдиве. Помню, тогда выступал в роли этого солдата.

- Готов ли радиослушатель и телезритель к такому формату музыки либо искусство ваше все же элитарное?

- Как ни парадоксально, классическую музыку любят и понимают. Вспомните летние музыкальные вечера у Ратуши. Какой там наплыв людей! Этот европейский тренд - свободно прийти послушать - становится популярным и у нас. Поэтому и радиопостановки с их классическим исполнением, думаю, найдут своего слушателя. Да, пусть они не такие рейтинговые, рассчитаны на подготовленного человека, но своя аудитория у них все же есть. Слушателям, в конце концов, нужно прививать хороший вкус.

- А чем можно объяснить популярность хорового пения в Европе?

- Знаете, еще лет тридцать назад и в нашей стране любили хоровое пение. Оно пропагандировалось, было много самодеятельных хоров при предприятиях-гигантах, том же МАЗе, люди с удовольствием ходили слушать. Этому есть объяснение: в те времена не было хорошего телевидения, интернета, массмедиа... Затем многие самодеятельные коллективы из-за плохой финансовой поддержки распались. Сегодня такой самодеятельности, увы, мало. Знаю, есть хоровая капелла Республиканского дворца культуры профсоюзов да хор Национальной академии наук. Популярна была когда-то и массовая песня, традиция которой пришла из Латвии. Пропагандировал ее и Виктор Ровдо в 90-е: тогда в Белорусской государственной филармонии собирались детские, самодеятельные, профессиональные хоры, которые исполняли композицию Исаака Дунаевского "Летите, голуби, летите". В школах к музыке было другое отношение. А ведь Виктор Ровдо говорил: "Запоет школа - запоет народ". Что же касается Западной Европы, то музыкальной традиции там несколько веков. У нас - всего около века. Даже консерватория в Минске появилась позже, нежели в Москве и Санкт-Петербурге.

- Знаю, хор сотрудничал со многими зарубежными композиторами и работал над саундтреками к фильмам…

- Да, сейчас это модная тенденция. Недавно довелось поучаствовать в большом турне по городам Австрии и Швейцарии, где исполняли музыку Ханса Циммера к таким фильмам, как "Человек-паук", "Гладиатор", "Человек дождя". Был проект с обладателем премии "Оскар", трехкратным триумфатором премии "Грэмми", дирижером и композитором Эннио Морриконе, который написал музыку к фильмам "Профессионал", "Хороший, плохой, злой", "Спрут". Из знаковых отечественных проектов - выступление с Президентским оркестром в программе, посвященной музыке композитора Эдуарда Артемьева из советских кинофильмов. Здесь хор раскрывается по-новому.

- Исполняли вы и эталонную версию Государственного гимна…

- Конечно, понимали, какая на нас лежала ответственность. Все началось с выбора слов к гимну. Тогда записывали много версий, исполняли совместно со студенческим хором разные варианты. Решалось, какой из них станет состоявшимся. Работали со словом, со звучанием, с подачей. Ведь в гимне главное — слово. Приятно, что теперь версия в нашем исполнении звучит каждый день по радио, на телевидении, на всех важных праздниках, спортивных форумах, где побеждают белорусы.

- Когда хором руководил Виктор Ровдо, коллектив придерживался классических канонов. Сейчас от них отступаете - в репертуаре не только хоровые произведения, но и популярные песни нынешних лет, адаптированная классика. Что, в "чистом" виде она уже не звучит?

- Адаптировать музыку под современное звучание - требование времени. На концертах обращаю внимание: партии классические воспринимаются более сухо, нежели всеми узнаваемые мелодии. Такие известные песни подкупают. И к нам приходят западные тенденции, где вокальные ансамбли интерпретируют поп-музыку. С легкостью можно услышать на каком-нибудь вечере классики кавер-версию на песню популярной Бейонсе. Вот выпустила она новый трек, тут же его перепевают а капелла. Зрителю это нравится. Сейчас такое время, когда возможностей куда-то пойти уйма. Поэтому среди этого изобилия нужно уметь что-то предложить.

- А есть для вас произведения, которые нельзя трогать, трактовать?

- Сергей Рахманинов, Георгий Свиридов… С ними необходимо быть аккуратнее. К этим композиторам нужно прийти. Очень люблю Рахманинова, его хоровые циклы - "Всенощное бдение", "Литургия", но еще недорос до них. На это надо время, нужно еще поучиться, чтобы взяться за великое. Надеюсь, когда-нибудь прикоснусь к этим шедеврам хоровой музыки. Вот они-то в какой-то современной трактовке, считаю, не нуждаются.

- Когда говорят: на сцене Академический хор Белтелерадиокомпании, тут же представляется великий Виктор Ровдо. Все же он руководил коллективом больше сорока лет. Не тяжело ли вам, молодому дирижеру, держать марку?

- Конечно, непросто. Это требует внутренней организованности, концентрации. Но ведь и Виктор Владимирович приходил в хор молодым и тоже рос и развивался вместе с ним. Надеюсь, расту и я. Дирижер ведь раскрывается не сразу: нужны практика, свои подходы, что вырабатывается со временем, с опытом.

- Андрей, если во время концерта что-то пойдет не так, вы будете недовольны собой или музыкантами?

- Бывают разные ситуации: когда-то виноват сам, порой кто-то из музыкантов. Случается и такое, когда где-то недопонимаем друг друга. В таких случаях никого не виню, ведь людям свойственно ошибаться. Если партия хорошо отрепетирована, наступает момент сотворчества: когда дирижер и коллектив - одно целое. Бывает, это, правда, редко. Но если уж попали в настроение, выступим на высоте до конца.

- У артистов принято спрашивать о творческих планах. Какие проекты планируете воплотить в жизнь?

- Есть мечта - записать композицию к кинофильму "Список Шиндлера", которую исполнит хор с соло-скрипкой. Всегда казалось, что эту идею уже кто-то воплотил в жизнь. Но нет, пока такого в истории не было. Надеюсь, станем первыми. Планируем совместно с Симфоническим оркестром Белтелерадиокомпании устроить вечер белорусской, русской и украинской народной песни. Думаем начать снимать и небольшие ролики на военную тематику к 9 Мая. Планов, впрочем, много, но все озвучивать не стану, пусть будет место для интриги.

СПРАВКА "СГ"

Академический хор Белтелерадиокомпании образован в 1931 году. С 1965-го его главный дирижер и художественный руководитель - народный артист СССР профессор Виктор Ровдо. В августе 1990 года за большие заслуги в развитии музыкального искусства коллективу присвоено почетное звание "Академический", а в 2001-м - "Заслуженный коллектив Республики Беларусь". Под управлением Виктора Ровдо хор демонстрировал исполнительское мастерство в России, Словении, Германии, Польше, Ватикане и других странах.

Татьяна БИЗЮК.