Утро Мельпомены

21.05.2010
"Беларусь сегодня. СБ", 21 мая 2010 г.


Сколько часов в сутках у Натальи Бобковой, ведущей рубрики о театре в программе "Доброе утро, Беларусь!"? Ну вот считайте. Встала она в 4 утра. А в 6.12 начинается утреннее шоу. Наталья за час до эфира уже должна быть в студии, проверить, как выглядят ведущие, правильно ли стоят декорации, исправно ли работает техника. Затем начинается прямое включение, и Наташа с режиссерского пульта "управляет" несколькими камерами. Именно от нее зависит, что видят зрители. В 8.30 - всем спасибо, "конец фильма". Бобкова выбегает из офиса Первого канала, садится в свою малолитражку и мчится к родителям в деревню - 50 километров от Минска. События сменяются, как в калейдоскопе: в деревню, из деревни; мопса Фрэнка к ветеринару; из школы пришла дочка - нужно покормить, проверить уроки; в 17.00 интервью в "СБ"; снять две премьеры в музыкальном театре и филармонии, потом еще смонтировать сюжеты - завтра же эфир!.. Который там час? Два ночи...

- Как тебя связала судьба с театром?
- Я актриса по образованию.

- Несостоявшаяся?..
- Да нет, все проще: я не пошла в театр, потому что у меня родилась дочь Саша. И в это же время меня взяли на Первый канал вести программу "Земляки". Огромная бригада телевизионщиков выезжала на периферию и рассказывала о самых интересных людях.

- О комбайнерах?
- Да-да! Но в ведущие еще нужно было попасть, а у меня младенец на руках. И все-таки по совету знакомых я пошла на кастинг. Проявила артистизм, смелость. Может, потому что я сама из деревни, могла запросто частушки спеть, с героями под баян сплясать. Умела раззадорить народ. Руководителем программы была Людмила Полковникова. Она меня приметила, "открыла".

- А ты кого-нибудь "открыла"?
- Помню, когда Аня Хитрик четыре года назад создала группу "ДетиДетей", я одна рассказывала об этом уникальном коллективе.

- Вы с Аней подруги?
- Да. Какое-то время занимались у одного педагога. А на канале меня руководство ругало: "Наташа, что это у тебя через сюжет Хитрик да Хитрик?" Сегодня же "ДетиДетей" собирают залы, их и без меня приглашают на телевидение. А я горжусь, что рассмотрела талантливых ребят раньше всех.

- Как ты успеваешь всюду побывать, все посмотреть?
- Наверное, от мамы и папы передалось трудолюбие.

- Сколько спектаклей за неделю посещаешь?
- Три-четыре. Кроме того, бываю на всех фестивалях. Стараюсь для своего любимого "Доброго утра" договориться с теми звездами, которые приезжают из-за рубежа. Надо сказать, что мало какие гастроли я пропустила.

- Зачем люди идут в театр?
- Кто-то - погрустить, кто-то - посмеяться, а кто-то просто развлечься.

- Что посоветовала бы в первую очередь посмотреть?
- "Свадьбу" по Чехову в постановке российского режиссера Владимира Панкова - в Купаловском. На Чеховском фестивале в Москве после показа этой работы избалованная московская публика долго не отпускала наших актеров со сцены.

- Почему же минские критики восприняли "Свадьбу" неоднозначно?
- Работа критиков для меня - это нечто загадочное. Я сужу так: когда у меня бегут мурашки - это хорошо.

- А кто же ты, если не критик?
- Я? Вестник... Вещаю с экрана: приходите в театр!

- Актеры реагируют как-то на твои отзывы?
- Конечно! Надо сказать, что для актеров утро - это время сладкого сна: допоздна длятся репетиции, спектакли и спозаранку обычно не до телевизора. Но мою рубрику смотрят. Я счастлива, что за все эти годы со всеми театрами, актерами, режиссерами, директорами у меня сложились добрые отношения. Хотя считается, что творческие люди капризны, я-то знаю, что к любому человеку можно найти подход, если общаешься с ним искренне.

- Неужели у тебя нет никаких замечаний к актерам?
- У меня больше вопросов к зрителям. Согласитесь, московских пробок у нас нет, поэтому я считаю недопустимым опаздывать на спектакли. Опоздал - значит, не заходи. И бежать в гардероб на поклоне - страшное неуважение к артистам: дождитесь занавеса, господа! Еще проблема - невыключенные телефоны... С другой стороны, в театрах теперь яблоку негде упасть - такие аншлаги! Еще лет пять назад я могла прийти на спектакль и сесть на любое свободное место. Теперь приходится стоять. Но стою с удовольствием.

- Кстати, на спектакли ты ходишь только с камерой, по работе?
- Хожу и сама. Причем могу свободно пройти в любой театр, но всегда обязательно покупаю билет. С меня не убудет, но я понимаю, что у актеров очень скромные зарплаты и им не помешает даже самая маленькая поддержка.

- Как тебе последняя премьера Русского театра - "Пане Коханку"?
- Ну, все не случайно: в Русский театр пришел новый художественный руководитель - Сергей Ковальчик. Я знаю, как актеры готовились к спектаклю. Они ездили всей труппой в Несвиж, в замок Радзивиллов, все в себя впитывали. Ты бы видел, как Ростислав Иванович Янковский выпытывал у экскурсовода: "А каким он был, Пане Коханку? Действительно ли таким чудаком, как все говорят?"

- Тебе не кажется, что театров у нас нынче столько, что публика не успевает "проглатывать" все, что ей предлагают?
- Что ты! У нас по всей стране что-то около тридцати театров. Это совсем немного.

- Порой приходится слышать, что наш театр слишком консервативный. Нам стоит оглядываться на экспериментирующий Запад, как по-твоему?
- Возьмем "Вечер" по Дудареву в Купаловском театре. Три актера на сцене: два старика и старуха. Люди в заброшенной деревне, всеми позабытые. Кто-то скажет: "Что здесь оригинального? Это же скучно!" Четыре года назад я пошла на премьеру с дочкой, которой было восемь лет. Она не хотела уходить, досмотрела до конца. Это одна из тех вещей, которые вечны: здесь не нужны никакие светодиоды, специальные экраны, передвигающаяся сцена. Нам не нужно оглядываться по сторонам в поисках "идеального" облика театра. Наши актеры и режиссеры делают то, что востребовано публикой. И зачем выворачиваться, если то, что они ставят, нравится нашим людям, от чего им хорошо? Не думаю, что надо гнаться за какой-то модой.

Виктор КОРБУТ.