Удача - награда за смелость

01.04.2006
"Советская Белоруссия", 1 апреля 2006 г.


Режиссеры Белтелерадиокомпании Надежда Горкунова и Владимир Иссат на втором национальном телевизионном конкурсе "Телевершина" победили в номинации "Лучший режиссер" за постановку новогоднего шоу на Первом Национальном телеканале "В гостях у Деда Мороза". Признаться, я присутствовала на съемках этого проекта в Беловежской пуще и могу подтвердить, что по размаху и драматургической сложности происходящее на площадке ничем не отличалось от производства художественного фильма. Но все-таки вершиной творчества этого режиссерского тандема, на мой взгляд, справедливо было бы назвать уникальный проект БТ "Площадь Победы". Напомню: идея состояла в том, чтобы в праздничный день "оживить" территорию Вечного огня. В прошлом году на импровизированной концертной площадке у обелиска Победы в прямом эфире выступали три симфонических оркестра из Беларуси, России и Украины. Разумеется, воспроизводился только живой звук. Неповторимость проекта "Площадь Победы" не только в технической сложности - заставить скрипки звучать под открытым небом, как в камерном зале. Идея задействовать необычным образом в телевизионной съемке символ нашей столицы, безусловно, говорит о способности авторов мыслить по-телевизионному креативно. Сегодня в нашей рубрике мастер-класс дает лауреат премии "Телевершина-2005", зав. отделом спецпроектов, режиссер Белтелерадиокомпании Надежда Горкунова.

- Надежда, каково это - ощущать себя лучшим режиссером телевидения?
- Сегодня наградили нас, завтра наградят кого-то другого. Я, как все, работаю, не думая о премиях. Но приятно, когда тебя отмечают. Хочется свернуть горы.

- Сознайтесь, вам наверняка обидно, что жюри отметило ваше новогоднее шоу, а не уникальный проект "Площадь Победы"? Ведь задействовать территорию Вечного огня под масштабные телесъемки - это настоящее постановочное изобретение.
- Да, без ложной скромности скажу: это действительно "ноу-хау". Но я привыкла ко всему относиться философски. От того, что "Площадь Победы" не получила награды в этом году, благодарных звонков от зрителей не стало меньше. Не скрою, этот проект для меня очень много значит в плане повышения режиссерского мастерства. Кстати, поделюсь с вами радостью: на днях руководство Белтелерадиокомпании утвердило спецпроект "Площадь Победы-2006". Что касается концепции, в этом году мне не хотелось бы больше акцентировать внимание зрителей на тревожных эмоциях. Наоборот, наша цель - передать послевоенную атмосферу расцвета жизни, подъема и оптимизма. Не будем раскрывать всех секретов. Скажу лишь, что концерт будет составлен из песен послевоенного кинематографа. И еще я очень надеюсь, что на "Площади" расцветет весенний сад.

- Звучит красиво. Но как вы это технически осуществите? Я о цветущем саде.
- С помощью волшебной силы искусства. Ну, а если говорить серьезно, то это колоссальная подготовительная работа, которая дает возможность сегодня не только придумывать, но и воплощать на экране самые дерзкие замыслы.

- Да, но телевидение до сих пор не научилось "договариваться" с погодой. Я помню, в прошлом году у вас были с ней большие проблемы.
- Действительно, двое суток перед концертом шел дождь. И уже всерьез вставал вопрос о том, чтобы отменить съемку. Согласно международному положению об условиях труда музыкантов симфонических оркестров температура воздуха не должна быть ниже плюс 14. А у нас в прошлом году 9 мая, если помните, было плюс 7 - 9 и 90 процентов влажности. Но паники на корабле не было. Все, кто работал в проекте, невзирая на экстремальные условия, держались "до последнего патрона". Признаюсь, я постоянно "разговаривала" с "Площадью", чтобы она нас "приняла", - вот так, от колоссального напряжения, и становятся мистиками. Надеюсь, в этом году обойдется без неприятных сюрпризов. Хотя кто от них застрахован? Кстати, несмотря на погоду, "Площадь Победы" в прошлом году, как нам потом сообщили, собрала порядка 150 тысяч зрителей. Не говоря о телевизионной аудитории.

- На концерт "За Беларусь!" 3 июля 2005 года пришло столько же народу. Похоже, теперь Первому Национальному и каналу ОНТ предстоит серьезная конкурентная борьба, чтобы побить рекорд прошлого года по охвату аудитории.
- Для меня лично момент соревновательности в творчестве изначально отсутствует. Он наступает позже, и в отличие от творческого процесса, который, по большому счету, охраняем небесами, сопряжен часто с расчетом и объективными обстоятельствами. Поэтому я придерживаюсь классического: "Но пораженье от победы ты сам не должен отличать". В конце концов, это гораздо важнее для совести и души. Пользуясь случаем, хочу поздравить коллег с ОНТ с Гран-при. Я с удовольствием смотрела концерт "За Беларусь!". И скажу, что там действительно были режиссерские и операторские находки.

- "Отдай другим игрушку мира - славу, иди домой и ничего не жди..." Я вижу, у вас на столе лежит сценарий документального фильма. Просто читаете или будете что-то снимать?
- Да, это мой сценарий. Называется "Сценарная имитация". Я планирую снять фильм о замечательном человеке, актере, а сегодня уже генеральном директоре Купаловского театра Николае Кириченко. Надеюсь, скоро приступим к съемкам. Документальное кино - это моя любовь. Помните, какой замечательный, крепкий "Телефильм" у нас был? Я надеюсь, безвременье продлится недолго. Нашему телевидению всего 50 лет. Это еще не возраст, чтобы так легко отказываться или забывать достижения предыдущих поколений. Документальное кино - особое искусство. Оно пишет саму жизнь.

- А что это такое - "Сценарная имитация"?
- Это мое восприятие чужой жизни. Я не хочу ничего утверждать. Я лишь хочу попытаться сымитировать на пленке жизнь моего героя.

- Так вы двумя проектами занимаетесь параллельно?
- Да... Но считаю это большим творческим счастьем. А может быть, очередным режиссерским экзаменом. Придется переключаться от камерного жанра к широкомасштабному. Как говорится, от шепота до крика. Нужные интонации найдутся. Кроме того, я работаю с людьми, которых считаю лучшими в своих профессиях. Например, с телеоператорами Владимиром Пронько и Костей Корниенко. Я могу быть абсолютно уверена, что мы говорим на одном языке.

- Надежда, не очень давно модно было писать о том, что практически за каждой женщиной на телевидении стоит мужчина. Сегодня вам такие слова слышать не смешно?
- А кто тебе правду скажет? Меня очень часто спрашивают, честно говоря, уже надоело, почему я выбрала "не женскую" профессию. Да, на съемочной площадке я более, скажем, сконцентрированная, чем в домашней обстановке. Для кого-то слишком требовательная, даже неудобная. И прикрикну, и без "антимоний" обойдусь... Но любая профессия требует полной отдачи, если ты работаешь на совесть. Я никогда не делила творцов по половому признаку.

- Откуда у вас силы берутся работать над двумя проектами одновременно?
- Все контрасты жизни принимаю со смирением и благодарностью. Потому что понимаю: именно они превращаются в творческую энергию и воплощаются на экране в виде новой идеи. Иными словами, для извлечения счастья требуется напряжение.

Анна ШАДРИНА.