Убежденный оптимист Сергей Катьер

18.01.2002
"Вечерний Минск", 18 января 2002 г.


Много лет назад, когда белорусские кинематографисты лишились своего Дома кино (он располагался в помещении ныне действующего костела святых Сымона и Алены), возникло решение открыть для них "Телевизионный Дом Кино". Предполагалось, что это будет временное прибежище. Но годы шли, а Дом кино в нашей столице так и не открылся. Зато программе "Телевизионный Дом Кино", автором и режиссером которой является Сергей КАТЬЕР, уже 12 лет. Дата не круглая, но для телепередачи - солидная. Можно говорить и о предварительном подведении итогов.

- Сделано немало, - сказал Сергей Катьер. - За это время вышло около 300 выпусков программы. Однако не сделано еще больше. У меня в голове масса планов и огромное желание их воплотить. Я считаю, что необходимы программы по жанрам, в частности, больше творческих портретов белорусских кинематографистов. Надо обязательно сделать подборку на кассетах о различных программах, посвященных кино. Честно говоря, я не понимаю, как наши школьники и студенты изучают историю белорусского кино. Самое лучшее, что они могут, - прочитать что-нибудь. Но сегодня на дворе 21-й век, и рассказывать о кино, не видя его, абсурд. Слава Богу, появился музей кино, который, надеюсь, частично заполнит эту нишу. Уже несколько лет с Гильдией актеров кино и Белорусским союзом кинематографистов мы обсуждаем вопрос, что хорошо бы сделать антологию белорусского кино на видеокассетах. Но, к сожалению, все упирается в деньги. А время идет, люди уходят. Очень интересные, талантливые люди.
Сегодня нужно создавать серьезные, концептуальные вещи. Необходимо осознавать, что мы работаем не только на сегодняшний день, но и на будущее своей нации. Меня это очень сильно волнует. Хочется систематизировать свой архив: за эти годы скопилось немало интересного материала.

- Откуда берут начало истоки такой преданной любви к белорусскому кинематографу?

- Почему только к белорусскому? Я воспитан на советском кино, поэтому под словом "отечественный" понимаю кинематограф Украины, России и, конечно, Беларуси.
...Родился я в Ярославле, но так как отец был военным железнодорожником, объездил с ним немало гарнизонов. Закончил ярославский политехнический институт. По распределению попал на минский мотовелозавод, где отработал положенные три года, а потом резко поменял свое направление в жизни и поступил в театрально-художественный институт на отделение режиссеров телевидения, курс Виктора Карпилова, одного из лучших белорусских телевизионных режиссеров. С 1984 года работаю на Белорусском телевидении.

- А кино?

- Нас готовили как режиссеров театра и телевидения, то есть мы специализировались на театральных постановках, телевизионных спектаклях и телефильмах. Но вакансия режиссера на телевидении была только в отделе кинопрограмм. Вот так я попал в атмосферу кино... Мне было очень интересно. Я познавал мир кино изнутри и мечтал о том, что года через два-три буду сам снимать фильмы. Но телевизионная машина - это такая мясорубка, которая затягивает человека целиком. Нужно было делать передачи, содержать семью - на остальное не оставалось времени. А потом я стал сомневаться. Покорять вершины нужно тогда, когда ты еще нагл, молод, свободен и ничего не боишься. Поняв, насколько трудна и непредсказуема эта работа и как могут быть тяжелы переживания по поводу неудачных опытов, я задумался, сумею ли сказать что-то новое в кинематографе. Вот почему все эти годы я просто ему служу и помогаю, как могу. Правда, пять документальных видеофильмов я все же снял, мне за них не стыдно. Так что крест на себе ставить не собираюсь.

- Вы с оптимизмом рассуждаете о белорусском кинематографе, хотя для большинства эта тема лишена радужных перспектив.

- Прежде всего, наверное, потому, что я лучше знаю положение дел у наших ближайших соседей. То, что в Беларуси государство до сих пор финансирует кинематограф, это огромный плюс. А потом, честно скажу, я не принадлежу к людям, которые замечают вокруг себя только плохое и негативное, ко всему относятся критически. Я вижу, как трудно приходится нашим мастерам, но те из них, кто хочет работать, у кого еще остались силы, работают. Пусть не у нас в стране, но работают, и я радуюсь за них. Ведь для художника отсутствие работы - это смерть. Меня поражают молодые ребята, которые, видя всю сложность ситуации, идут учиться, познают профессию, снимают за копейки, творят вопреки всему. Потому что они без этого не могут. Как-то Кшиштоф Занусси сказал: "Снимать кино, творить - это Божий дар, а не гарантированная работа, данная за какие-то заслуги. Раз кому-то не дано, значит, это не угодно Богу". Меня удивляют разговоры: "Зачем нам белорусское кино, которое не берет призы в Каннах?" Это бред. Нобелевские премии тоже каждый год раздают, но по нашим улицам лауреаты не бродят. Почему мы об этом так не горюем? Конечно, нужно стремиться к вершинам, ставить себе сложные, интересные задачи, но не надо заниматься самоуничижением, если кто-то где-то нас не отметил. Да, действительно, в своих программах я стараюсь говорить о позитивном, поддерживать то лучшее, что у нас есть. А обрушивать на телезрителя стенания, проблемы, конфликты и обиды, которые, безусловно, существуют в кинематографической среде, считаю делом непродуктивным. Все это должно оставаться внутренним делом творческого цеха.

Юлия ТУЛЬСКАЯ.