Татьяна ЯКУШЕВА: "У нашей музыки должно быть свое лицо"

10.12.2003
"Аргументы и факты в Белоруссии", 10 декабря 2003 г.


Хорошая музыка - лучшая визитная карточка любой радиостанции. О мелодиях эфира корреспондент "АиФ" беседует с Татьяной ЯКУШЕВОЙ, ведущей музыкальных программ Белорусского радио.

- Какова музыкальная политика на Белорусском радио?

- Ведущим эфира Белорусского радио необходимо постоянно думать: как учесть совершенно разные вкусы наших слушателей? Аудитория очень велика - вся Беларусь и граничащие с ней Литва, Украина, Россия. Диапазон вещания тоже не маленький: огромное количество программ, тем, направлений. Слушатель у нас очень разный как по возрасту, так и по социальному статусу. Музыкальный эфир нашего радио просто обязан быть разносторонним и включать в себя лучшее: от мировой и отечественной классики, джаза, рок-музыки до последних музыкальных новинок - "горячих" хитов. Однако приоритетное направление, конечно, белорусская музыка: так было, так есть и так должно быть. Задача национального радио в том и состоит, чтобы имя талантливого белорусского исполнителя зазвучало ярче, громче, весомее. К тому же Белорусское радио скопило огромный архив, по которому можно изучать и преподносить слушателям богатства белорусской музыкальной культуры.

- Во время ваших прямых эфиров слушатели звонят в студию. Людям какого возраста интереснее музыка Белорусского радио?

- Звонят в эфир, присылают письма люди не только со всей Беларуси, но и из Украины, Литвы, дальнего зарубежья. Интерес к белорусской музыке немалый. Нас слушают все, но в последнее время аудитория Национального радио заметно помолодела. Наш основной слушатель - социально активная часть общества, люди от 35 до 55 лет. Однако когда гостями эфира бывают, например, "Песняры", то чаще звонят люди зрелого возраста, когда в гостях дуэт "Александра и Константин" или другие молодые артисты - откликаются их дети.

- Заказывают ли белорусскую музыку в программах по заявкам? Ведь подобные передачи, можно предположить, и есть тот "лакмус", который определяет, чего хочет публика...

- Программа по заявкам не в слишком большой степени отражает вкусы публики, как иногда кажется. Как раз в таких передачах человек хочет услышать то, что он и окружающие слышали, и не раз. А это, как правило, раскрученные телевидением и многочисленными радиостанциями хиты или популярные песни прошлых лет. Что касается белорусской музыки, последнее время спрос на нее существенно возрос: старшее поколение предпочитает давно известные имена - "Сябры", "Песняры", Ядвигу Поплавскую с Александром Тихановичем... Молодежь, соответственно, своих ровесников: Владу, Ольгу Плотникову, Руслана Алехно, Корианну...

- Какое количественное соотношение белорусской и зарубежной музыки на Белорусском радио?

- В эфире Национального радио всегда звучало и звучит больше отечественной музыки. Хотя иногда может сложиться впечатление, что зарубежной всё-таки многовато из-за того, что некоторые белорусские исполнители идут по пути копирования стилей уже известных и раскрученных звезд. На мой взгляд, это не совсем удачный выбор, потому что теряется личность исполнителя, но тем не менее мы стремимся отражать всё, что происходит сейчас на белорусской эстраде.

- Может, артисты берут кого-то за образец потому, что хотят соответствовать международным стандартам, тем более, что многие будут участвовать в отборочном конкурсе для поездки на "Евровидение 2004"?

- Комментируя конкурс "Евровидение-2003", я заметила, что успех имеют те исполнители, которые, с учетом общего европейского стандарта (выражается в качестве звучания, аранжировки), обрели свое лицо, в выступлении которых явно проявляются национальные особенности. Это общая европейская тенденция. Вспомните выступление турецкой певицы Сертаб Эренер, занявшей первое место, или тот же бельгийский дуэт Urban Trad, который оказался на втором. В их песнях чувствовался тот неповторимый колорит, который и словами-то не всегда выразишь. У белорусской музыки тоже должно быть свое узнаваемое лицо. Это касается и текстов и мелодий, и манеры исполнения. Понятие стиля очень важно для всех творческих людей и особенно для певца или музыканта. Что же касается копирования стиля, то зачем кому-то слушать вторичный музыкальный материал, если можно насладиться первоисточником? Хотелось бы пожелать исполнителям все-таки искать и находить на основе лучших национальных традиций свой неповторимый стиль, по которому их будут узнавать не только в Беларуси.

Беседовала Ольга СОЛОВЕЙ.