Тамара Лисицкая знает, чего хотят женщины

04.11.2011
"Беларусь сегодня. СБ", 4 ноября 2011 г.


После появления, точнее, возвращения Тамары Лисицкой на телевидение никто не сможет сказать, что на экране нет ярких лиц. К тому же вслед за рыжей бестией в дневное ток-шоу "Только женщина знает" на канал "Беларусь 1" подтянулись многие известные люди, чтобы обсудить самые насущные проблемы общества, связанные с браком и семьей, воспитанием детей, здоровьем и даже поведением за рулем. Тамара как автор "женских романов" знает ответы на многие вопросы.

- Давайте вспомним, когда вы впервые пришли на телевидение?
- Мне было 10 лет. Пела в школьном хоре. Девичье трио, в котором я была солисткой, победило на телеконкурсе. Что потом произошло, я не помню, мала была, но с тех пор я уже и не уходила с экрана, вела какие-то детские передачи... Первое интервью взяла в 13 лет. Потом была ведущей разных пионерских телемостов с дружественными республиками.

- Учеба работе не мешала?
- Меня часто забирали прямо с уроков. Заглядывал ассистент режиссера в дымчатых очках и громко так произносил: "Лисицкую на съемки!" Помню, что было всегда очень стыдно идти сквозь ряды одноклассников. Такое внимание казалось мне ужасным, тем более на следующий день некоторые ребятки не упускали случая напомнить, что я рыжая, очкастая, и чего меня снимают, им вообще непонятно. А вот учителя меня скорее уважали. Да и училась я прилично. По гуманитарным предметам получала пятерки с плюсом. Зато с математикой, химией, физикой намучилась - даже вспоминать боюсь.

- А когда поняли, что телевидение станет вашей профессией?
- Уже когда подросла и стала как-то экспериментировать с текстами и с картинкой. Камеры к тому моменту совершенно не боялась, она мне, наоборот, силы придавала. И вот в компании разных молодых режиссеров мы что-то такое альтернативное пытались снимать, ползали по каким-то стройкам, читали там с умным видом стихи... Потому поступила на журфак. Собственно, выбора и не было - это ж, получается, у меня к тому времени семилетний стаж был на ТВ плюс я уже на радио вела программу в прямом эфире. Если помните, были у меня такие передачи: "Фокси Мьюзик", "12, или На ночь глядя", "Дневник женщины", "Кстати", "Вот такие пироги".

- Кое-что помнится. А почему уезжали в Москву работать?
- Так обстоятельства сложились. В 1996 - 1998 годах я работала в телекомпании "ВИД" выпускающим режиссером программы "Час пик". Мне было 24 года - детеныш еще! А на мне - огромная пультина, операторы, свет, звук, титры... Легким движением руки выводила в колоссальный постсоветский эфир одну из самых топовых программ. У меня в первые дни такой стресс был... Но через год уже освоилась, не могла дождаться, когда же уже на работу. А потом - кризис 1998 года, а я на 8-м месяце беременности. В общем, вернулась в Минск.

- Подводя итоги, попробуйте определить, в чем отличие нынешнего ТВ от тогдашнего?
- Телевидение - это технологии. Основное отличие, конечно, в этом - в качестве съемок и монтажа, в спецэффектах. И нет уж на ТВ той богемности неторопливой, задушевности. Телевидение теперь жестко развлекает и информирует, а раньше оно было этаким вечерним другом, вежливым сказочником. И, конечно, сейчас деньги решают многое. Особенно в Москве. Там нет времени на медленные танцы. Если у программы низкий рейтинг, ее закрывают и ищут замену - и никакие дружбы не спасут. Ничего личного - только бизнес. Естественный отбор программ ведет, безусловно, к увеличению зрелищности. Но от всей этой пестроты иногда мутит. Кажется, люди уже рождаются с клиповым видением мира.

- Но стоит ли удовлетворять все желания публики? Порой они бывают низменными.
- По сути, ключевые потребности зрителя - страх, смех, слезы, секс - глубоко низменны. Вопрос в приемах, которыми темы раскрываются. Не буду зудеть, но все мы видим и примеры ужасного трэша на ТВ, и тонкие, интересные программы. Такова жизнь, значит, и телевидение таково.

- Может ли сегодня ТВ, в частности ваша программа, помочь конкретному человеку решить его вопросы?
- На каждый эфир мы приглашаем людей, которым, по крайней мере, даем возможность выговориться и получить оценку эксперта. Но мы уже сняли и планируем снимать дальше несколько программ с благотворительным содержанием, где - очень хочу в это верить - будет оказана помощь как раз совершенно конкретным людям.

- Что же "только женщина знает"?
- Каково вынашивать ребенка. Только она знает, каково, когда муж бросает тебя ради той, которая всего лишь стройнее. Что это - когда тебя бьет тот, кто должен был бы защищать. Только женщина знает, каково это - стареть, будучи женщиной. В конце концов, только женщина знает, как можно оставаться в добром настроении, если сломался ноготь.

- А если у вас ноготь ломается, что делаете?
- Вот, смотрите, - Тамара показывает обмотанный пластырем мизинец. - Печалилась, конечно. Как раз перед съемками программы сломался. И вроде бы ну такая мелочь, что просто стыдно... А на пару минут выбило из колеи. Что поделаешь - женщина я. Но прежде всего - человек, потом - мама и затем - женщина. А также телеведущая, телережиссер, сценарист, радиоведущая, прозаик. Я научилась все это со скрипом совмещать. Хотя это может закончиться шизофренией. Но такая вот у меня жизнь.

- Как достичь успеха, имея талант?
- Если это не риторический вопрос, а с прицелом, то спасибо. Но не знаю, как достигать. Я не стратег, а тактик. И мой рецепт: ни дня без строчки. Работать, работать и работать. Нашла минуту и уголочек - пишу. Я же - сама себе фабрика, ноутбук на колени и тружусь. Поэтому говорю всем начинающим: ищите, ходите, звоните, требуйте, действуйте, учитесь!

- Ваш последний роман "Тихий центр" вышел в 2007 году. С тех пор вы не издали ничего нового. Почему?
- Я сейчас все объясню. Написание романа занимает много времени, если делать это честно. А сейчас много другой работы, жизнеподдерживающей. Так что пока только облизываюсь на новые сюжеты, их уже столько! Книги - это мой "пенсионный фонд". Понимаю, что нельзя быть долго лицом ТВ. У женщины на экране, за редким исключением, есть "срок". Готова, что мне скажут в какой-то момент: "Тома, ты стара, давай, ты уже не будешь сниматься!" Но внешность, к счастью, не единственный мой ресурс. И это то немногое, что меня в этой жизни успокаивает. Уйду в "закадр". Там тоже очень интересно. В розовых мечтах рисую себе картину: домик за городом, бегают внуки, поют цикады и я - такая еще бойкая старушка - сижу за своим скоростным буком и пишу роман.

- Вы счастливы?
- Да.

- А в чем счастье?
- Просто мне очень интересно жить. 

Виктор КОРБУТ.