Стратегия перспективы

10.07.2004
“Советская Белоруссия”, 10 июля 2004 г.


Лето для телевизионщиков - время подготовки нового сезона. В эфире вроде бы ничего особенного не происходит, но за кадром вовсю кипит работа. Пишутся тематические планы будущей сетки, строятся новые декорации, снимаются пилотные программы. Результат этой работы зрители оценят только в сентябре. Но у наших читателей уже сейчас есть эксклюзивное право узнать о том, что мы будем смотреть осенью. Председатель Национальной телерадиокомпании Владимир МАТВЕЙЧУК в интервью обозревателю "СБ" рассказал о перспективах Первого национального, телеканала "Лад", "Беларусь-ТВ" и региональных телекомпаний.

- Владимир Федорович, какие задачи, назначая вас на должность председателя Белтелерадиокомпании, поставил перед вами Президент?
- Александром Григорьевичем было намечено несколько приоритетных направлений работы: качественное улучшение эфира телевизионных и радийных каналов Белтелерадиокомпании, развитие регионального вещания и распространение объективной информации о Беларуси на ближнее и дальнее зарубежье. Кроме того, в числе основных задач, стоящих перед руководителем Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь, - повышение оперативности и профессионализма журналистов, занятых подготовкой новостей, обеспечение для работников коллектива возможности совершенствоваться, развиваться и реализовывать свой творческий потенциал. Предполагается больше времени уделять работе с людьми, создавать в стенах компании нормальный, положительный микроклимат, настраивающий на продуктивную и результативную работу, а также сохранять и приумножать лучшие традиции Белтелерадиокомпании.

- С решения какой задачи вы начали?
- Первая проблема, с которой пришлось столкнуться, - это организация работы региональных телерадиокомпаний. Так сложилось, что областные телекомпании, являясь структурными подразделениями Белтелерадиокомпании, превратились в независимых вещателей. По форме это выглядело привлекательно, а вот по существу... Ведь на содержание каждой из областных компаний тратится около полутора миллиардов рублей в год. Такой подход к делу недопустим. Первостепенная задача регионального телевидения - освещать государственную политику, работу местных органов власти и участвовать в этой работе. Я встретился со всеми руководителями телерадиокомпаний и председателями облисполкомов. Мы определили основные направления совместной деятельности, добавили эфирное время для того, чтобы местные власти могли информировать население о своей работе. Кроме того, во всех регионах на экраны вернулись популярные у телезрителей проекты, некоторое время назад исчезнувшие из эфира: в Гродно, например, это информационно-аналитическая программа "Губерния", в Бресте, Витебске, Гомеле и Могилеве - программы "Из первых уст", "Центр внимания", "Диалог с властью" и "Прямая линия".

- Телевизионные и радийные каналы Белтелерадиокомпании уже готовятся к новому сезону?
- Да. Мы разработали стратегические цели Белтелерадиокомпании и главных вещателей на 2005 - 2006 годы. Впервые в Белтелерадиокомпании на научной основе проведена работа по стратегическому планированию ее деятельности в сезоне будущего года, в том числе определены миссии компании и главных теле- и радиовещателей, а также стратегические цели и направления их реализации. Перед Первым национальным телеканалом как главным государственным телеканалом страны поставлена задача стать по-настоящему общественно-политическим и информационно насыщенным, доносить до зрителей суть основных проблем, которые волнуют общество. Тематическое содержание программ Первого национального, их творческое оформление должно соответствовать названию канала. Он должен учитывать интересы всех зрителей страны. При подготовке нового телевизионного сезона жанровая составляющая канала пересмотрена в сторону увеличения информационно-аналитических, общественно-политических и социально значимых проектов. Программы, ориентированные на подростково-молодежную аудиторию, перейдут на семейный телеканал "Лад"... Особого внимания заслуживает тема развития народнохозяйственного комплекса, которая на экране сейчас практически полностью отсутствует. Мы провели ряд исследований: зрители ждут актуальных, интересных и глубоких программ на экономическую тематику.

- Изменится ли в новом сезоне концепция молодого телеканала "Лад"?
- "Лад" продолжит позиционироваться как семейный и культурологический, увеличим объем спортивного вещания, еще больше внимания будет акцентироваться на общечеловеческих ценностях и национально-исторических традициях белорусского народа. Проведенные исследования показывают позитивную реакцию в обществе на вещание телеканала. В основном она касается увеличения объема культурологического вещания, построенного на белорусском материале, а также увеличения доли белорусского языка, "мягкого" кинопоказа и небольшого количества размещаемой рекламы. Востребованными телезрителями оказались и такие программы, производимые областными телерадиокомпаниями по заказу Белтелерадиокомпании, как "Площадь искусств", "Мгновения вечности", "Росчерк времени", "Другие танцы", "Бюро находок", а также отдельные выпуски программы "Между нами, женщинами" (все они в разные месяцы входили в "топ-20" программ телеканала). Большое внимание в текущем сезоне областные ТРК уделяли общественно значимым темам: 60-летию освобождения Беларуси, Директиве N 1, заботе о ветеранах и пожилых людях, пропаганде здорового образа жизни и т.д. Все они останутся и в новом творческом сезоне, однако ряд направлений будет усилен. Это касается семейной тематики, здорового образа жизни и внутреннего положительного имиджа Беларуси. Сейчас идет плановая подготовка к новому сезону, утверждена, как я уже говорил, вещательная стратегия компании, определены тематические ниши и ориентировочная сетка. Все творческие группы предоставили свои предложения и проекты и в скором времени приступят к съемкам пилотных программ.

- Владимир Федорович, в свое время у зрителей бурную реакцию вызвало появление телеканала "Лад" на частоте, где ретранслировался канал "Культура". Долгое время Белтелерадиокомпания вела переговоры с ВГТРК. Чем дело закончилось?
- 18 июня мы подписали Генеральное соглашение с ВГТРК. Основные направления, по которым мы будем сотрудничать, - это прежде всего разносторонний обмен теле- и радиопрограммами различных жанров, архивными материалами, отображающими экономическое, культурное и социальное развитие, достижения в жизни народов своих государств, а также программами, освещающими национальные праздники и другие знаменательные события Беларуси и России. Кроме этого, данное соглашение дает Белтелерадиокомпании право напрямую сотрудничать с региональными российскими телекомпаниями. А это, в свою очередь, позволяет работать на едином информационном пространстве и распространять программы белорусского телевидения и радио на территории России. В рамках Генерального соглашения мы заключили договор о передаче Белтелерадиокомпании прав на использование на территории Республики Беларусь программ ВГТРК. Белтелерадиокомпания получила право на передачу в эфир в зоне своего вещания на телеканале "Лад" некоторых программ телеканала "Культура". С 1 сентября планируем вернуть ежедневно, с понедельника по пятницу, несколько тематических блоков по 80 минут. В эти блоки в первые месяцы нового телесезона войдут такие программы канала "Культура", как "Сферы", "Блеф-клуб", "Оркестровая яма", "Острова", "Школа злословия", "Графоман", "Культурная революция", "Арт-панорама", "Пятое измерение", "Линия жизни", "Смехоностальгия". В дальнейшем будут показаны и иные форматы телеканала "Культура".

- Появятся ли новые лица на экране?
- Ведем активные поиски. Сейчас, например, ищем потенциальных ведущих среди артистов столичных театров. Но и те ведущие, которые сегодня работают в кадре, останутся в эфире. Мы должны сохранить профессионалов. Перед нами не стоит задача избавиться от "неугодных". Если мы считаем, что кто-то не вписывается в контекст программы, то в новом сезоне эти лица появятся в других проектах.

- Владимир Федорович, известно, что в конце года в Беларуси появится третий по счету телеканал Белтелерадиокомпании - "Беларусь-ТВ"...
- Еще одна из задач, поставленных перед компанией, решением которой мы уже занимаемся, - это создание международной версии Белорусского телевидения, иными словами, открытие телеканала "Беларусь-ТВ". Согласно разработанной концепции, телеканал "Беларусь-ТВ" - это канал для зарубежных телезрителей, прежде всего для русско- и белорусскоязычных жителей постсоветского пространства, желающих получить всестороннюю, своевременную и достоверную информацию о нашей стране. Это первый и пока единственный белорусский телеканал, который будет осуществлять вещание за пределы своей страны, это окно в мир белорусской общественно-политической, экономической и культурной жизни и, наконец, это телеканал, обеспечивающий информационную связь этнических белорусов с исторической родиной. В списке стратегических целей телеканала "Беларусь-ТВ" - расширение белорусского информационного присутствия на постсоветском пространстве и в мире, формирование позитивного имиджа и укрепление авторитета страны на международной арене, информационно-культурное обеспечение этнических белорусов, проживающих за пределами Родины, поддержание их культурной самобытности и национальной самоидентичности.

- Расскажите о географии и аудитории канала "Беларусь-ТВ"
- Работу по вопросам приема спутникового канала "Беларусь-ТВ" мы начали с переговоров с руководителями российских региональных телерадиоструктур. На сегодняшний день есть договоренность об установлении долгосрочных взаимоотношений с 24 региональными телерадиокомпаниями. А это более 80 миллионов зрителей, из которых 500 тысяч - представители белорусских диаспор. Мы надеемся, что канал "Беларусь-ТВ" станет достойной имиджевой "визитной карточкой" Беларуси. Работа предстоит очень большая. В первую очередь это касается материально-технической базы спутникового телеканала. Для продолжения работы по созданию лицензионной версии международного телеканала Белтелерадиокомпании совместно с Министерством иностранных дел и Министерством информации поручено продолжить работу по включению программы Белорусского телевидения со спутника в кабельные сети для распространения в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время вещание ведется в экспериментальном режиме. Основу эфирной сетки телеканала "Беларусь-ТВ" составят программы Первого национального, телеканала "Лад", лучшие проекты региональных вещателей, а также наиболее интересные и ценные архивные и фондовые материалы нашей компании.

- Коллектив Белтелерадиокомпании за последние 5 лет пережил не одну реформу, многие из которых обернулись настоящим стрессом для сотрудников. В свое время из Белтелерадиокомпании ушло много классных специалистов. Как вы планируете строить кадровую политику?
- Первый приказ, который я подписал в новой должности, был о завершении очередной реформы в Белтелерадиокомпании. В 2004 году реформ больше не будет, я обещаю. Работа с коллективом - особый пункт в поручении Президента. За последние два года "благодаря" реформам большое количество сотрудников компании перешло на другие каналы, в коммерческие структуры или рассталось с ТВ вообще. На 60 процентов коллектив обновлен. Я уверен, что в Национальной телерадиокомпании должны работать прежде всего крепкие профессионалы. Должно быть гармоничное сочетание молодости и опыта. Но речь не идет о каком-то новом витке увольнений. Моя задача - спланировать процесс так, чтобы сотрудники работали максимально продуктивно, не дублируя обязанностей друг друга. Руководство открыто для сотрудничества и готово принять на работу тех сотрудников, которые по каким-либо причинам ушли из компании. Но при условии, что человек не просто вернется, а придет с конкретным проектом, который будет соответствовать концепции нового творческого сезона теле- или радиоканала. Вместе с опытными сотрудниками мы хотим возродить лучшие традиции Белтелерадиокомпании. Сейчас мы ведем активную работу с ветеранами, ведь они - золотой фонд белорусского телевидения и радио. В преддверии священной для всех белорусов даты - 60-летия со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков - мы организовали встречу с ветеранами. Восстановили Книгу трудовой славы, которая призвана стать хранительницей лучших трудовых традиций компании. Применяем различные формы морального и материального поощрения работников. Создание нормальных условий труда и отдыха, достойная оценка вклада каждого сотрудника - основа работы любого руководителя. И я это хорошо понимаю.

- А как решаются хозяйственные вопросы?
- Это также достаточно широкий спектр деятельности, куда включены и рациональное использование бюджетных средств, и ремонт служебных помещений и студий, организация оздоровления сотрудников и их детей, а также улучшение жилищных условий. Сейчас, например, у нас ремонт студии "С-600 метров". В ней полностью идет замена базового светотехнического оборудования. Проект достаточно дорогостоящий. Но его реализация позволит нам иметь студию с современным осветительным оборудованием. Есть и другие планы.

- По жилью много вопросов?
- Большая очередь нуждающихся. По поручению Президента нам серьезно помогает Мингорисполком, ежегодно выделяя служебные квартиры для сотрудников компании. Несколько хуже этот вопрос решается в областях. Сейчас мы заканчиваем подготовительные работы по строительству жилого дома для сотрудников. В поле зрения - два общежития, в которых проживают наши работники.

- Владимир Федорович, вы уже 100 дней в должности председателя Белтелерадиокомпании. Можете ли поделиться самыми яркими впечатлениями о своей работе, о своей компании?
- Самое главное - коллектив здесь талантливый и трудоспособный. В этом я убедился, когда Белтелерадиокомпания на очень высоком уровне освещала почетные и ответственные мероприятия, приуроченные к празднованию 60-летия со дня освобождения Беларуси. Причем самые сильные впечатления выпали именно на сотый день. Открытие после реконструкции Кургана Славы, где Глава государства вручал юбилейные медали ветеранам - освободителям Беларуси из разных стран. Историческая встреча президентов трех государств в Хатыни. Самое важное, что это мероприятие очень достойно осветила творческая группа компании... Не могу не отметить, что Белтелерадиокомпания внесла и свой творческий вклад в празднование священной даты, реализовав совместно с Мингорисполкомом яркий проект "Площадь Победы".

- Вопрос банальный, но все-таки - какие у компании планы на будущее?
- Главное на ближайшую перспективу - подготовка к новому творческому сезону и улучшение качественных параметров телевизионных и радийных каналов. По-прежнему одной из главных тем для ТВ и радио остается освещение событий, посвященных 60-летию освобождения Беларуси, и подготовка к празднованию 60-летия Великой Победы. Перспективы и задачи огромнейшие. Крепнет экономика страны, а значит, необходимо широко освещать развитие народнохозяйственного комплекса. Времени на отдых нет. Уже включились в работу по освещению фестиваля искусств "Славянский базар в Витебске". Следующее событие - трансляция Олимпийских игр из Афин. Параллельно готовимся к освещению национального детского конкурса "Песня для Евровидения". Нельзя также не отметить значимые для всей страны даты - 80-летие Белорусского радио и полувековой юбилей Белорусского телевидения. Освещение событий такого масштаба потребует высочайшей ответственности перед миллионами телезрителей. Национальная телерадиокомпания должна работать так, чтобы зрителям и слушателям не в чем было нас упрекнуть. Я уверен, что вместе с теми, кто болеет за родное телевидение и радио, мы сможем преодолеть любые трудности. Если работать, то профессионально, если соперничать, то честно, если судить о чем-то - то справедливо.

Беседовала Анна ШАДРИНА, "СБ".