Страстно о культуре

28.04.2011
"Вечерний Минск", 28 апреля 2011 г.


Телепрограммы-долгожители можно пересчитать по пальцам, тем более те, которые заставляют зрителей думать и анализировать. Детище "Лада" с обязывающим именем "Страсти по культуре" вот уже несколько сезонов входит в список авторитетнейших передач. Исполнительный продюсер телеканала Людмила Бородина рассказала, как творческой группе ток-шоу удается держать планку.
- "Страсти по культуре" создавались с целью привлечь интерес общественности ко всем без исключения сферам культурной жизни, - говорит Людмила Афанасьевна. - На экране постоянно мелькают селебрити, о которых мы знаем все, вплоть до того, какие наряды куплены и драгоценности подарены. Рядом с ними работают, не афишируя себя, люди, которые действительно прославляют Беларусь, занимают призовые места на международных конкурсах, создают уникальные в европейском или даже мировом масштабе произведения искусства. С настоящими творцами мы и хотим познакомить зрителей.

- Название сказывается на судьбе ток-шоу?
- Говорящее название преследует нас с первого дня. Страсти кипят не только на экране, но и во время производственного процесса. Мы намеренно схлестываем в студии противоположные точки зрения, но следим за тем, чтобы приглашенные эксперты не переходили на личности. Можно критиковать деятельность или творчество, но не самого оппонента.

- Какие наиболее интересные и важные темы поднимала творческая группа программы?
- В прошлом году мы обсуждали женскую прозу, джаз, меценатство в искусстве, культуру старения человека, иконопись, белорусскую массовую культуру и даже как достичь популярности. Успешными оказались передачи по вопросам детского творчества, духовности и образования в сфере искусства. Не так давно наша ведущая, известный искусствовед Татьяна Бембель, предложила рассказать зрителям о лениниане в белорусском творчестве. Гости в студии размышляли о том, какие предметы госзаказа можно отнести к высокому жанру, а какие - к конвейеру. Мы всегда стараемся озвучить актуальные проблемы. Тем более что среди наших зрителей есть те, от которых зависят важные решения.

- Сравнивая телевизионные рейтинги, приходишь к выводу, что у массового зрителя большей популярностью пользуются сплетни из мира шоу-бизнеса, чем новости из мира настоящего искусства. Кто виноват и что делать?
- Мы сами, СМИ, перекормили читателей-телезрителей "попкорном". Едва ли не все взгляды устремлены на так называемых звезд. Знаете, когда Нонне Мордюковой однажды задали вопрос, осознает ли она себя великой актрисой, она ответила: "Ко мне это не относится". А у нас едва ли не в каждой газете интервью с известными гастролерами, певцами и сериальными актерами, которые, в принципе, ничего выдающегося не сделали. Мы приучили людей интересоваться грязным бельем. Журналисты, не стесняясь, заглядывают в замочную скважину и спрашивают о таких вещах, что иной раз становится дурно. В "Страстях по культуре" вы не услышите вопросов, где вы отдыхали, что купили, кого разлюбили. Мы говорим о серьезных вещах, заставляем зрителей думать и анализировать. Далеко не все читают Чехова или ходят на концерты классической музыки, поэтому утверждать, что у программы огромная аудитория, не стану, но своего зрителя мы, безусловно, нашли.

- После того как в марте Татьяна Бембель сменила первого ведущего Геннадия Давыдько, все беспокоились, что "Страсти... " поутихнут, да не тут-то было...
- Татьяна действительно органично вписалась в формат программы. Когда Геннадия Брониславовича назначили председателем Белтелерадиокомпании и он покинул проект, мы обратились к списку гостей ток-шоу. Искали человека, хотя бы шапочно знакомого с нашей кухней, образованного, умеющего формулировать интересные вопросы и размышлять перед камерой. Выбор пал на Татьяну. Геннадий Брониславович вел программу в большей степени с позиции заинтересованного, пытливого зрителя, а Татьяна Бембель - искусствоведа. Обоих ведущих объединяет неподдельный интерес к происходящему. Им нравится докапываться до сути проблемы, делиться информацией со зрителями. В нашей передаче ведущий никогда не был статистом, наоборот, хозяином студии. До записи он знакомится со сценарием, вносит коррективы и дополнения. Гости бывают разные, поэтому крайне важно уметь разговорить собеседника или, наоборот, вовремя прервать монолог, не пропустить значимую деталь, задать уточняющий вопрос, поддержать беседу.

- "Страсти по культуре" - одна из самых уважаемых программ в своем жанре, но министра культуры зрители так и не увидели...
- В силу чрезвычайной занятости Павел Павлович Латушко не всегда имеет возможность прийти. Надеюсь, разговор в студии когда-нибудь состоится.

- Какой вопрос вы хотели бы ему задать?
- Лет девять я имею непосредственное отношение к организации и подготовке белорусских участников детского конкурса песни "Евровидение". На международное состязание отправляем одного, но через отборочные туры проходят десятки талантливых детей. Они на миг появятся на экране и исчезают. Уверена, заявок на конкурс могло бы быть гораздо больше. Но чтобы вывести ребенка на республиканский уровень, надо приложить немало сил и средств, одна аранжировка чего стоит. Я уж не говорю о техническом оснащении детских вокальных студий и наличии профессиональных педагогов. Если в областных и крупных районных городах есть возможность профинансировать подготовку одаренного певца, то в маленьких населенных пунктах процесс еле теплится. Сколько уникальных талантов осталось за кадром, не услышанных, не востребованных. Хотела бы узнать мнение министра, что можно предпринять в этой ситуации.

- Согласно телевизионным канонам каждый сезон все программы должны обновляться. Вы законопослушны?
- С началом нового телесезона мы, как правило, вносим что-то новое: ищем актуальные темы, меняем заставки и оформление в студии, стараемся активнее работать с белорусским языком... Первые годы на записи присутствовала публика, от которой мы ждали определенной реакции, интересных вопросов. Позднее перешли на камерный вариант, отказались от массовки и сейчас приглашаем не больше четырех специалистов. Современный мир живет в ускоренном темпе, люди ждут мгновенной реакции, точных и лаконичных вопросов-ответов. Чтобы не терять ритм, ведущий должен брать бразды правления в свои руки. Это не значит, что мы отказались от общения со зрителями. Мнение людей, находящихся по ту сторону экрана, для нас крайне интересно, это наш указатель. Нам важно услышать от них предложения, что следует обсудить в следующих выпусках, к чему вернуться. На сайте программы каждый может высказаться, заранее задать вопрос любому из гостей, написать предложения по улучшению программы. Тем более что сейчас мы готовимся к следующему сезону и обсуждаем новую концепцию. Секретов выдавать не буду, все увидите сами.

Надежда ТАГАН.