28.03.2008
"Беларусь сегодня. СБ", 28 марта 2008 г.


"Апостола" снимали в разных российских городах и даже за границей
С известным режиссером Юрием Морозом, чей сериал "Апостол" идет сейчас на Первом канале, мы встретились на 12-м этаже московской гостиницы "Белград", где в одном из номеров оборудована монтажная студия. Здесь режиссер работает над сведением своей следующей работы - экранизацией романа Ф.Достоевского "Братья Карамазовы". Новый сериал почти на выходе, и права на его показ уже купили несколько российских и зарубежных каналов. Примечательно, что зарубежные зрители увидят 12-серийную ленту, а российские - версию из 8 серий, так как продюсеры решили, что в таком формате Достоевский в России будет принят лучше. Вопросы об "Апостоле" заставили на некоторое время прервать работу над классикой. К слову, Юрий Мороз не скрывает, что сегодня он находится в такой творческой форме, что может выбирать и работать только с тем материалом, который ему безоговорочно нравится. А из всего многообразия поставленного и снятого он выделяет фильм "Женщина в игре без правил". Эту работу автор называет наиболее личной. 
- Мне кажется, зрителю понравится "Апостол", - рассказывает режиссер. - Для работы над фильмом, сценарий к которому написал Олег Антонов, автор многих российских кинохитов, был собран очень хороший актерский ансамбль: Евгений Миронов, Дарья Мороз, Николай Фоменко. Работать с такими профессионалами одно удовольствие. Не возникало вопросов о том, как строить кадр, чего мы добиваемся той или иной сценой. Одним словом, никаких личных взаимоотношений, мешающих процессу, просто не могло быть. Сложность была в другом. Нам было крайне важно передать эпоху, запах того времени. Было несколько замен главных художников, работающих на картине. Пожалуй, только в связи с этим обстоятельством я мог бы сказать, что картина далась непросто. Кроме того, в отличие от большинства отечественных сериалов "Апостол" снимался на пленку. Поэтому зритель, который любит кино как зрелище, оценит это. Ведь только пленка дает глубину кадра, позволяет работать с цветовыми нюансами. А нам было необходимо стилизовать изображение "под сороковые". Пленка дала такие возможности, лента получилась живописной. Мы снимали в разных российских городах, за границей. Эта география, полагаю, тоже сыграет свою роль в изобразительной достоверности нашей работы.
Если очень коротко изложить фабулу фильма, то "Апостол" о том, как один из двух братьев-близнецов, матерый уголовник, попадает в плен к фашистам. Те вербуют его и готовят к заброске в российский тыл. Уже в России герой погибает, и НКВД, играя с противником, решает заменить его братом. Обе роли весьма убедительно с психологической точки зрения сыграл Евгений Миронов.
Такова детективная часть сюжета, которая будет держать в напряжении все серии. Но в "Апостоле" есть и несколько мелодраматических линий, которые делают этот фильм тонким, живым, многоуровневым. Чтобы удержать "подставного" брата - скромного учителя - в повиновении, НКВД фактически берет в заложники маленького ребенка и жену героя. Эту роль сыграла Даша Мороз. Еще одна сюжетная линия, которая, как мне кажется, не оставит зрителя равнодушным, построена на взаимоотношениях героя Николая Фоменко с матерью и женой, которая находится в заключении в лагере. Он приезжает к ней на встречу, там разыгрывается несколько сцен, максимальных по накалу драматизма. Жену сыграла Алена Бабенко, великолепная актриса.
...Я не знаю, насколько литературна или документальна основа, положенная в сюжет "Апостола". Это вопрос к автору сценария. Но для меня было важно изложить повествование без исторической вкусовщины или пристрастий, без морализаторства и оценок. История не может быть черно-белой или окрашенной в один - красный - цвет. Она, как и жизнь, порой шире наших представлений. "Апостол" об этом. 

Лариса РАКОВСКАЯ.