"Штучные профессионалы умеют утолять голод на хорошие идеи"

20.06.2006
"Рэспубліка", 20 июня 2006 г.


Международное признание все чаще получают проекты Белтелерадиокомпании
Достойную лепту в наградную копилку нашей страны по итогам 15-го Международного кинофорума "Золотой Витязь", который недавно завершился в подмосковном городе Серпухове, внесли режиссеры Белтелерадиокомпании. На их творческом счету сразу четыре награды престижного киносмотра.
"Бронзовым Витязем" и специальным дипломом "За авторское осмысление философии человеческого бытия" в конкурсе видео- и телевизионных фильмов отмечен фильм Сергея Катьера "Рождество". Специальным призом Парламентского собрания Союза Беларуси и России "За нравственные идеалы в киноискусстве" награждена серия фильмов Юрия Азарёнка "Духовная война". Диплом "За творческий поиск в тележурналистике" присужден режиссеру Агентства телевизионных новостей Сергею Рыбакову за видеофильм "Я могу говорить".
Между тем в последнее время международное признание творческие проекты Белтелерадиокомпании получают все чаще. Вот и в этом году главный приз Международного фестиваля детективных фильмов и телепрограмм правоохранительной тематики "ДетективФест" ("Закон и общество") получил документальный сериал "Детективная сага" режиссера Ольги Сярговец по сценарию Ксении Бахаревой. Лауреатом 2-го Международного фестиваля телевизионных и радиопрограмм "Победили вместе" стал документальный фильм "60 минут до Победы" (автор - Борис Герстен, режиссер - Тарас Ващенко). Специальными дипломами были отмечены программа "Дед Талаш" (автор - Владимир Суббот, режиссер - Валентина Гумилевская) и работа "Дети войны" из цикла документально-публицистических телефильмов "Полевая почта памяти" (автор - Игорь Александрович, режиссер - Валентина Гумилевская).
А один из самых опытных и заслуженных отечественных спортивных комментаторов Владимир Новицкий первым из белорусов стал обладателем своеобразного "Оскара" - почетной награды Международной ассоциации спортивной прессы и Международной федерации хоккея, которая присуждается выдающимся хоккейным журналистам мира.
О слагаемых успеха наш разговор с заместителем председателя Белтелерадиокомпании Юрием Азарёнком.

- Юрий Владимирович, Белтелерадиокомпания достаточно часто представляет свой продукт на различных международных конкурсах. Чем полезно это участие?
- Полезно по нескольким аспектам. Во-первых, это самоутверждение. Для творческих людей оно очень важно. Приз, полученный на форуме, человека окрыляет, дает стимул для новых достижений. Поэтому, когда к нам приходят приглашения на фестивали, мы стараемся отправить туда своих представителей, даже если это далекие страны и дорогостоящие командировки. Второе – это, конечно, профессиональное общение, видение новых влияний, творческий обмен. Любой фестиваль - это большая школа. Ты видишь, что делают коллеги из других стран, видишь свои достоинства и недостатки.

- И как выглядит белорусский телепродукт в сравнении с другими?
- К примеру, в недавнем кинофоруме "Золотой Витязь" участвовали 30 телекомпаний разных стран, это практически мировой фестиваль. Зарубежные коллеги, с которыми мы общались на кинофоруме, отмечали, что в белорусских телепрограммах, фильмах заметна определенная специфика - они отличаются своей духовностью, искренностью, вниманием к простому человеку, какой-то чистотой. Ну а высокие фестивальные оценки подтверждают и утверждают нашу конкурентоспособность. Это здесь, в республике, определенная пресса может нас критиковать, что мы, мол, проводим государственную политику, предвзяты и ангажированы. А на фестивалях, где оценку дает международное жюри, смотрят на продукт. И букет наград, который мы за последнее время получили в самых различных номинациях, свидетельствует о том, что работы Белтелерадиокомпании замечены, в принципе, по всем направлениям, то есть мы создаем профессиональный продукт, и в нем есть то зерно таланта, творчества, которое может привлечь людей других национальностей, других стран.

- Но и без проблем наверняка не обходится?..
- Проблемы есть всегда. Технологии в телевидении развиваются очень быстро. В Минске сегодня смотрят по 20-25 телеканалов, приходится конкурировать. Голод на хорошие идеи постоянно присутствует. Совсем новый проект устаревает через полгода, и его уже не хотят смотреть. Самая важная проблема - за всем этим успевать. Вторая - творцы. Чтобы воплотить хорошую идею, создать телепродукт, который затронет сердца зрителей, нужны высококлассные и высокоталантливые профессионалы. Это люди штучные, и их, к сожалению, не хватает. Но - ищем, находим, выращиваем, поддерживаем. Третья проблема - совместить творчество с государственной направленностью телеканала. К примеру, далеко не всем зрителям могут быть интересны экономические темы. Значит, нужно искать такие формы, чтобы обратить внимание и на эту сферу, существующие в ней проблемы, помочь государству их решать и в то же время быть интересными зрителю. Как пример удачного совмещения могу привести программу Владимира Суббота "Гаспадар". Она затрагивает практически все пункты Государственной программы возрождения села, делового, официального документа, но сделана так, что пользуется огромной популярностью у простых сельских жителей.

- Телевидение - дело дорогостоящее. Денег хватает?
- Конечно, всегда хочется большего. Ведь понятно, что, какой бы красивой ни была идея, чтобы достойно ее воплотить, нужны хорошие финансирование и техническое оснащение. Сегодня в Белтелерадиокомпании работают профессионалы достаточно высокого уровня. У нас одно из лучших в Европе оборудование. Наши специалисты его освоили и извлекают из него все возможное. Благодаря вниманию, которое уделяется развитию телевидения лично Президентом страны, мы чувствуем солидную финансовую поддержку со стороны государства. Без нее сегодняшние достижения были бы трудновоплотимыми. В принципе, у нас сегодня есть все для нормальной полноценной работы. Мы можем позволить себе создавать дорогостоящие, яркие, крупномасштабные проекты, как, например, "Площадь Победы" или "Была война". Кстати, к новому телесезону готовим большой исторический сериал.
На мой взгляд, с точки зрения административной, технической, творческой, Белтелерадиокомпания сегодня - это ровно работающая, хорошо отлаженная машина, двигающаяся в правильном направлении.

P. S. Когда этот материал был уже готов к печати, стало известно еще об одной победе. На II Международном католическом фестивале христианских фильмов и телепрограмм "Magnificat-2006", который проходил в Глубоком, сразу две награды получила творческая группа программы "Існасць" Первого Национального телеканала Белтелерадиокомпании.
Дипломом за лучшую телепрограмму отмечен фильм "Бог дзейнiчае праз людзей" (автор и режиссер Дарья Юркевич) про ксендза Юзефа Бульку.
Дипломом "За своеасаблiвае адлюстраванне хрысцiянскай сiмволiкi ў фармаце тэлепраграмы" награждена программа "Старый фонарь" (автор Галина Дядичкина, режиссер Леонид Рузов), в которой через сказку Х.К. Андерсена и откровения наших современников рассказывается о христианском отношении к жизни.

Кстати
15-й Международный фестиваль "Золотой Витязь" в Серпухове (Россия) собрал в этом году на свой экран 270 фильмов из 33 стран мира. В конкурсных программах были показаны 12 кинолент белорусского производства, представленные киностудией "Беларусьфильм", Белвидеоцентром и Белтелерадиокомпанией. Как ранее сообщала "Р", по итогам кинофорума белорусским кинематографистам присуждены три золотых, два бронзовых "Витязя", а также пять специальных дипломов в разных номинациях.
В ходе состоявшегося в рамках кинофорума съезда Международного объединения кинематографистов славянских и православных народов большой интерес и горячее одобрение делегатов получила государственная политика в области кинематографии, проводимая в Республике Беларусь. Как неоднократно подчеркивалось в выступлениях, положение дел в киновидеоотрасли и результаты, достигнутые белорусским кино в последние годы, выгодно отличаются от ситуаций в других странах.
Кстати, специальный приз Президента Республики Беларусь "За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве" был вручен на фестивале народному артисту России Алексею Петренко.

Беседовала Ирина СВИРКО, "Р".