Шеф-повар новостей

22.10.2010
"Минский курьер", 22 октября 2010 г.


Телеканал похож на общественную столовую: еда здесь новости, поданные на раздачу, а проголодавшиеся посетители - телезрители. Как сделать так, чтобы блюдо понравилась каждому, а приправы не испортили вкус, знает только главный повар. Сегодня мы пригласили в гости заместителя председателя Белтелерадиокомпании и по совместительству главного информационного шеф-повара - руководителя Агентства телевизионных новостей Александра Мартыненко. Он приоткрыл некоторые секреты телевизионной кухни, мимолетом показал личный шкафчик и, как респектабельный кулинар (исполнительный продюсер песенного конкурса), угостил десертом под названием "Детское "Евровидение".
 
ТВ как отражение общества

- Александр Иванович, одна из основных функций современного телевидения - информационная - зависит непосредственно от вас и ваших коллег. Можно ли считать ее главной?
- Безусловно, информационная функция очень важна. И все же считаю, что она не основная. Главная функция сегодняшнего ТВ - объединяющая. Говорю это не для того, чтобы кому-то понравиться; думаю, мы - и нам это по силам! - должны объединять общество. Ведь телевидение - зеркало жизни. Поэтому порой так грустно слышать, когда кто-то говорит: не смотрю белорусское телевидение, потому что ничего хорошего там не показывают. На мой взгляд, просто занимать контрпозицию неправильно. Честнее посмотреть программы, чтобы иметь полное право сказать: да, мне это не нравится, и я хочу, чтобы эфир был другим.
Попробуйте выйти на улицу, сесть в автобус и из окна глядеть на прохожих. Сначала это общая масса. Потом взгляд останавливается на веселом парне, следом идет злой, через дорогу переходит бабушка с тяжелыми сумками, а навстречу ей грустная девушка. Как это отражается на вашем настроении?.. Телевидение все эти эпизоды повседневной жизни может выхватить и показать. Оно ничего не придумывает! Какие мы есть, такими нас и показывают.

- Многие российские каналы в последние годы предпочитают развлекать зрителей. Благодаря этому увеличивается аудитория, рейтинги таких программ растут как на дрожжах. Что вы об этом думаете? Не пойдет ли Белтелерадиокомпания по такому пути?
- Не всегда стоит сверяться с рейтингами. Часто это может навредить как статусу канала, так и телезрителям. Ну "поскандалим" мы на Первом канале месяц-два - сначала людям это понравится, но потом, скорее всего, надоест и нас перестанут смотреть. Я часто бываю на самых разных медиафорумах, конференциях Европейского вещательного союза. Честно скажу: их телевидение намного скучнее нашего. В Европе популярны полуторачасовые реалити-шоу о жизни фермеров, а также многое другое, что белорусам неинтересно. Наше телевидение более быстрое, чем в других европейских странах. А как еще угодить зрителю? Характер у нас суетный, всегда куда-то спешим...

- А что для вас хорошие новости?
- Это когда нет новостей. Но, к сожалению, для нашей профессии эта формулировка не подходит. Хорошая новость еще и та, которую можно выгодно продать, хотя для тебя лично она может не представлять интереса. Например, катастрофа. Для журналистов это горячая важная весть, а для кого-то из зрителей - горе. Вот такая циничная наша работа.

"Евровидение" - проект социальный

- Наверное, в детстве вы очень любили петь, раз так увлеклись организацией "Евровидения"?
- Петь, может быть, и любил, но никогда не делал этого профессионально. Признаюсь, очень интересна сама организация песенного конкурса. В процессе работы пришлось столкнуться с некоторыми трудностями, а преодолев их, уверился в своих силах. Единственное, что не получилось, так это пригласить на шоу мировую звезду. Всему виной пресловутый кризис, который чуть не поставил под угрозу проведение конкурса, а позже и участие в нем многих стран. Но нам повезло, и страны-участницы нашли деньги для продвижения своего исполнителя. Сейчас все идет согласно календарно-сетевому плану, билеты раскуплены на оба представления. Честно скажу, мы этого не ожидали.

- Из-за детского "Евровидения" "Минск-Арену" закроют на две недели, чтобы подготовить к приему гостей. Окупится ли дорогостоящая аренда за счет билетов?
- Детское "Евровидение" - социальный проект. Заработать на таком шоу практически невозможно. Взрослое "Евровидение" тоже не окупается. Цель подобных конкурсов не прибыль, главное - поднять интерес к музыке, искусству, пению. Этот проект важен для воспитательных целей, к нему нельзя относиться по принципу "выгодно - не выгодно". Не зря детское "Евровидение" проводится совместно с ЮНИСЕФ.

- Не просим раскрывать тайны, и все же можете рассказать хотя бы о некоторых фишках конкурса? Какие сюрпризы ждут телезрителей?
- Мы первыми пригласили победителей всех детских конкурсов, у нас есть новая идея визиток и представлений стран-участниц. Будут не просто четырнадцать эпизодов шоу, а маленькие спектакли с юмором, элементами сказки и волшебства.
Что касается самого шоу, существуют правила, менять которые нельзя. Например, юные участницы могут выйти на сцену только в юбке определенной длины, живот обязательно должен быть закрыт... Что касается песен, то в их текстах не может быть пропаганды взрослых(?) идей.
А гостей ждут развлечения. Планируются обзорная экскурсия по городу, посещение Национальной библиотеки и, если получится, еще поход в отреставрированный столичный цирк.

"Ныряю в холодную воду и понимаю... уже приехал"

- С чего начинается ваш рабочий день: с чашки кофе, чтения ленты новостей или разноса подчиненных на летучке?
- Стараюсь все перечисленное делать параллельно, первую планерку провожу рано утром. Разносов не утраиваю, предпочитаю на равных общаться с людьми.

- А если подчиненные что-то не выполняют?
- Такого не бывает (смеется).

- Сколько вам надо поспать, чтобы выспаться?
- По-разному. Если организм чувствует, что надо раньше лечь, я соглашаюсь (смеется). А если честно, шесть часов для сна мне хватает.

- Как вы заботитесь о здоровье?
- Каждое утро плаваю в бассейне. Происходит это так: еще толком не проснулся, а уже еду в бассейн. Ныряю в холодную воду и только тогда понимаю: приехал.

- В эфире вы всегда хорошо одеты. Если не секрет, кто помогает формировать стиль?
- Никто. Выбираю одежду одновременно и комфортную, и стильную. По магазинам хожу редко, но метко. Самые любимые вещи те, которые я ношу два-три года.

- Насколько вы требовательны к себе? К кому готовы прислушаться?
- К себе очень требователен. В моей работе больше всего не нравится то, что делаю сам. Не знаю, почему так происходит. Когда пришел работать на Белорусское радио, все равнялись на старших коллег, перенимали их опыт. Сейчас наоборот, молодые журналисты сами что-то придумывают, предлагают свои идеи. Их советы мне особенно важны, они помогают улавливать сегодняшние интересы, увлечения, вкусы и требования современного зрителя.

- Какие качества, на ваш взгляд, у журналиста главные?
- У журналиста, который приходит работать в Агентство телевизионных новостей, должно быть стремление чего-то добиться, не быть безразличным к своей профессии. Это и есть главное качество.

- А каких людей притягивает телевидение?
- Самых разных, часто случайных. В Беларуси много скромных талантливых людей, которые считают, что телевидение закрыто и попасть туда невозможно. А смелые и порой не самые лучшие идут напролом... Но телевидение - слаженная машина, которая проводит естественный отбор.

Начни с себя

- "Ответный ход" - ваша известная авторская программа. Легко ли быть модератором ток-шоу?
- Я не боюсь аудитории, мне с ней комфортно. Темы для программ выбираем по-разному, часто важен информационный повод или острая, обсуждаемая в обществе тема. Что касается конкуренции с проектами на других каналах, то я рад, что она существует. Когда вижу более сильные места в других ток-шоу, это дает повод не расслабляться. Зритель всегда может сделать выбор или сделать свой ход. Кнопкой пульта.

- Вы играете роль рефери?
- Моя задача - расшевелить студию, чтобы она работала, мыслила. Я второстепенная фигура, от которой ничего не зависит. Самое главное, чтобы не только зрители, но и люди у экранов понимали: существуют самые разные проблемы и мы не должны оставаться к ним равнодушными. Все в наших руках. Поэтому в конце программы всегда говорю: если мы что-то хотим изменить, должны начать с себя.

Блиц-опрос

- Как вы понимаете выражение "объективная информация"?
- Не может быть объективной информации. Либо это сухая констатация факта, либо субъективная версия сообщения. Журналисты не роботы.

- Кто в вашей семье принимает решения?
- Я.

- Вы сова или жаворонок?
- Не знаю, наверное, какой-то гибрид.

- Самое любимое место в Минске?
- Троицкое предместье.

- Вы азартны?
- Да.

- Где любите отдыхать?
- Везде. Предпочитаю активный отдых.

- Какие качества цените в людях?
- Порядочность.

- Какая мелодия стоит у вас на телефоне?
- Стандартная.

- За что вас последний раз ругали?
- Ни за что! (засмеялся)

Владимир Жданович, "МК".