Шагал рисовал голым, потому что у него были одни брюки

21.05.2014
По сообщению kp.by ("Комсомольская правда" в Белоруссии"), 21 мая 2014 г.

 
Художники Парижской школы, которые родились в Беларуси, стали для нас открытием два года назад. Тогда Белгазпромбанк купил большую коллекцию картин и выставил их в Национальном художественном музее. Кроме Шагала и Сутина, известных имен для большинства белорусов там было мало. А ведь это было удивительное поколение, которое не побоялось рискнуть и завоевать Париж.
Журналист, режиссер и сценарист Олег Лукашевич два года снимал свой цикл об этих художниках. Из него белорусы узнают не только о малоизвестных на родине Кикоине, Кремене, Любиче, но и откроют для себя неизвестные факты о знаменитых на весь мир Шагале и Сутине.

Шагал праздновал годовщину октября в Витебске

- О том, что у Шагала есть сын, в Беларуси никто не знал еще несколько лет назад. В 2005 году я снимал четырехсерийный документальный фильм о Шагале. Мы записали интервью с внучками, и ни одна не обмолвилась о том, что у Шагала есть сын. Можно только представить, насколько сложные у них отношения. Зять Шагала, муж его дочери Иды Франц Маер, издал 1000-страничную монографию о художнике, и в ней ни одной строчки о второй супруге Вирджинии Хаггард-Макнил. Да, они жили в гражданском союзе, так как муж Вирджинии не давал ей развод. А когда она его получила, влюбилась в другого человека. Но Шагал признал сына, воспитывал его, давал деньги, Дэвид с ним рос в Америке семь лет. И вот когда фильм был готов на 80%, мы почти случайно узнали о существовании Дэвида Макнила. У него особняк в Шестнадцатом округе Парижа - это очень богатый район. После смерти Шагала ему досталась часть наследства. Хотя вдова Шагала Валентина Бродская не пустила его на похороны, не дала попрощаться с отцом.
Для фильма проекта о Парижской школе мы записали интервью с Дэвидом.
И настоящей находкой для нас стала в этот раз кинохроника с Шагалом, хранящаяся в Беларуси. Но одна секунда французской хроники стоит 20 евро, поэтому от нее пришлось отказаться. И я поехал в Дзержинск, в наш архив кинофотофонодокументов. Хотел посмотреть, что сохранилось из хроники, связанной с Витебском начала прошлого века. Нашлась только пленка 1923 года с торжествами, посвященными Октябрьской революции. Я купил эту запись и стал ее смотреть. В толпе увидел человека в шляпе, удивительно похожего на Шагала. Как такое может быть, если Шагал уехал из Витебска в 1922 году? Просмотрел запись несколько раз в замедленном режиме... Мы обратились в российский архив, в котором нам подтвердили, что эта запись 1918 года - первая годовщина Октября.

- Шагал тогда был народным комиссаром?
- Да, в этой хронике он еще и на трибуне стоит. В общем, это настоящая находка. Кстати, из-за того что он был комиссаром, французское гражданство ему дали только в середине 30-х годов. 

Сутина никто не видел за работой

- "Улей" (общежитие, в котором в начале ХХ века жили художники, которых потом назвали Парижской школой. - Ред.) по-прежнему действует, там живут и работают художники. Он отреставрирован и внутри очень изменился со времен Шагала и Сутина. Мы сняли окно мастерской, в которой работал Шагал. А над ним была студия Сутина. Сын Шагала рассказал нам интересную историю. Шагал писал картины полностью голым, потому что у него была одна рубашка, одни брюки, один костюм, и он боялся их запачкать. Однажды во время работы на Шагала с потолка начала капать кровь. Шагал в ужасе голым выбежал на улицу с криком "Сутина убили!". Приехала полиция. Оказалось, Сутин для своих знаменитых теперь натюрмортов покупал тушу, которая постепенно теряла цвет. И чтобы не покупать новую, Сутин просто покупал большую банку крови и лил ее на тушу.
- Конечно, он был, мягко говоря, своеобразным человеком. Нам хорошо через сто лет говорить о гении. Но жить с таким человеком было, наверное, очень непросто.
- Я прекрасно понимаю жену его мецената Зборовского, которая была польской аристократкой. Она не выносила Сутина. В воспоминаниях одного художника я читал о том, как Сутин жил в Сере. Он был тогда еще нищим, но совершенно одержимым искусством. Жил в сарае, спал на холстах. Сутин никогда не показывал незаконченные работы, никто не мог его видеть за работой. А автору тех воспоминаний так хотелось посмотреть, что же там делает Сутин, что он дождался, когда тот отлучился, решился заглянуть в этот сарай. И был сражен невероятным смрадом.
Он прожил годы в страшной нищете и умер, когда стал богат и знаменит.

КСТАТИ

Первый зритель фильма о Шагале - Мадонна

- В 2011 году я был на премьере фильма Мадонны "Мы верим в любовь" на Венецианском фестивале. Меня тогда очень впечатлила музыка из этого фильма Абеля Корженевского. Когда стал подбирать музыку к фильмам, я понял, что она идеально ложится на историю о Сутине. Оказалось, что авторские права на ту музыку принадлежат не композитору, а компании, которой владеет Мадонна. Я написал запрос в эту компанию. В ответ они потребовали подробно изложить суть проекта, мою полную биографию и то, что и когда я снимал, нужно было даже написать, на каких словах и какие композиции я хочу использовать. Я все это отправил и получил письмо о том, что принимать решение о предоставлении музыки будет лично Мадонна, поэтому она хотела бы увидеть фильм. Мы за два дня перевели его на английский, нашли в Минске носителя языка, который начитал закадровый текст. Буквально на следующий день мы получили одобрение Мадонны и разрешение приступать ко второй фазе - заключению соглашения. Они сами попросили назвать сумму, которую мы можем заплатить. 

Смотрите первый фильм из цикла "Художники Парижской школы. Уроженцы Беларуси" о Хаиме Сутине 24 мая на канале "Беларусь 1" в 13.35.