Сферы интересов Дениса Курьяна

04.02.2011
"Минский курьер", 4 февраля 2011 г.


Представить Первый канал сегодня без него невозможно

- Вас признали лучшим ведущим на конкурсе "Телевершина", а на днях назвали "Бренд-персона 2010 года". Льстит ли такое признание?
- Я не стремлюсь к нему, а следую рекомендации Станиславского: люблю не себя в искусстве, а искусство в себе. Для меня важнее, чтобы зрители смотрели Первый канал. Я болею за то, что происходит на нашей первой кнопке. Давайте называть вещи своими именами: белорусское ТВ находится на начальной стадии развития. И мне приятно стоять у его истоков, верить, что мы станем профессиональнее. Думаю, у нас все только начинается.

- Ваш приход на телевидение начался с молодежной программы "5на5", а сейчас таких проектов нет. Так откуда браться профессионалам, а следовательно, и вашим конкурентам?
- Здесь все зависит от подготовки профессиональных журналистов и телеведущих. Понятно, что лучшая школа в нашей профессии - это практика. Телевидение ждет людей, которые хотят работать, которых реально объединяет идея сделать ТВ лучше. Например, внутри меня живет идея - сделать наш канал более рейтинговым. И те программы, которые выпускаю и веду я (пусть и разобьюсь в лепешку!) должны поднять рейтинг хотя бы на один процент в год. И это уже результат! Вот и вокруг хочется видеть людей, которые живут идеей профессионального телевидения.

- Получается, что рецепт успешного телевидения - это небезразличные сотрудники плюс высокие рейтинги среди зрителей?
- Главное - поднимать актуальные темы, чтобы это касалось зрителей лично, тогда они не переключат кнопку. К примеру, в "Сфере интересов" в эфире выступает аналитик и предсказывает, что будет с долларом или евро дальше. При этом не секрет, что многие белорусы хранят деньги именно в этих валютах. И мы предсказываем будущее для их сбережений. В такой ситуации вряд ли кто-то захочет смотреть другой канал.
Пока в поиске актуальных тем и проектов белорусское телевидение работает на ощупь, потому что подсказывать нам некому. За рубежом существует объективная система рейтингов, которая, я знаю, придет к нам в ближайшие пару лет. Именно она будет определять политику телеканалов, как это давно происходит в соседних странах. Вот тогда и станет понятно, кто крутой, а кто просто так что-то делает на ТВ. Смотришь на рейтинг - ага, стал лучше, правильно двигаемся, хуже - что-то мы, ребята, делаем не так. Это объективный бизнес-показатель. Хороший топ-менеджер ТВ тот, у которого на канале высокие рейтинги. Конечно, есть программы, где рейтинг - не определяющий фактор. Например, о национальной культуре, искусстве, - эти передачи составляют, скорее, имидж страны. Но для большинства телепроектов в Беларуси объективно посчитанный рейтинг стал бы отличным критерием. Опять же, рекламодателям проще ориентироваться - на какую аудиторию их ролики могут рассчитывать.

- Денис, вы воплотили свои идеи (и экономическое образование) в проектах Первого канала "Деловая жизнь" и "Сфера интересов". Как сами охарактеризуете эти программы?
- "Деловая жизнь" - это ежедневные экономические новости, которые выходят три раза в день по пять минут. Как пошутили белорусские кавээнщики на "Телевершине" несколько лет назад, "вот такая вот в Беларуси деловая жизнь - три раза по пять минут". Но мы верим, что это не так. Хотя, действительно, пока наша целевая аудитория относительно не велика. Ведь белорусский частный бизнес - люди, самостоятельно принимающие решения, - это только 20 процентов всей экономики, а государственный сектор занимает у нас остальные 80. Когда будет наоборот - вырастет конкуренция, больше людей уйдут в бизнес. Соответственно расшириться и аудитория бизнес-программ.
Этими программами занимаются шесть журналистов, матерая команда. Мы входим в структура Агентства телевизионных новостей, при этом успеваем делать много сюжетов и репортажей для других программ. Ведь сейчас телевидение так "заточено": чтобы быть успешным, нужно делать много.

- Продолжая тему успешности... Есть такая фраза: хочешь, чтобы получилось хорошо, сделай сам. Вы так и делаете. Но некоторые могу упрекнуть вас (и упрекают!) во всеядности. Что скажете в свое оправдание?
- Я делаю много того, что предлагают. Те проекты, которые сегодня есть, - это мой единственный способ не смотреть на другие возможные перспективы трудоустройства в соседних странах. А такие варианты есть, но с этим связаны некоторые тонкости, потому что по большому счету надо начинать все с начала. К сожалению, в последние годы многие талантливые режиссеры, сценаристы, журналисты и ведущие уехали в сопредельные государства искать счастье. Если сегодня собрать их, то мы получим отдельную профессиональную телевизионную команду в 20-100 человек. Профессиональной работой здесь можно зарабатывать хорошие деньги, при этом я все делаю от души. Это позволяет мне сохранять здесь свою материальную стабильность. При этом действительно считаю, что профессионал должен выбирать между такими составляющими, как экономическая журналистика или, например, развлекательное вещание. Не думаю, что человек может делать и одно, и другое. Но почему это делаю я сегодня? Во-первых, говорят, что получается, во-вторых, я хочу жить и работать на родине.

Владимир ЖДАНОВИЧ.