Сергей Катьер угощает

11.01.2013
"Беларусь сегодня. СБ", 11 января 2013 г.


Уже в феврале на телеканале "Беларусь 1" смотрите новое шоу - "Кулинарная дипломатия". Вы увидите, как готовят блюда национальной кухни послы, их жены, представители международных организаций, аккредитованных в Минске. Обмен рецептами уже идет - передача записывается. Продюсер программы - Сергей Катьер. Кроме того, он руководит проектом "Культурные люди плюс" и ведет "Коробку передач".
Еда, светская хроника, автомобили - Сергею Галиевичу все интересно. Почти 30 лет еженедельно он создает программы различной тематики в Белтелерадиокомпании. И еще хватает времени на хобби - съемки документального кино. Как все успеть сделать качественно? Об этом мы поговорили с мэтром накануне выхода очередного "телеблюда" в эфир.

- Как появилась идея шоу "Кулинарная дипломатия"?
- Это не покупной, а сугубо наш проект. Идею подал Геннадий Давыдько, председатель Белтелерадиокомпании. А началось все с издания Международным женским клубом книги "Кулинарная дипломатия", в которой собраны рецепты от жен иностранных послов. Помогал в издании справочника ведущий нашей программы Максим Таборов. Передача совмещает в себе кулинарное шоу и "клуб кинопутешественников". Мы не только готовим блюда, но и путешествуем по странам, откуда приехали наши гости. География широка: Венесуэла, Армения, Индия, Ливан, Италия, Франция, Корея, Казахстан, Ирак, Словения, Куба... 22 государства. Приготовленные на нашей "телекухне" яства зрители смогут повторить у себя дома - продукты подбирались те, что можно купить в магазинах.

- А сами-то готовите?
- Люблю, но делаю это редко. У меня супруга прекрасно готовит.

- Ваше коронное блюдо?
- Кабачково-тыквенная икра. Все привыкли к кабачковой, но мало кто знает, что из тыквы она тоже получается очень вкусная и полезная. Я обычно смешиваю два компонента. Так случилось, что у нас на даче бешено растут кабачки и тыквы, а больше ничто не приживается. Я сначала не знал, куда девать эти овощи, а потом пустил на икру. Причем все готовил сам, жена даже не притрагивалась. Еще люблю делать корейскую морковку. У меня она получается лучше, чем та, что в магазине или на рынке продается.

- Вы на телевидении без малого 30 лет. Не надоело?
- Отдохнуть иногда хочется, уйти - нет. Телевидение дает мне возможность совмещать приятное с полезным. 25 лет я вел программу о кино, которая выходила под разными названиями: "Телевизионный дом кино", "Время кино", "Синематека". У нее необычная история. Открылся проект в то время, когда закрылся республиканский Дом кино: здание вернули верующим - это Красный костел святых Симеона и Елены. В Союзе кинематографистов остро встал вопрос, где собираться. Тогда я предложил открыть передачу на БТ, в которую стал приглашать коллег.

- Почему занимаетесь столь разными, далекими друг от друга по тематике проектами?
- Мне интересно делать программы, которые дают возможность зрителю услышать самые разные мнения, почерпнуть для себя что-то новое. "Культурные люди плюс" - своего рода дайджест главных событий недели в мире искусства. Она позволяет быть в курсе происходящего на выставках, в концертных и театральных залах, на съемочных площадках Минска и за рубежом. Кроме того, в студию приходит интересный собеседник... "Коробка передач" просвещает не только зрителей, но и меня - как вести себя на дороге, из чего состоит машина, где лучше ее отремонтировать и т.д. Я 40 лет за рулем, а все равно езжу, как "чайник". Вожу хорошо, но совершенно без понятия, что там под капотом. Благодаря программе познакомился с очень интересными профессионалами в автомобильной среде.

- А на дороге лихачите?
- Я осторожный, соблюдаю все правила. Пожалуй, даже излишне аккуратен, никуда не тороплюсь. Остальным это может мешать двигаться быстрее. Но я убежден: если бы мы все спокойно ездили, уважительно относились друг к другу, то и аварий было бы гораздо меньше. Страшно, когда лихач в угоду своему темпераменту подрезает другого водителя, летит на красный свет. Вот в Индии, говорят, очень мало светофоров, но пробок почти нет - потому что все уважительно относятся друг к другу на дороге. Я также стараюсь быть доброжелательным к другим - и на дороге, и в жизни.

- С чего начался ваш путь в кино, на ТВ, ведь, насколько я знаю, вы по первому образованию технарь и попали по распределению из Ярославля на Минский мотовелозавод?
- Еще в Ярославле занимался в студенческом театре миниатюр - одном из лучших: мы много гастролировали, участвовали в одесских юморинах. В Минске работал на мотовело и играл в народном театре при тракторном заводе. Там и родилась идея попробовать себя в режиссуре. Получил второе высшее в театрально-художественном институте, а там уже остался один шаг до телевидения и кино. За 30 лет я создал не один десяток документальных картин об известных персонах нашей культуры.

- Кто ваш зритель?
- Человек образованный, интеллигентный. Мне кажется, таких немало. Я снимаю так, чтобы тот, кто находится по ту сторону экрана, мог воспринимать мои фильмы не только глазами, но и ушами. Ведь телевидение уже стало для многих фоном: его не смотрят, а слушают, готовя на кухне или занимаясь какими-то другими делами. Мечтаю создавать и неформатное кино. Но понимаю, что оно будет востребовано только на кинофестивалях, а затем ляжет на полку.

- На ТВ есть место для документалистики?
- Есть, но недостаточно. Документальное кино требует своего зрителя и своего канала. Сегодня, впрочем, все новинки доступны в интернете. Может быть, с открытием телеканала "Беларусь 3" документалистики на ТВ станет больше.

- Вы как-то посетовали, что Минску не хватает кинозала документального кино. Дело сдвинулось с мертвой точки?
- В торговом центре "Столица" был зал, где показывали документальное, альтернативное кино. Но потом его закрыли. Будь моя воля, я бы в приказном порядке заставил на всех железнодорожных и автовокзалах, во всех фирменных поездах, электричках и автобусах показывать только документальное кино о Беларуси, ее истории, традициях и культуре, о ее талантах и достижениях.

- А какой из своих фильмов вы считаете лучшим?
- Ни один не является для меня "вершиной творчества". Все это неплохие картины, каждая из которых лишь ступенька к следующей, не более того. Я как Сизиф: качу свой камень в гору, но удовлетворения мало. Берешься за тему, начинаешь исследовать, снимаешь, монтируешь. И в результате оказывается, что много материала остается за кадром. Есть у меня несколько идей для игрового кино, но озвучивать их пока не хочу.

- Вы вместе с Екатериной Стриженовой вели "Лiстапад-2012". Поделитесь впечатлениями.
- 19 лет я освещал фестиваль на телевидении. И вдруг мне доверили его вести! Если честно, не ожидал. Также не ожидал, что один выход на сцену на церемонии открытия "Лiстапада" принесет мне больше популярности, чем почти 2 десятилетия презентации форума на ТВ. Что касается содержания, то в Минске удалось собрать знаковые в мировом кинематографе фильмы.

- Может ли "Лiстапад" выйти на один уровень с берлинским, каннским?
- Нет смысла даже об этом говорить, потому что берлинский, каннский фестивали - не национальные, а мировые бренды. В мире, кроме них, каждый год проходят сотни других. И каждый занимает свою нишу. Последние 3 года "Лiстапад" заметно растет. До этого на форуме делали акцент на прокатном, зрительском кино - фактически он превращался в "обкатку" картин, которые должны были вскоре появиться в кинотеатрах. Сейчас же программный директор Игорь Сукманов с командой целенаправленно отбирает фильмы, ставшие заметным событием в кинематографическом мире. Появился в хорошем смысле субъективизм. И поверьте, то, что "диктует" Сукманов, настоящему киноману интересно. Что касается "обычного" зрителя, так на него работает весь кинопрокат и телевидение. Почему же на фестивале все должно быть "просто"? А то, что в Минск не приезжают голливудские и европейские мегазвезды, так нужны ли они здесь за те сумасшедшие гонорары, которые требуют за простое появление на публике? Лучше мы эти деньги на национальное кино потратим.

- Ваше творческое кредо?
- "Не навреди". Благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. У нас любят поучать. Но ведь не всегда твой опыт и твои советы благодатно лягут на почву чужой судьбы.

- На этом строятся и отношения со студентами в Белгосакадемии искусств?
- Не ставлю себе цель слепить из них свои "клоны", наоборот, стремлюсь раскрыть индивидуальность. Считаю, что неправильно навязывать молодому человеку собственные художественные приоритеты. У него должен сформироваться свой вкус, стиль, свой взгляд на мир. Я очень доволен своими выпускниками. Они замечательные люди, востребованы в профессии. Их отмечают на международных и национальных кинофестивалях, на которые даже я не могу пробиться.

- Ваш фильм "Бригада, или За чистую пятницу", как я понял, не о том, как друзья ходят в баню, а скорее о том, что мужская дружба - важнее всего. А друг настоящий есть?
- Более 15 лет по пятницам хожу в одну и ту же баню с одной и той же компанией - люди из разных сфер, мало связанных с культурой. Тем не менее мы говорим и о телевидении, кино, спорим. Для меня баня - своего рода мужской клуб, где можно с единомышленниками обсудить новости за неделю. А дружба - это не просто знакомство, она требует большого внимания к другому человеку. Мой лучший друг - священник Александр Рудченко. Вместе когда-то начинали в народном театре при тракторном заводе. Потом он венчал меня, крестил моих детей. Это очень близкий для меня человек, о котором я могу сказать: надежный, друг. И, пожалуй, единственный, если говорить о настоящих отношениях. В самую трудную минуту он всегда придет на помощь, и я этим дорожу.

- Что считаете своим главным достижением в жизни?
- Мои дети и внуки. Родные люди - самое дорогое, что у меня есть. А телевидение, документалистика - это лишь возможность удовлетворить свои творческие амбиции.

Досье "СБ"

Сергей Катьер окончил Ярославский политехнический институт, Минский театрально-художественный институт (Белгосакадемия искусств). Здесь же сейчас преподает режиссуру телевидения. С 1984 года - режиссер высшей категории Белтелерадиокомпании. Участвовал в создании около 1.000 программ, автор более 20 документальных фильмов. Лауреат и победитель многих кинофестивалей, обладатель Национальной телевизионной премии "Телевершина" за 2005 и 2010 годы. 

Виктор КОРБУТ.