Самая душевная "Бяседа"

16.10.2015 "СБ. Беларусь сегодня"

Композитор Леонид Захлевный рассказал об ансамбле "Бяседа" и акции "Любить Беларусь"

Ансамбль "Бяседа" - явление на нашей музыкальной сцене уникальное. Не всякая звезда и не всякий раз может похвастаться полностью распроданными билетами, а вот для любимого народного коллектива это дело вполне обычное. Не так давно "Бяседа" проехала с концертами по стране, отправившись в музыкальный тур под названием "Любить Беларусь", за ходом которого телезрители могли следить на телеканале "Беларусь 3".

О том, как принимали ансамбль в глубинке, и о вечной любви к народной музыке нам рассказал руководитель коллектива, композитор, народный артист Леонид Захлевный.

- Леонид Константинович, как возникла идея тура "Любить Беларусь"?

- Эта акция была устроена Белтелерадиокомпанией совместно с республиканским объединением "Белая Русь". Наша задача была - проехать по стране, посмотреть, как люди живут, встретиться со знакомыми, поделиться своими радостями... Мы убедились, что нас ждут, любят и хотят еще пригласить. Это дорогого стоит, когда полный зал, аншлаг, приставные стулья, цветы, автографы, снимки на память.

- Впечатления от поездки остались приятные?

- Иначе и не могло быть. Мы ведь ехали не только к почитателям народной песни, но и к своим родным, многие артисты у нас из глубинки, некоторые выросли в деревне, в районных центрах. Везде нас встречали хлебосольно: в домах культуры к нам выходили в национальных костюмах, подносили каравай... Это рождало определенную трепетность в душе, которая выливалась, естественно, на концертах. Нам хотелось, чтобы каждая песня запомнилась. Это замечательно, когда на сцене тебе комфортно, уютно, когда зал откликается. Многие и подпевали, и танцевали даже!

- Сколько пунктов было в маршруте гастролей?

- Мы побывали в 18 местах, во всех областях Беларуси, причем не только в крупных городах, но и в районах. Диапазон у нас от сельского клуба, где зал на 150 человек, до Дворца Республики. В Жлобине, к примеру, самая большая площадь в Беларуси - и там на нашем концерте было 5 тысяч человек. Конечно, такая масса людей впечатляет, и хочется еще поддать жару. Программа у нас веселая, подвижная, публике это нравится.

- А молодежь на выступления "Бяседы" идет?

- Еще как идет. Вообще, наш зрительский контингент - от 5 до 80 лет. В одном Минске мы даем 8 сольных концертов в год на разных площадках, и всегда везде битком. Казалось бы, вот мы выступили, а через месяц еще концерт - и все равно люди идут. Я сам, наверное, не понимаю, в чем секрет этого успеха, но предполагаю, что дело в том, что в основе репертуара лежит народная песня. Мы стараемся так писать, чтобы наши композиции сливались с народными, и некоторые из них становятся такими в полном смысле слова. "Были сваты", "Чарка на посошок", например, куда ни приедешь - ее всюду поют. Люди принимают эти песни за народные. И мы гордимся, когда это происходит.

- Артисты любят рассказывать разные смешные истории, которые с ними происходят на гастролях. У вас во время тура были забавные случаи, которыми можно поделиться с читателями?

- Самое интересное, когда приезжаем на концерт - а нас самодеятельность встречает с нашей же программой! Но, по счастью, у "Бяседы" такой обширный репертуар, который позволяет просто не повторять то, что встречающие нам уже спели. У нас в загашнике столько материалов, что мы тут же перестраиваем сет–лист, и все идет на ура.

- То есть можете заранее и программу своего выступления не планировать?

- Бывают ситуации, когда приходится менять все на ходу. Но у нас постоянно в работе около 100 произведений. Поэтому могут быть разные варианты. Часто из зала просят спеть конкретную песню, свою любимую, например, и мы всегда откликаемся.

- Народная музыка многими воспринимается как нечто, пересыпанное нафталином. Мол, сейчас это уже не круто, надо что–то другое. А ваше мнение?

- Я по специальности - баянист, консерваторию окончил по классу композиции. И когда учился, то наш известнейший педагог и музыкант, композитор Анатолий Богатырев всех нас с первого курса приобщал к народной песне. Мы посвящали первый курс обработкам песенного фольклора, окунались полностью в эту музыку. И, наверное, с того времени я так увлекся и напитался этим мелосом, что он стал основным в моей композиторской деятельности. Убежден, что композитор должен писать такую музыку, чтобы по ней сразу можно было определить его национальность. Как Сибелиус или Бела Барток: музыка зазвучала - и сразу понятно, кто и откуда. Большое искусство, которое, надеюсь, иногда мне удается.

В нашей программе звучат как народные песни, так и написанные авторами, но мы стараемся аранжировать их, нарядно одевать, чтобы "обложка" у них была современная и чтобы у нашего зрителя от каждой песни блестели глаза.

Ирина ОВСЕПЬЯН.