Рулевой БТ

07.03.2014
"Беларусь сегодня. СБ", 7 марта 2014 г.

 
Геннадий Давыдько меня восхищает. Его основательные герои в спектаклях Купаловского театра неизменно влюбляли в себя публику. Позже он стал директором этой знаменитой театральной труппы и вновь проявил себя талантливым менеджером. На должности председателя Белтелерадиокомпании Давыдько сумел в непростые для экономики времена открыть два новых телеканала - "Беларусь 3" и "Беларусь 5", построил крепкий медиахолдинг, не растерял прежнюю команду профессионалов, привлек к работе журналистов нового поколения, не отказался от "Евровидения" и других актуальных проектов. 
За Давыдько как за каменной стеной. Он - надежное плечо, собиратель талантов, зодчий эфира. Разве можно накануне 8 Марта представить себе лучшего собеседника, чем успешный, сильный и смелый мужчина? Причем смелый - тут самое важное. 

- Умеете вы удивлять, Геннадий Брониславович. Слышала, в отпуск уходите. Не страшно оставлять Белтелерадиокомпанию в самый разгар сезона? 
- Правильная организация функционирует как хорошо настроенный музыкальный инструмент, на котором нужно играть. А если постоянно его настраивать, музыки не будет. Когда работа в компании выстроена разумно, временное отсутствие председателя вообще никто не должен заметить. 

- Вы ведь сейчас в Крым отправляетесь? 
- Это правда. В соседней стране проходят трагические события. Быть их свидетелем, увидеть своими глазами, разобраться, что же происходит в Украине, мне интересно. 

- Какие уроки может взять Беларусь из сложившейся у соседей ситуации? 
- Надо уметь договариваться мирным путем, не подличать, не предавать друг друга и уважать существующие законы. Насилие неприемлемо в современном мире. Казалось бы, столько в истории было примеров, на которых можно было выучить эти уроки. Но человечество, увы, не мудреет. 

- А почему не мудреет? 
- Так задумано Господом. Если бы мы все в одночасье стали умными, заскучали бы, наверное. Ни в одном государстве еще не найден оптимальный способ сосуществования людей. Разнообразные лозунги вроде "каждому по способностям", любые идеи надуманного в кабинетах равенства терпят неудачу. Все мы слишком разные, поэтому не можем одинаково терпимо относиться к возвышению одного или сострадать падению другого. 

- Тем не менее в коллективах, которыми вы руководите, необходимо подбирать ключ к каждому. Оправдала ли себя идея создания медиахолдинга Белтелерадиокомпании? 
- Начну издалека. Я пришел сюда в самом конце 2010 года, унаследовав вместе с компанией ее огромные долги: 8 миллионов евро и два телеканала - Первый и "Лад". Если "Лад", понятно, был хорошей "кнопкой" с приятным названием, то брэнд "Первый" вызывал у телезрителей разночтения: это какой Первый? Российский? ОНТ? В общем, полная несуразица. Параллельно нужно было как-то выходить из кризиса: поступил ряд поручений о сокращениях персонала. Нам пришлось ужать штат сотрудников на 31 процент. Так я стал антикризисным управляющим, по сути, без каких-либо прав на то. В те годы телевидение во всем мире тяготело к нишевым - тематическим - телеканалам. Я выступил с идеей формирования медиахолдинга, она была поддержана Президентом. К слову сказать, поручения Александра Лукашенко о создании двух тематических каналов - культурологического и спортивного - оказались очень удачными. Уже сейчас "Беларусь 3" и "Беларусь 5" имеют достаточно высокие рейтинги. Хочу подчеркнуть, что оба этих канала Белтелерадиокомпания делает из внебюджетных источников. 

- Столько усилий, а многие отнеслись к возникновению этих двух "кнопок" как к обыденному явлению: ну появились - и замечательно. 
- Есть такой момент. Хотя я считаю, что это огромный праздник для страны. Не каждый день у нас появляются новые телеканалы. Меня другое беспокоит. Так называемый "серый" сектор - пиратские телеканалы, которые находятся на обслуживании у кабельных операторов, и нам сложно с ними конкурировать, поскольку они ставят в эфир ворованный контент, к примеру, новейшие голливудские фильмы, которые государственным каналам не по карману. Телезрители смотрят это кино, не подозревая, что все это нелегально, поскольку в программе телепередач, как правило, название лент не указано. Все эти премьеры идут под рубриками "Час кино" или "Для всей семьи", более того, на экране нет титров к таким пиратским лентам. 

- По закону в суд на таких нелегалов может подать только правообладатель. Подозреваю, что у голливудских продюсеров руки не доходят до пиратов из нашей глубинки. Вся надежда на вас, Геннадий Брониславович. Как упорядочить процесс? 
- Не знаю, почему никто из депутатов пока не суетится по этому поводу. Такое ощущение, что я один пытаюсь будоражить эту воду. Хотя "серого", ворованного телеконтента в стране 30 процентов. К слову сказать, право трансляции Олимпийских игр на территории Беларуси принадлежит Белтелерадиокомпании. Общая сумма, которую мы заплатили за трансляции, - 13 миллиардов рублей, которые нужно как-то окупить. Недавно с удивлением и праведным гневом я обнаружил, что нашлись у нас кабельные операторы, которые, зная о том, что действуют незаконно, транслировали Олимпиаду на территории нашей страны. Сейчас Белтелерадиокомпания подает на них в суд. 

- И выиграете? 
- Естественно. И очень жестко выиграем. Хочу, чтоб этот процесс стал показательным. 

- С января текущего года ваша компания отдала свои рекламные продажи крупнейшему медиаселлеру СНГ ООО "Алькасар Медиа Сервис" - аффилированной структуре "Газпрома". Чем вызвана смена рекламного агентства? 

- С прежним селлером мы недобирали рекламных денег. С приходом "Алькасара" предполагается, что наши доходы в ближайшие год-два вырастут. Вторая причина: "Алькасар" привнес на наш рынок более точные системы измерения аудитории. Ну и третье, условия о сотрудничестве, предложенные новым агентством, мне нравятся больше. Практически сегодня мы можем говорить о том, что продаем рекламу без посредников, поскольку "Алькасар" имплантирован в структуру Белтелерадиокомпании. 

- Вот здесь бы вам и начать снимать телевизионные сериалы и продавать их, как это делают многие медиагиганты. 
- По съемкам фильмов и сериалов у нас есть очень много интересных предложений, идей от авторов и продакшн-студий. Но поскольку мы государственная организация, ориентированная на поиск и создание новостных программ и ток-шоу, на сегодняшний день нам гораздо легче и дешевле купить сериал, чем самим его снять. Другое дело, и я впервые сейчас об этом говорю, что все мощные организации, в том числе и медиа, должны идти по пути государственно-частного партнерства. Нам это крайне важно развивать. Предполагаю, что Белтелерадиокомпании не стоит заниматься никаким другим производством, кроме новостей и общественно-политического вещания, все остальные каналы нужно выводить на другую форму собственности, чтоб они становились мобильными и зарабатывали деньги на производстве тех же сериалов, телепроектов, программ и прочее. У государственного канала такой мобильности нет. Настолько забюрократизированная цепь согласований, что, пока прорвешься сквозь частокол всевозможных проверок и сверок, силы иссякают. 

- Почему же у нас до сих пор нет таких оперативных продакшн-студий и телеканалов? 
- Не дошли пока руки. Опять же все надо подсчитать, согласовать, выверить. Известно, что рынок у нас небольшой. Наверняка небольшому частному телеканалу будет непросто заработать на рекламе деньги для производства собственного контента. Здесь можно рассчитывать только на государственное партнерство. 

- Вы сказали, что агентство "Алькасар" очень точно подсчитало телезрителей: кто и сколько программ смотрит. Были в этих измерениях цифры, которые вас удивили? 
- Оказалось, что нас смотрят гораздо лучше, чем показывал предыдущий селлер. Общая доля телесмотрения нашего холдинга - примерно 40 процентов, то есть аудитория у нас все равно больше, чем у "серых" каналов, и это радует. 

- Судя по рейтингам, одна из самых популярных ваших программ "Зона Х". Как вы это объясняете? 
- Есть у зрителя некоторые несогласования с самим собой: на словах - одно, на деле - другое. Я часто езжу по стране, встречаюсь с разными аудиториями, провожу свой персональный мониторинг, задаю людям вопросы, какие программы они хотели бы видеть в эфире. Очень часто слышу в ответ: давайте нам побольше культуры, симфонических концертов и детских программ. А после они приходят домой и включают передачи, где море кровищи и ужаса. 

- И что будете делать: расширять "Зону Х", открывать шестой канал с криминальными сюжетами и сводками? 
- Пока будем укреплять те "кнопки", которые у нас есть. Мое убеждение, что главная функция телевидения - образовательно-просветительно-спасательная. Мы сейчас живем в эпоху потребления, где на каждом шагу человека стараются оболванить, что-то ему продать втридорога, обмануть. В этом безумном мире необходимо помочь зрителю разобраться, где и в чем его ждут подвохи и как от них защититься. 

- Кстати, некоторые страны пока отказываются от трансляции "Евровидения" и участия в этом конкурсе, считая, что эта эстрадная история не из дешевых, "играться" в нее по нынешним временам роскошь. Как вы считаете? 
- Мы не собираемся отказываться от участия в "Евровидении", поскольку для нас важно участие в международных проектах - культурных или спортивных, важно показывать белорусский флаг и наших талантливых людей. Кому-то выгодно делать из Беларуси страшный чуланчик, в котором творятся безобразия, создавать неправильный имидж страны за рубежом. Но те иностранные гости, которые к нам приезжают, видят, что это не так, и уезжают отсюда нашими друзьями. Так было после проведения у нас детского "Евровидения". Уверен, что предстоящий чемпионат мира по хоккею сделает для популяризации страны очень многое. Мы должны суметь показать за время проведения этого мероприятия все, что у нас есть. И здорово, что скрывать нечего. Да, не все тут жирно, не все блестит богатством, но мы - созидатели, трудолюбивы, и за это нас надо уважать. 

- Геннадий Брониславович, закончен определенный этап создания холдинга. На чем сейчас думаете сосредоточить свои усилия? 
- Теперь есть перспективы в структурных изменениях Белтелерадиокомпании. И еще в улучшении условий для тех, кто у нас сегодня работает. В основе телевидения была и остается журналистика, то есть люди, способные написать грамотный текст и снять качественную картинку. На сегодняшний день у нас сложился крепкий творческий коллектив. Это люди, которым интересно то, чем они занимаются. Значит, необходимо и условия для них создать приемлемые: бильярдные, тренажерные залы, кафе, хотим свою мойку автомобильную сделать. 

- Вы это называете "жир", по-моему? 
- Это самые обычные условия для современного офиса. Надо только стараться и работать. 

Виктория ПОПОВА.