Режиссер сродни десантнику

30.10.2004
“Советская Белоруссия”, 30 октября 2004 г.


Пожалуй, даже от самого нелюбопытного и скептического глаза не ускользнуло, как динамично развивается сегодня документальное вещание на Первом национальном канале. Причем авторами большинства документальных премьер являются сотрудники Агентства телевизионных новостей Белтелерадиокомпании. Зрителю надоели бесконечные ток-шоу. Он хочет обстоятельного умного рассказа о чем-то неожиданном и спорном, рассказа, на который не жалко потратить телевизионный вечер.
Молодой телевизионный режиссер Сергей РЫБАКОВ уверен, что у белорусского документального кино огромный потенциал: 1 ноября на Первом национальном телеканале состоится премьера его фильма "Задача выжить", в котором он выступает не только как режиссер, но и как автор. До этого была учеба в Академии искусств по курсу телевизионной режиссуры, 2 года работы на Воен-ТВ, Гран-при на киевском фестивале "Fast Fest Week-end" за фильм "Одна простая сказка". В фильме "Задача выжить" автор рассказывает о буднях элитной пятой бригады спецназа ГРУ.
- Самый тяжелый период в истории бригады наступил после развала Союза. Падение престижа армейской профессии, нищенская зарплата, туманные перспективы - все это вызывало массовое увольнение офицеров, - говорит Сергей. - Разом рухнуло все, что собиралось по крупицам. Рушилась система патриотического воспитания, упал уровень дисциплины. Потому особым днем для бригады стало 12 сентября 2002 года, когда Президент, Верховный Главнокомандующий торжественно вручил воинскому подразделению новое боевое знамя.
Сергей вместе с оператором три дня жили в полевых условиях. Автору фильма приходилось режиссировать массовые сцены, батальные сцены учений, в которых участвовало около 20 человек.
- Ночные съемки в нашем фильме уникальны, - говорит Сергей, - такого еще никто не снимал. А некоторые сцены - вовсе чистое кино.
- Сергей, а что означает название фильма?
- У него несколько значений. Во-первых, это сюжетная линия фильма - перед подразделением стояла задача выживания в походных условиях в лесу. Во-вторых, мы рассказываем и о проблемах выживания спецподразделения в период развала Советского Союза. В-третьих, там есть потрясающая история о том, как два парня приземлились на одном парашюте, - это небывалый случай для всего постсоветского пространства.
- А правда ли, что все телевизионные режиссеры мечтают о большом кино?
- Нет. Я, например, не мечтаю. Нужно уметь относиться к себе критически. Каждый все-таки должен сосредоточенно заниматься своим делом. Документальное кино - это особый мир. Сейчас на телевидение пришло много новых специалистов, выпускников академии, и мне кажется, что это позволит белорусской документалистике подняться на новый художественный уровень.

Валентин ПЕПЕЛЯЕВ, "СБ".