Портрет художника в зрелости

05.01.2007
"СБ. Беларусь сегодня", 5 января 2007 г.


В январском эфире Первого канала - новый фильм Надежды Горкуновой "Сценарная имитация"
В последнее время телевизионные документальные работы белорусских режиссеров становятся все более авторскими и даже камерными. Нащупывая новые интонации и язык, документалисты стараются уйти от стандарта и выразить себя в довольно коротком формате емко и содержательно, экономя художественные средства и зрительское внимание. Тем не менее этого все же недостаточно для того, чтобы признать телевизионную документалистику полноценным сегментом телевизионного рынка, работающим сегодня на полную мощь. Снимается по-прежнему мало. Того, что заслуживает внимания, - еще меньше. Одной из самых заметных телевизионных премьер января, безусловно, станет новый фильм Надежды Горкуновой "Сценарная имитация", публичный просмотр которого состоялся в последние дни старого года в Музее истории белорусского кино.
Из всех определений слова "имитация", по мнению режиссера, смысл нового фильма раскрывает одно из них, имеющее отношение к музыке: "Имитация - точное или несколько измененное повторение музыкальной мысли в разных голосах полифонической фактуры".
Идея фильма родилась у Горкуновой несколько лет назад, когда его главный герой - Николай Кириченко - не только не был директором Национального академического театра им. Я.Купалы, но также не имел званий ни народного артиста Беларуси, каким является ныне, ни даже заслуженного. Что само по себе было странно: Николай Михайлович всегда был украшением любого спектакля. Когда режиссер ему доверял и не боялся, из груди Кириченко в лучших ролях всегда вырывался нездешний, почти языческий рык. Это было в "Князе Витовте", "Кровавой Мери", "Пирамиде Хеопса" - его лучших работах последнего времени. Может быть, слабее он был в комедийном амплуа, но энергетика от него шла всегда.
Но пять лет назад фильм не состоялся. За это время жизнь выдала совсем другой "сценарий": закрылось творческое объединение "Телефильм", где изначально планировалась работа, в жизни самого Николая Михайловича произошли колоссальные изменения. Сценарием Горкуновой заинтересовался "Белвидеоцентр" - режиссер вернулась к работе над фильмом об актере Кириченко. Из первой версии в фильме остались стихи Бродского за кадром: "Как будто жизнь качнется вправо, качнувшись влево".
- Я уходила от формы парадного портрета, - рассказывает Надежда. - Меня интересовало человековедение. Кириченко в первую очередь актер.
Пожалуй, самая пронзительная нота в "Сценарной имитации" принадлежит дочери Николая Михайловича - Кире.
- Беседовали с ней перед каждой съемкой часа по три, - вспоминает Горкунова. - А из бесед мы взяли в этот фильм совсем немножко. Почему маленькая девочка - главный собеседник? Дело в том, что в какой-то момент я просто поняла, что не хочу видеть в фильме банального участия коллег Николая Михайловича, критиков. Меня осенило, что всех их блестяще может заменить 10-летняя дочь Кира.
- Так сказать, устами младенца...
- К тому же девочка работала у меня в проекте "Площадь Победы" и проявила себя как человек, на которого можно положиться. Я видела их отношения с отцом. И знала, что фильм нельзя делать, не взяв Киру. С ее участием все стало на свои места.
- Вы согласны с ее мнением, что отцу лучше удаются отрицательные герои?
- Кириченко просто сильный характерный актер. Его лучшая роль еще не сыграна. Скажу вам по секрету, что втайне от него ищу пьесу и роль, где бы он смог нас поразить.
- Надежда, фильм, на мой взгляд, получился по-семейному теплым.
- Нет, я не согласна с тем, что фильм чисто семейный. Он сделан на грани публичности и интимности. Мне очень важны в этой работе полутона, подтексты. Буду рада, если зритель их "прочтет" по-своему...

Валентин ПЕПЕЛЯЕВ.