Пьеса для голоса и микрофона

06.07.2007
"СБ. Беларусь сегодня", 6 июля 2007 г.


Можно сказать, что сегодня путь к большой популярности для белорусского актера вымощен сериалами. А десятилетия назад любимых актеров узнавали преимущественно по голосам - трудно поверить, но радиоспектакли были когда-то чрезвычайно модным жанром. И требовали от актера куда больше мастерства, чем современное многосерийное кино. Недаром практически все наши артисты старшего поколения с такой ностальгией вспоминают свое участие в радиопостановках. И, видимо, не только артисты - белорусские радиоканалы все чаще извлекают из архивов пленки с записями молодых голосов классиков национальной сцены, пытаясь вернуть в моду забытый жанр.
Теперь и новое поколение белорусских актеров сможет испытать себя, пытаясь создать яркие образы одним лишь голосом. Премьера нового спектакля Первого канала Белорусского радио "Поэт и девушка" состоится в день рождения Янки Купалы и будет посвящена 125-летнему юбилею классика.
Возможно, название "Поэт и актриса" в данном случае было бы более точным, но известный писатель и литературовед Петр Васюченко специально решил подчеркнуть камерность своей истории - точнее, истории любви Янки Купалы и Павлины Мяделки, которая, как известно, вдохновила поэта на создание знаменитой "Павлинки".
Юную Мяделку сыграла молодая актриса Национального академического театра имени Янки Купалы Юлия Шпилевская - нынешняя Павлинка в нетленной постановке купаловской сцены и ведущая утреннего эфира на СТВ. Павлина Викентьевна Мяделка в возрасте - актриса русского театра Елена Пастревич, снявшаяся недавно в семейной мелодраме по сценарию уже известного белорусского драматурга Юлии Лешко "Терминальное состояние". Роль Янки Купалы исполнил актер Белорусского государственного молодежного театра Александр Шаров. Музыку к спектаклю написал известный композитор и худрук ансамбля народной музыки "Бяседа" Леонид Захлевный. Режиссер радиопостановки - Рената Патака.
Определенно жанр радиоспектакля не заслуживает забвения. Еще и потому, что мог бы стать неплохой стартовой площадкой для подающих надежды молодых драматургов, количество которых настойчиво растет, а вот сценического пространства - маловато.

Татьяна МОРОЗОВА, "СБ".