Первый постарается удивить

07.12.2012
"Беларусь сегодня. СБ", 7 декабря 2012 г.


Сегодня разрешится интрига Национального отборочного тура международного конкурса песни "Евровидение-2013". Из десяти финалистов телезрителям и жюри предстоит выбрать лучшего артиста, который и представит Беларусь на песенном форуме в мае в Швеции. Как показывает опыт последних лет, по популярности "Евровидение" уступает лишь открытию летних Олимпиад. Даже чемпионаты мира и Европы по футболу вызывают меньший интерес. Поэтому для любого из 10 исполнителей сегодняшняя победа будет означать, может быть, единственный в жизни шанс представить себя огромной интернациональной аудитории.
Режиссером телевизионной трансляции Национального отборочного тура станет Глеб Шаппо, имеющий большой опыт по организации телешоу. В портфолио Глеба и съемки "Славянского базара в Витебске", и записи концертов мировых знаменитостей, и прямые эфиры ток-шоу. Но все же любимая игрушка Шаппо - "Евровидение", где всегда много адреналина, непредсказуемых поворотов сюжета и новых технологических "примочек". О том, что будет представлять из себя сегодняшний финальный концерт, Глеб рассказал "СБ" в ПТС (передвижной телевизионной станции), где режиссер, похоже, днюет и ночует.

Будь проще - и камера к тебе потянется

- Бюджет конкурса уменьшился. Это скажется сегодня на картинке концерта?
- Не переживайте, изображение будет лучше, чем в предыдущие годы. Вести эфир будем из студии "600 м", а не из Дворца спорта, как раньше. Сами понимаете, одно дело напичкать светом, экранами и декорациями 3.000 квадратных метров дворца, другое дело - 600 "квадратов" студии.

- Какие чудесные сюрпризы вы готовите для телезрителей? Например, кто выступит в качестве почетных гостей?
- Во-первых, пройдемся по истории самого конкурса. Для нашей страны "Евровидение-2013" станет 10-м по счету. В течение сегодняшнего эфира вспомним 9 предыдущих конкурсантов. Из гостей - дуэт "Александра и Константин" как самые первые участники форума, Дима Колдун - артист, принесший Беларуси лучший результат, и Гюнешь...

- ...как ветеран национальных отборочных туров? Смешно придумали. Глеб, а как вам десятка финалистов? Есть среди них явные лидеры?
- Десятка сильная, на мой взгляд. Но не без "наворотов": почему-то многие из конкурсантов хотят непременно взлетать над сценой. Некоторые не отказались от этой затеи до сих пор. Периодически приходится их опускать на землю: объяснять, что главная задача - себя показать, свой вокал и песню, а не уходить в сложные технологические постановки. На самом ведь международном конкурсе атмосферу создают свет и экраны, артисту не обязательно зависать на несколько секунд в воздухе, чтобы произвести на зрителей целостное впечатление.

Телевидение - это бизнес

- А это правда, что режиссер телетрансляции может "убить" конкурсанта, специально выбрав для него невыгодный ракурс?
- Телевидение - это бизнес-модель, и если продюсер ставит перед режиссером задачу: "Хочу, чтоб вот этот конкурсант победил", все возможно сделать.

- Накрутить телезрителя?
- Именно. Чем привлекается внимание в первую очередь? Это крупный план участника, причем закрытый, киношный - на котором зритель видит, что происходит в глазах у артиста, все его внутренние страдания и переживания. Вспомните, как на детском "Евровидении" в нашем национальном отборе победил Юра Демидович с песней про волшебного кролика - мы все влюбились в огромные распахнутые глаза этого мальчика. На самом же конкурсе в Киеве Юру показывали совсем иначе: долгие кадры с публикой в зале, подтанцовка, бэк-вокал - все, что угодно, только не сам "кролик", его лицо и глаза, которые бы все запомнили. Понятно, что того эффекта, который Демидович произвел у нас, в Киеве достичь не удалось.

- О, начинаю вспоминать, что на последнем детском "Евровидении" украинку Анастасию Петрик постоянно показывали крупным планом.
- Сразу видно, что ребенком занимался человек, который разбирается в телевидении. С Настей камера работала очень плотно, и зрители успели считать ее образ и запомнить его. У нашего конкурсанта Егора Жешко были в основном общие планы и синие лица у него самого и подтанцовки. Я понимаю, что он исполнял песню про море, но нельзя же так...

- "Евровидение" обслуживает шведская команда телевизионщиков. Они же работали с вами и на детском "Евровидении", которое проходило в Минске. Скажите, Глеб, что такого умеют шведы, чего мы еще не умеем?
- Технологическое оборудование у нас одинаковое. Другое дело, что шведы каждый кадр расписывают по секундам, у них все четко и продуманно: если в номере артиста заявлен пиротехнический эффект, значит, он обязательно попадет в эфир. И во всем этом процессе задействовано огромное количество людей. У нас пока ощущается дефицит специалистов. Недавно я работал в Украине на телешоу "Х-фактор". В нем задействовано 12 режиссеров и 15 режиссеров монтажа. Более того, они между собой соревнуются, поскольку рейтинг программы тщательно анализируется и по его результатам видно, на какой минуте зритель ушел либо вернулся к просмотру шоу. Подобная конкурентная среда благоприятно сказывается на качестве выпускаемого продукта.

Приятно работать с профессионалами

- Нам есть к чему стремиться. Вы снимали в прошлом году концерт Эл Джеро в Минске. 10 декабря музыкант снова выступит в столице. Пойдете на шоу?
- Конечно. На его концертах суператмосфера, но это для меломанов не новость. Мне запомнилось, как менеджмент артиста работал. Мы обсудили до начала записи все моменты съемок, каждую мелочь. И для оператора, который снимает музыкантов с ручной камеры, они отчертили специальные линии вокруг инструментов, за которые переступать камерамэну на концерте нежелательно, поскольку это уже внутреннее пространство музыканта.

- Приятно работать с профессионалами. Я слышала, что режиссеры испытывают внутренний стресс всякий раз, когда артисты во время телезаписи концерта вдруг со сцены спускаются в зал к публике собирать букеты.
- О да. Это катастрофа. На своем опыте могу сказать, что большой поклонник несогласованных действий - Николай Басков. Вспоминаю, как снимали его сольный концерт на "Славянском базаре в Витебске", а потом шутили, что 20 процентов времени артист, к счастью, провел на сцене.

- Вернусь к "Евровидению". Я знаю, что и с операторами, и с режиссерами на самом международном конкурсе можно работать, обсуждать с ними любое движение камеры. Почему же тогда наших артистов показывают, как правило, в невыгодном свете?
- К сожалению, некоторые исполнители или их продюсеры уверены, что они лучше всех разбираются в том, какими должны быть номер, песня, костюм и монтаж их выступления. Зачастую приходят ко мне уже с полной раскладкой, как я должен режиссировать их номер. Это в корне неправильно. Каждый должен заниматься своим делом. Артист - выступать, а дизайнер по свету - выставлять свет. Иначе так и будет полная неразбериха на сцене и в эфире. Надеюсь, наши конкурсанты когда-нибудь начнут это осознавать.

Полный порядок

Жеребьевка участников финала состоялась 4 декабря. По ее результатам артисты будут выходить на сцену в следующем порядке:

1. Виталий Воронко (I wonder how you);
2. Макс Лоренс (I love your charming eyes);
3. Алена Ланская (Rhythm of Love);
4. Яnkey (Letter to Mother);
5. Группа Beaver Band (Incredible Girl);
6. Дария (Catch Me Again);
7. Uzari (Secret);
8. Алексей Гросс (One Way Love);
9. Группа Nuteki (Save me);
10. Сацура (Get out of my way). 

Виктория ПОПОВА.