Передачи “доставляли” самолеты

01.04.2005
"Вечерний Минск", 1 апреля 2005 г.


В Белтелерадиокомпании уже больше года существует Музей белорусского телевидения и радио. Валерий Жигалко, его директор, по просьбе автора этих строк показал экспонаты и вкратце рассказал об истории развития мирового и отечественного телевидения.
Все началось с того, что в 1907 году Борис Розинг запатентовал свое изобретение - передачу изображения на расстоянии. Через три года была организована первая публичная демонстрация чудной новинки. По сути это событие ознаменовало начало новой эпохи в развитии современной цивилизации - стало ясно, что грядет эра телевидения. А оно двинулось в наступление, завоевывая с каждым годом все новые позиции. Скажем, 1929-й - год появления промышленного ТВ в Германии, Великобритании и других западных странах. В 1937 году вышли в эфир первые передачи Ленинградского ТВ, с 1938-го (с перерывом в 1941 - 1948 гг.) вещает Московская телестудия...
На одном из стендов музея можно увидеть, как выглядела студия тех времен. Собственно, это была даже не студия, а маленькая комнатка, ведь к моменту начала вещания первого января 1956 года ни одна из студий, которые разместили в Минске на Коммунистической улице, еще не была готова к эксплуатации.
Тогдашние условия можно считать спартанскими: стол, покрытый желтой скатертью, кресло, микрофоны, две неподвижные камеры, несколько прожекторов - вот и все убранство “студии”. Первой в нашей стране теледиктором была Тамара Бастун, именно она вела эфир “Мiнскага тэлебачання” (языком вещания был белорусский) в 1956-м. С тех пор на экранах ламповых телевизоров, ставших к теперешнему моменту раритетами, дважды в неделю (по вторникам и четвергам) по два часа диктор бодрым, хорошо поставленным голосом сообщала новости. Программу в обязательном порядке дополняли фильмы: один художественный (во время самого первого эфира - “Поколение победителей”) и один документальный. Их поездом доставляли из Москвы, а затем сразу же после показа отвозили обратно.
Трансляция велась только на территорию Минска, в прямом эфире, поэтому не обходилось без казусов.
Наиболее безобидные порождали, пожалуй, летавшие по студии мухи, любившие в самый неподходящий момент садиться на ведущих. А случалось и такое. Однажды во время новостного блока на стол вспрыгнула невесть откуда взявшаяся кошка. Спихнув нахалку на пол, диктор продолжил работу. Киса не сдавалась и через пару минут появилась в кадре опять. Диктору пришлось сделать вид, что все именно так и должно происходить, взять ее на руки, а уж потом вновь отправить восвояси.
Необычно происходила первая трансляция из Москвы (репортажи с Международного фестиваля молодежи и студентов) в 1957-м. Между Минском и союзной столицей не было ни одного ретранслятора, а потому вещание велось следующим образом. Из Москвы сигнал передавался на станцию в Подмосковье, оттуда - на самолет МИ-2, кружащий где-то в районе Орши на высоте около трех с половиной километров. Сигнал усиливался, а затем передавался на аналогичный самолет над Борисовом и только затем попадал в Минск. Из-за необходимости дозаправки самолетов эфиры длились по часу, вклиниваясь в основную программу вещания. Трансляции длились семь-восемь дней.
На одном из стендов в музее пристроился старенький телевизор. Многие из нас наверняка видели такие в кино: большой деревянный ящик с маленьким экраном, а перед ним - стеклянная, наполненная дистиллированной водой линза - единственный в то время способ увеличить изображение.
Что еще интересного в музее? Техника, без которой не бывает работы телевизионщиков: камеры (от громоздких студийных до портативного “Репортера” 1979 года выпуска), один из первых на нашем ТВ видеомагнитофонов, монтажный стол. За такими, прокручивая километры пленки, создавались передачи, когда появилась видеозапись. К слову, сейчас все старые записи программ и телеспектаклей оцифровываются, чтобы из-за недолговечности магнитной пленки не сгинул бесследно бесценный фонд отечественного телевидения.
В музее планируется обустроить в ближайшее время видеосалон, где будут демонстрироваться записи прежних лет, проводиться мастер-классы. Кто-то спросит: зачем все это, собственно, нужно? Чтобы не утерять целый пласт национальной истории, если хотите. Ведь именно появлением ТВ отмечены годы послевоенной разрухи, тогда лучшим развлечением было собраться у какого-нибудь счастливого обладателя телевизора - посмотреть фильм. Сейчас нам, избалованным благами цивилизации, это тяжело даже представить. Именно благодаря ТВ в Беларуси появился неизвестный ранее в стране жанр телеспектакля. В общем, нам есть кем и чем гордиться в этой сфере, и об этом не следует забывать. Ради того и создан музей, чтоб хранить память о тех давних событиях, достижениях.

Анна ШИЛЕЦ.