Отличница Певого Национального телеканала сама себе пятерки не ставит

17.07.2002
"Аргументы и факты в Белоруссии", 17 июля 2002 г.


С Аленой СПИРИДОВИЧ - знаковой фигурой белорусского телевидения, важнейших праздников, фестивалей, конкурсов, концертов, проходящих в стране, вот уже 10 лет бессменной ведущей международного фестиваля "Славянский базар в Витебске", беседуем о неожиданном повороте в ее жизни. Три месяца назад она получила водительские права. И теперь сама осваивает белорусские дороги на маленьком желтом автомобиле.

- Езжу со страшной скоростью - 30 км в час, - уточняет Алена. - Сообщения о моем небезопасном для других водителей передвижении ГАИ как вымпел передает от поста к посту...

Упивающаяся солнцем, жарой и первыми дорожными подвигами Алена мало похожа на привычный нам сценический образ "женщины-торжество". По-детски открытая улыбка с ямочками на щеках. Лаконичная, почти мальчишеская стрижка, веселые летние украшения. Имя тоже совсем не взрослое. Сейчас Алена скорее напоминает подростка. Ту самую хорошую девочку из хорошей семьи, в которой только угадывается штучная, редкого качества женщина. Ту самую избалованную родительской любовью единственную дочку-бунтарку, не пожелавшую поступать в Театральный институт, потому что родители там преподавали, и самостоятельно "взявшую" конкурс в университет на журфак. "Было трудно. Зато не по блату..."

- Алена, как же так? Не вы ли всегда утверждали, что не сядете за руль, потому что любите, когда вас возят?

- Пользовалась самооправданием: мол, для вождения я слишком женщина, - до тех пор, пока не начала катастрофически не успевать. А вот этого я не могу себе позволить. На работу я не опаздываю никогда.

- Телевизионщики даже пошучивают, что Спиридович до сих пор живет как школьница-отличница...

- Я действительно отличница. Во всем. С завышенным чувством ответственности за то, что делаю. И постоянными треволнениями: как бы кого не подвести. Например, когда после университета я попала по распределению на телевидение, где работала моя мама, то начала ее по имени-отчеству называть. И каждую минуту находилась в напряжении: вдруг что-то сделаю не так. Впрочем, и сейчас к вечернему концерту готовлю себя с обеда. За 60 минут до выступления я в "полной боевой". Остается только шагнуть на сцену. На репетицию прихожу как на концерт: текст выучен, костюмы - в гримерной. Долго, болезненно отхожу от внезапных выступлений, когда приходится в два чтения впитывать текст перед самым выходом на сцену. Повторить текст, даже дословно, конечно, повторю, но в экстремальных ситуациях, чреватых сбоем, чувствую себя плохо. Только "в струне и аккурате" можно получать удовольствие от работы. Я из тех ведущих, кто убежден, что от нас зависит все.

- Такой перфекционизм чувствовать праздник не мешает? У всех праздник, скажем, "Славянский базар", а у вас?..

- Любимая работа. Я ее от праздника не отделяю. Просто у меня особый режим. Пожалуй, на озерах Витебщины, о которых столько слышала, я снова не побываю. Вряд ли смогу послушать в ночном джаз-клубе джаз. Утренние репетиции начинаются рано. Надо быть в лучшей форме. Поэтому в то время, когда начинается сольный концерт моего любимого исполнителя, я ложусь спать.

- Как белорусская ведущая вы уже состоялись: 11 самых значимых фестивалей в год, вас любят зрители, вам подражают. Какие перспективы впереди? Насколько известно, от предложения работать в Москве, открывавшего новые возможности для вас, вы отказались.

- Я не склонна к судьбоносным для меня и моих близких изменениям, пока жизнь не подтолкнет. Трудно принимаю решения. К тому же не понимаю, зачем нужно уезжать оттуда, где мне хорошо. Я люблю дом, где живу. И дом, где работаю. Абсолютно все знают, каким должно быть белорусское телевидение. Но ведь будет оно таким, каким мы его сделаем сами... Что касается перспектив, то пока я точно знаю, чего не хочу. Не хочу, например, быть начальником. Сама себе пятерку не поставлю никогда. И подчиненных тоже "замордую". Мне хочется отвечать за себя. И мне комфортно быть независимой. Не делать того, что не нравится. Работать с теми, кто мне интересен. Наверное, это не современно, но я не завишу и от денег. Иногда, увлекаясь предложенным проектом, задаю тысячу вопросов по поводу того, как и что надо делать, а про оплату забываю спросить вообще. Я не бессребреница, но к деньгам отношусь легко. Как говорит мой муж: "Алене деньги нужны, чтобы покупать наряды. Наряды необходимы, чтобы много работать, чтобы заработать на наряды, которые нужны, чтобы много работать..."

- А почему вы не сотрудничаете с бутиками? Для них - реклама, для вас - наряд...

- От владельцев бутиков предложений много. Но. Я не сноб и "лейблочка" за воротничком для меня малозначима. Не люблю готовые вещи, пошитые на стандартную фигуру некой среднестатистической женщины. Хочется, чтобы дизайнер думал конкретно обо мне. О том, как сутулюсь и неправильно хожу. Про то, что мне не нравятся отвлекающие от работы детали вроде "сползающего" плеча. Дизайнеру, художественному руководителю Белорусского Центра моды Эльвире Жвиковой я полностью доверяю. Все пять платьев, которые поедут со мной на "Славянский базар", - работы Эльвиры и ее команды.

- Алена, как нужно жить, чтобы выглядеть, как вы?

- Игнорировать спорт, не отказывать себе в гастрономических удовольствиях... Если серьезно, то я живу так, чтобы каждый день был в радость. Ключевые позиции здесь: принимать близких такими, какие есть, на совесть делать то, за что бы ни взялся (даже когда против воли и логики приходится водить автомобиль), выбрать одно дело и делать его лучше всех. Впрочем, это я уже цитирую мужа.

- Ваш муж Юрий Бреус тоже очень талантливый человек. Вы много лет вместе. Двум "жар-птицам" на одной кухне не тесно?

- Ой, а кухни у нас нет. То есть кухонная техника есть, но ее не видно. Нам удалось решить пространство дома с максимальным удобством для каждого из нас. Придумали удобную мебель, оставляющую скорее простор для жизни, чем для "быта" в классическом его понимании. Да и едим мы дома раз в сутки, причем не каждый день. Вообще людям не может быть вместе тесно, когда есть любовь. Главное условие "праздника жизни" - любить и знать, что любим...

Маргарита ПОЛЕЖАЕВА.