Олег Лукашевич: свой человек на кинофестивалях

17.03.2004
“Антенна”, 17 марта 2004 г.


Автора и ведущего программы “Новая коллекция” Олега Лукашевича мы обычно видим на роскошном фоне европейских кинофестивалей, причем, смотрится Олег там вполне органично, легко и просто общаясь с легендами мирового кино.

- Кто же вы, наш человек “там” или “их” человек здесь?

- Без ложной скромности отвечу так: я - первый белорусский журналист, который начал ездить на кинофестивали класса “А”. Но я никому не закрываю дорогу! В этом году на 54-м Берлинском фестивале, кроме меня, были аккредитованы и другие белорусские журналисты, но ни одного эксклюзивного интервью им записать не удалось. Я слышал что-то про “задачу передать фестивальную атмосферу”, но это же просто смешные отговорки.

- Наверное, когда-то и вас тоже воспринимали как дилетанта...

- Первый раз я поехал на Каннский фестиваль в 1996 году. Да, там не все складывалось просто. С тех пор я познакомился со многими нужными людьми, в том числе пресс-агентами известных актеров. Не секрет, для интервью нужны личные связи. Никакая аккредитация не поможет. Когда знают тебя, твою работу и твое отношение к работе, то сложностей в общении со звездами не возникает.

- Где вы учились разбираться в кино?

- Чтобы разбираться в кино, его надо смотреть. Я не люблю и не читаю теорию о кино. Самое важное в постижении чего-то - это практический материал. Поэтому постоянно езжу на фестивали и смотрю кино: я вижу и оцениваю все - игру актеров, содержательный ряд, сценарий, постановку, операторскую работу - как профессионал.

- Стал ли неожиданным для вас успех в Берлине фильма “Возвращение” Андрея Звягинцева?

- Я общался со Звягинцевым еще на Венецианском фестивале, когда он был темной лошадкой. Даже русские журналисты относились к нему скептически. После успеха Кончаловского, который за год до этого получил Гран-при за “Дом дураков”, никто не мог поверить в Звягинцева. Тем более что RenTV снимал эту картину, не афишируя, не делая высоких заявок. Наше интервью с ним состоялось за три дня до оглашения результатов. Я уже видел картину и знал, что это очень сильная работа. Звягинцев получил за нее двух Львов.

- Об успехе картины обычно судят по прокату, а не по наградам...

- “Возвращение” имеет невероятный зрительский успех, даже в США. Ни “Сибирский цирюльник”, ни “Утомленные солнцем” не получили таких отзывов в американской прессе. Лично я не знаю такого прецедента, чтобы дебютная картина получила более 100 призов на разных фестивапях. Звягинцеву можно больше ничего не снимать - он уже вошел в историю.

- Существует ли у вас профессиональные секреты?

- Главное - быть искренним. Поэтому беру интервью только у тех людей, которые мне интересны. Мне не важны детали интимного плана. Меня занимают философские вопросы: жизнь и смерть, любовь, понимание, человеческие устремления. Мне не нужна дешевая популярность. Аудитория, которая смотрит “Новую коллекцию” - это думающие люди.

- Не хотелось ли вам самому поучаствовать в магическом процессе создания кино?

- Конечно, хотелось! Но я не могу говорить о собственных планах как о чем-то свершившемся. Сначала сделаю, а уж потом буду рассказывать.

Анна БЫКОВА.