О чем говорят женщины

15.08.2015

"Сельская газета"

Каждый день ровно в 13.00 четыре ведущие собираются в одной из студий Белтелерадиокомпании, чтобы поболтать, как говорится, о своем, о девичьем. Однако подготовка к прямому эфиру начинается на пару часов раньше, ведь нужно успеть не только привести себя в порядок, но и без прицела камер обсудить план программы. "Телерадионеделя" провела один день на съемках "Дня в большом городе".

Вхожу в гримерку, где собираются все ведущие. Перед зеркалом уже красуется актриса Ольга Нефедова. Тезка гример тем временем колдует над ее прической.

- Какой образ хотите сегодня? - спрашивает та у актрисы.
- Что-нибудь строгое, должен же быть хоть кто-то серьезный в этой программе, - улыбаясь, отвечает Ольга Нефедова.

Тем временем в небольшой комнате красоты появляются остальные ведущие - Алеся Лесникова, Инна Югова и Ольга Плотникова. Дамы обмениваются любезностями по поводу внешнего вида, а затем по очереди усаживаются в кресло к гримеру.

"Все девочки должны быть разными, недопустимо, чтобы повторялись наряды или, не дай бог, прически. К тому же ставку делаем на естественный образ, программа ведь дневная, поэтому и не терпит яркого макияжа и кричащих нарядов", - раскрывает секреты гример Ольга.

Пока дамы наводят красоту, заходит разговор на беспроигрышную тему погоды: ведущие, как обычно, задолго до эфира обсуждают, "крутят" тему, подходят к ее обсуждению с разных сторон, делятся опытом, вспоминают смешные, нелепые случаи из жизни. Найденные во время таких "штурмов" фишки они часто используют во время прямого эфира…

Когда ведущие готовы, перемещаемся в студию, где уже собралась вся съемочная группа. Сейчас начнется так называемый тракт - прогон самой программы. "Этот час до прямого эфира стараемся использовать по максимуму, - поясняет руководитель проекта Александра Снегина. - За это время нужно настроить аппаратуру - свет и звук, рассадить ведущих, подключить микрофоны и прогнать сценарий. Пусть как такового текста перед глазами у девчонок нет - полная импровизация, но и импровизация должна быть подготовленная".

- А кто придумал программу?
- "День в большом городе" стартовал на канале еще в 2013 году. Идею "подсмотрел" председатель Белтелерадиокомпании, когда, будучи в командировке в Тбилиси, увидел подобного рода передачу на грузинском ТВ. Она называлась "Райские яблоки". Там также четыре женщины ведут в прямом эфире передачу, только, естественно, на грузинском языке. "Райские яблоки" построены на импровизации: сценарий заранее не прописывается, и если кто-то из ведущих не может быть в эфире, то ее могут вести две или три из них. Понадобилось около года, чтобы запустить что-то похожее у нас. Проблемы возникли из-за отсутствия отдельной студии, поскольку невозможно каждый раз разбирать и собирать декорации к прямой трансляции. Было найдено и оборудовано складское помещение, выстроены специальные декорации. Выход в эфир осуществляется через ПТС, для связи с которой был проложен через стену кабель. Прием телефонных звонков, связь ведущих с продюсером и режиссером происходила в соседней комнате, где стоял монитор.

Сейчас с технической точки зрения программа изменилась. За всеми процессами, происходящими в студии, наблюдают из специальной аппаратной, где сидит режиссер программы. Именно он и командует, когда нужно прерваться на рекламу, когда в студию поступил звонок.

- А как сами ведущие понимают, что нужно сделать паузу?
- Для этого у нас есть специальные условные обозначения, - объясняет Александра Снегина. - Своя азбука Морзе, если можно так выразиться. Если, например, впереди реклама, на пальцах в буквальном смысле показываю, сколько минут осталось до ее начала. Если же звонок, теми же пальцами показываю трубку.

Пока беседую с автором проекта, ведущие рассаживаются по местам. На каждом кресле провода - они подключаются к гарнитуре, на языке телевизионщиков - к "уху" каждой из девочек. Ассистенты звукорежиссера Иван и Наталья аккуратно цепляют микрофоны.

- Можно начинать трактовать, - командует Александра.
Каждая из ведущих прогоняет свои реплики, небольшие монологи. Теперь-то понимаю, на что так похожа программа. "День в большом городе" следует принципу широко известного американского фильма "Секс в большом городе", где тоже четыре героини разбирают в каждой серии историю, в которую попадает одна из них. Авторы "Дня", в свою очередь, объявляют тему и предлагают зрителю делиться своим жизненным опытом. Тем самым передача приобретает форму интерактивного оригинального документального сериала, состоящего из огромного количества жизненных историй, которые невозможно воплотить ни в одном сценарии.

Ведущие импровизируют, выносят свою собственную оценку той или иной истории. Наблюдать за этим, признаться, чрезвычайно интересно, поскольку свежесть реакций ведущих и оригинальные выходы из тех или иных ситуаций, которыми телезрители делятся по телефону, позволяют человеку проецировать услышанные истории на свои проблемы и принимать решения.

Однако еще интереснее наблюдать за тем, когда остаются считаные минуты до эфира. Ведущие в очередной раз достают чуть ли не из-за пазухи косметички и припудриваются.

- Когда я говорю, одновременно с этим орет "ухо", сбиваюсь с мысли! У вас не так? - жалуется Ольга Нефедова и просит не смешить ее. - А еще у меня голос фонит, как в банке. Так не пойдет…

Александра Снегина объявляет минутную готовность, надевает наушники, отбивается заставка ток-шоу и начинается первый блок.

"Здравствуйте, уважаемые зрители! Все изнывают от жары, поэтому сегодня мы решили поговорить о том, что пить, как пить и из чего", - четко и громко произносит приветствие Ольга Плотникова.

У каждого из дней, кстати, своя тема программы. По вторникам это здоровье, правильное питание и красота, в среду ведущие обсуждают вопросы взаимоотношений, семьи и детей. Сегодня же "сытный четверг" - посвящен кулинарным изыскам, вкусным рецептам и хозяйским хитростям. Ну а пятница - самое время поговорить о путешествиях, отдыхе, развлечениях и досуге.

Смотрю программу, что называется, вживую и узнаю для себя много нового. Оказывается, пластмассовые бутылки из-под минеральной воды нельзя использовать больше одного раза. Под действием кислорода начинают выделяться вредные вещества. То же самое и со стаканчиками для кофе, которые изготовлены из материала, похожего на пенопласт. Из них вообще нежелательно пить горячую жидкость, а предназначены они только для холодного напитка.

Пока ведущие обсуждают, сколько каждая в день выпивает воды, оператор-постановщик Вячеслав Дамуть поясняет нюансы самого съемочного процесса: "В съемках задействовано пять камер. В процессе меняются планы, за счет осветительных приборов трансформируем также картинку и структуру передачи. У нас нет такого, что, например, первая камера снимает только крупные планы. Режиссер, который находится в аппаратной, через наушник передает каждому оператору, на кого в данный момент должна быть направлена камера. Они, в свою очередь, пронумерованы. Режиссер - своего рода дирижер, от него зависит, какая будет картинка у передачи. Когда нужно показать деталь, камера наезжает крупно - все они здесь универсальны.

- Есть какие-то точки, в которых категорически нельзя снимать ведущих?
- В этой программе нет такого, что ведущие должны смотреть в одну точку. Если начитывается подводка, то делается это для зрителей, а значит, на камеру. А когда они общаются между собой, тогда они поворачиваются друг к другу. Мы же, в свою очередь, берем профильные планы, как бы подхватываем их разговор. Каждая из ведущих знает свои камеры: кто сидит по краям, говорят на камеру, расположенную по диагонали.

В самой студии несколько телевизоров. Один - для ведущих, так они могут наблюдать за собой со стороны, второй - для оператора-постановщика. Если, например, цветовая гамма одежды совпадает, оператор-постановщик может поменять ведущих местами. "Если же вижу, что кто-то в красном платье, а в той стороне больше красного цвета, это будет сливаться. То же самое и с желтым углом, когда здесь нежелателен наряд этого цвета", - добавляет Вячеслав Дамуть.

Время первой рекламы. Смотрю, как Александра Снегина показывает три пальца, значит, до перерыва - три минуты. Здорово, в телевизионной азбуке понимаю и я.

Во время рекламы Алеся Лесникова выдыхает: "По-моему, мы сегодня хорошо идем!" Ольга Плотникова просит воды. Инна Югова объявляет, что в следующем блоке будет готовить собственный освежающий коктейль. Слышу, как режиссер говорит в "ухе": "Молодцы, девчонки! Все хорошо!" Припудривание - и второй блок передачи.

За следующей частью программы иду наблюдать в аппаратно-студийный блок. За пультом и компьютерами несколько сотрудников во главе с режиссером Инной Станиславчик. Именно она руководит всем съемочным процессом. Какая камера должна взять крупный план, а какая - общий, кто в данную секунду должен быть в кадре, когда нужно пускать титры - все это под ее руководством. Все камеры, которые есть в студии, связаны именно с аппаратной. Пять небольших телевизоров отображают картинку, на еще нескольких - заставки программы, и пару телевизоров с общим планом. Инна командует: "Единичка", сейчас работает "тройкой". Это, конечно, не считалка. Режиссер координирует работу операторов.

А кто же принимает звонки? Оказывается, есть для этой роли отдельный специалист. Светлана Гринчик, которая первой узнает, кто звонит, рассказывает о нюансах работы: "Звонки бывают разные, и их очень много. Моя задача - узнать, кто звонит, откуда и что собирается рассказать в эфире. Затем эту информацию я передаю своей коллеге Дарье Бусловой, которая уже и сообщает о звонке одной из ведущих".

- А как вы понимаете, что звонит телефон, ведь самого звука-то нет?
- Вот посмотрите, на самом аппарате есть маленькая лампочка. Когда кто-то звонит, она загорается и мигает салатовым цветом. Все очень просто.

- А "неадекватные" звонки бывают?
- Всякое бывает, но чаще, конечно, люди с реальными проблемами и жизненными историями. Кстати, звонят нам не только женщины, но и мужчины, и даже дети. Позвонить в момент прямого эфира довольно волнительно, нужно иметь определенную смелость и свою точку зрения, которую нужно уметь отстоять. Был у нас постоянный зритель Виктор, которого уже по голосу узнавали. Всегда приглашал ведущих к себе на дачу. А вчера, например, позвонила сельчанка, у которой муж трудится на поле комбайнером. Вот такие разные наши зрители. Кстати, женские проблемы в городе и в селе отличаются, люди живут разными доходами, разной жизнью, разной работой. Естественно, что и взгляд на жизнь у них совершенно разный. Но в программе мы не разделяем героев по месту жительства и половому признаку. Для нас ценен каждый зритель.

Татьяна БИЗЮК.