Ночные таймы

29.06.2012
"Минский курьер", 29 июня 2012 г.


Спортивный журналист и телеведущий Николай Ходасевич рассказал о причинах позднего выхода в эфир футбольных передач, осторожных собеседниках и проблемах игры номер один.

- Когда возникла идея программы "Время футбола", которая выходит на канале "Беларусь 2"?
- В 2008 году, когда я переходил с СТВ на БТ, обсуждали с руководством Белтелерадиокомпании концепцию будущей футбольной передачи. Было решено сделать упор не на стандартные обзоры - показывать голы и опасные моменты, - а на аналитику. Изначально передачи выходили в записи, но год назад, после того как отработали в прямом эфире молодежный чемпионат Европы по футболу, созрела идея продолжить выход в таком формате и дальше. 

- На белорусском телевидении давно повелось, что передачи о спорте, как правило, выходят ближе к полуночи либо вообще за полночь. Это нормальная ситуация?
- У нас есть проблема, связанная со студией. На Белтелерадиокомпании все они очень загружены. Время, которое остается нам, - поздний вечер. С другой стороны, даже будь у нас техническая возможность выходить в эфир раньше, не уверен, что руководство канала "Беларусь 2" посчитало бы "Время футбола" настолько рейтинговым продуктом, чтобы поставить в сетке вещания в прайм-тайм. Я могу здесь только сравнивать нас с россиянами и украинцами. К примеру, программа "На футболе с Виктором Гусевым" на ОРТ выходила в 23 часа или даже позже, "Футбольная ночь" на НТВ - в полночь, в Украине одна из лучших передач о футболе "Футбольный уикэнд" также работает в эфире в позднее время. То есть это не особенность только нашей страны. Надо понимать, что аудитория общенациональных каналов в массе своей не спортивная. И кому-то вечером намного интереснее посмотреть кино. Что касается рейтингов, то я как-то поинтересовался у человека, который ими занимается, как себя в них чувствует "Время футбола". И он сказал, что среди продуктов, создаваемых силами Белтелерадиокомпании, наш рейтинг чуть выше среднего. Для спортивной передачи, выходящей в эфир в 23.30, - вполне нормальный результат. 

- Во время чемпионата Европы по футболу программа выходит в прямом эфире каждый игровой день. Как справляетесь?
- Все идет спокойно, без каких-то неожиданностей. Как футболист постепенно набирает форму, так и мы уже к третьему эфиру, посвященному Евро-2012, привыкли к темпу, втянулись. Хотя небольшие курьезы случались. Где-то на десятый день работы я произнес в кадре один текст (он предварял видеосюжет из Киева), а в эфир пустили другой - прогнозы результатов матчей следующего игрового дня. Наверное, сказалась небольшая усталость. 

- Охотно ли представители нашего футбольного мира соглашаются прийти в программу?
- По-разному. Бывает, у специалистов, которых обзванивает не получается прийти, а бывает - соглашаются без проблем. Есть еще такой момент, как волнение. Гости в студии нередко чувствуют себя скованно из-за непривычной обстановки прямого эфира, света софитов. Разговора может не получится еще и из-за особенностей белорусского менталитета: мы не готовы к тому, что наши действия могут прилюдно обсуждать. Давать интервью или просто показываться на телевидении в наших краях считается дурным тоном. Причем неважно, говоришь ты плохо о чем-либо или хорошо. Поэтому многие потенциальные собеседники под разными предлогами разговоров на публику избегают. Спортсмены не очень активно участвуют в продвижении своего имени в СМИ. Но тут есть и объективная причина: у нас в стране слабо развит рекламный рынок. Из популярности особых дивидендов не извлечешь. Поэтому совершенно нет разницы, будет ли спортсмен молчать, и судить о нем смогут лишь по игре на поле, или станет активно общаться с журналистами. Крупных рекламных контрактов все равно не предложат. 

- С какими собеседниками легче найти общий язык?
- Проще всего общаться со спортивными журналистами. Они не боятся говорить в кадре, четко формулируют мысли. Поэтому программы с участием коллег получаются зачастую динамичнее, чем с футбольными специалистами. Если говорить конкретно о клубах, то хорошо выстроена система контактов со СМИ в БАТЭ. В то же время Белорусская федерация футбола (БФФ) - структура довольно закрытая. Они даже на своем сайте не комментируют те или иные решения, не говоря уже о том, чтобы прийти на телевидение и отвечать на вопросы. 

- К слову, недавно на спортивном интернет-портале Goals.by вышло интервью, где ты довольно резко критикуешь белорусский футбол и руководство БФФ...
- В последнее время часто слышу: давайте говорить о нашем футболе хорошо. Но ведь негатив вроде интервью на Goals.by выходит, условно говоря, раз в год. В то же время едва ли не все сюжеты программы "Время футбола" построены на позитиве. Если мы делаем материал об игроке, то не говорим, что он плохой, а снимаем и показываем его как можно лучше. Стараемся, чтобы на экране он выглядел самодостаточной личностью. Даже если в жизни это не совсем так. На протяжении всех четырех лет существования передачи мы утверждаем, что наш футбол - хороший. Да, в последнее время стали проскальзывать в выпусках какие-то очевидные проблемы, Но мимо них нельзя проходить. Если где-то творится бардак, то об этом стоит рассказать. Если трибуны пустеют, нужно задавать вопрос: почему? Хотя в последнее время я все чаще прошу гостей не затрагивать эту тему: от того, что мы будем много говорить об этом, стадионы не начнут заполняться. У нас очень лояльная журналистика. Даже чересчур. Многие темы мы не затрагиваем, чтобы никого не обидеть. И поэтому мне непонятно, когда звучат реплики, будто журналисты унижают наш футбол. Господа, мы четыре года по телевидению рассказываем о нем только хорошее! Говорим, какой тут замечательный тренер, а здесь - классный футболист. Как он здорово забивает мячи, как прогрессирует. Да, на Goals.by я занял критическую позицию. Да, назрели вопросы, на которые хотелось бы получить ответы. Но это разовая акция. Никто не убивает белорусский футбол. Поверьте, то, что говорится в футбольных кулуарах, непублично, гораздо страшнее любых сюжетов и публикаций в СМИ. Первый шаг, который нужно сделать для исправления ситуации, - начать основательную работу над имиджем белорусского футбола. Для этого нужны специально обученные люди, которые будут подсказывать тем же тренерам и футбольным руководителям, как и для чего им следует налаживать диалог с той аудиторией, которую они приглашают на стадион. А если начнут заполняться трибуны, это станет выгодно всем без исключения: болельщикам будет приятно приходить на матчи, клубы получат прибыли с продажи билетов и фанатской атрибутики, расширится аудитория, читающая публикации о футболе, вырастут рейтинги специализированных телевизионных передач. Это и есть тот прогресс, к которому должны стремиться в БФФ вместо того, чтобы обижаться на критику.

Алексей ИВАНЮШКО.