Не имей Амати, а умей лабати

25.05.2012
"Беларусь сегодня. СБ", 25 мая 2012 г.


Ансамбль народной музыки "Беседа" Белтелерадиокомпании - это музыкальный экшн в лучших традициях обозначенного жанра. Те, кто хоть раз побывал на их концерте, когда в финале весь зрительный зал сливается в единое целое и дружно поет "Чарку на посошок", не забудут этого веселья никогда. Какой там фестиваль огня или бразильский карнавал! Послушайте выступление "Беседы", уверенно направляемой рукой народного артиста, лауреата Государственной премии Леонида Захлевного, - вот подлинная, клокочущая, как вулкан, стихия! В ней сплетены в одно и любовь к родной земле, и уважение к своему зрителю, и бережное отношение к музыкальной традиции, и тактичное, безупречно профессиональное ее развитие в русле жанра. Такого ошеломляющего успеха не было бы, если бы не лица и голоса "Беседы" - солисты, для которых этот музыкальный коллектив давно стал семьей. Своими "голосами" ансамбль гордится по-настоящему.
Я познакомилась с "Беседой" в Санкт-Петербурге, где коллектив выступал во время Дней культуры нашей страны. Петербуржцы, на удивление, с репертуаром ансамбля прекрасно знакомы. Что такое народное признание, какой регион нашей страны самый мелодичный и какое железное правило часто выручает артистов, мне рассказал солист "Беседы" Валентин Кириленко.

- Валентин, я знаю, вы родом из поселка Березина, который на Гомельщине. Наверняка, когда бываете на родине, земляки интересуются, где работаете.
- Ой, да. Часто говорят: "Ну ладно, ты поешь, так, а работаешь где?" Те люди, которые никогда не окунались в творческий процесс, уверены, что наш хлеб легкий. Но сцена - это таинство. Попробуйте выйти к публике неподготовленным. Уверен, от смущения не будете знать, куда девать руки и глаза, забудете все, что сказать хотели. Работа со зрителем требует огромных энергетических и душевных затрат. После каждого концерта мы приходим в гримерку мокрые, опустошенные, но счастливые от того, что народ знает наш репертуар и поет вместе с нами, продлевая век белорусской народной песне.

- Как считаете, какой регион Беларуси самый певучий?
- Со стопроцентной уверенностью сказать не могу - это вопрос для серьезного теоретического исследования. Но, насколько мне известно, в Гомельской и Брестской областях нашими этнографами было записано наибольшее количество народных песен. В принципе, каждый регион имеет свои самобытные песенные традиции. Допустим, в репертуаре нашего ансамбля есть композиция "Ай, лятала сiза павушка" - это характерная песня для Витебской области, а "Запрагай-ка, бацька, лошадзь" - исконно гомельская. По понятным причинам обожаю все гомельские мотивы, а репертуар соловья Белорусского Полесья - Степана Дубейко - считаю золотым фондом нашего фольклора. Фактически я вырос на его песнях. Кстати, все наши солисты пополняют репертуар ансамбля песнями из тех мест, откуда они родом.

- Белтелерадиокомпания помогает вам с записями концертов?
- Более того, у нас перед телевидением есть обязательство - записывать в месяц одну-две новые песни, чтобы пополнять фонотеку народной музыки.

- Выходит, с фольклором у нас полный порядок.
- А как, скажите, может умереть песня? Она будет существовать до тех пор, пока люди живут.

- Завтра состоится финал телевизионного конкурса "Евровидение". Вы наверняка знаете основную интригу нынешнего соревнования?
- Выиграют ли конкурс "Бурановские бабушки"? Думаю, займут второе место. Вряд ли Россия во второй раз пойдет на то, чтобы принимать у себя этот конкурс: все-таки его проведение требует огромных бюджетных средств, а у братьев-россиян на носу сочинская Олимпиада, им есть на что тратиться.

- В Санкт-Петербурге на вашем концерте обратила внимание, что братья-россияне знают ваш репертуар. Откуда, спрашивается?
- Думаю, в этом заслуга композитора, руководителя "Беседы" Леонида Захлевного. Он умеет придать фольклору модное современное звучание, благодаря этому наши песни моментально уходят в народ, их часто крутят на радио. К тому же в каждой концертной программе у нас есть стопроцентный гвоздь - в обработке Захлевного исполняем попурри из песен прошлых лет. Публика это обожает. Питерцы - не исключение.

- Какое впечатление у вас осталось от города?
- Гостеприимный шикарный город со своей особой аурой, где каждый дом - шедевр. В последний раз мы выступали в Санкт-Петербурге в 2007-м. Сегодня, спустя пять лет, нам показалось, что сами петербуржцы остались прежними - добрыми, отзывчивыми, очень приятными в общении. И близкими по духу к нам, белорусам.

- Вы платите им тем же. Во время ваших сольных партий, Валентин, народ неистовствует. Чем берете зал, откройте фирменный секрет?
- Самое главное правило - надо любить людей. И второе - народную песню. Я когда в юности услышал ансамбль "Беседа" по радио - пропал, по уши влюбился в этот коллектив, собирал все его записи. Два раза в неделю, после уроков в средней школе за 10 километров ездил на велосипеде в соседнюю деревню в музыкальную школу, осваивал нотную грамоту, потом поступил в музыкальное училище. Затем - в университет культуры, на кафедру белорусского народного песенного творчества. Благодарен всем своим преподавателям за то, что сумели привить мне музыкальную культуру. С ранних лет я мечтал работать в профессиональном коллективе. И долго не мучился, пришел к Захлевному с гармошкой - кстати, освоил ее самостоятельно. Леонид Константинович меня прослушал и сразу принял. Кстати, солисты десятилетиями работают в нашем коллективе. В народе его еще называют "Беседа Леонидовна".

- У вас двое сыновей. Им нравится ваш ансамбль?
- Старшему музыка нравится, у него есть и голос, и слух, и три года он занимался в музыкальной школе. Увы, бросил. Увлекся спортом. А вот младший - большой поклонник "Беседы" и ансамбля "Свята", где работает его мама и моя жена - Людмила. Сам включает наши диски, поет и танцует самозабвенно. Даст бог, продолжит династию.

- Как вы голос бережете?
- Мой голос - это мой инструмент, и лишиться его - большой грех. Поэтому есть у меня железное правило, которое, кстати, срабатывает во многих жизненных ситуациях: "Не злоупотребляй!"

- "Беседа" гастролирует довольно часто: вы были и в Португалии, и в Китае, и в Литве. Знаю, многие коллеги вам завидуют.
- А вот это зря. На нашей эстраде полно незанятых ниш. Вместо того чтобы завидовать, нужно найти свое место под солнцем и трудиться до седьмого пота. Я считаю, что конкурентов у нас нет, поскольку мы поем свой репертуар, никого не перепеваем. Все песни, созданные нашим ансамблем, - это только наш бренд, отсюда и частые приглашения на гастроли, и слава, и признание.

- И никаких проблем?
- Жаль, что в сутках не 48 часов. Наш коллектив пребывает в постоянном творческом поиске, в работе, поэтому на домашние заботы часто времени не остается.

- А вот некоторые коллективы жалуются, что им не хватает денег на новые костюмы, инструменты.
- Конечно, денег много не бывает. Мы вот сейчас тоже планируем купить новый баян - он стоит почти 5 тысяч евро. А вообще, в музыкальной среде ходит верная поговорка: "Не имей Амати, а умей лабати". Это я к тому, что на плохой инструмент не нужно ссылаться. Если есть талант, зажечь публику можно и без всякого аккомпанемента, одним только сердцем. Солисты и музыканты нашего ансамбля исповедуют именно такой подход - душевный. Приходите к нам на концерты - отогреем. 

Виктория ПОПОВА.