"На перекрестках Европы": поют и танцуют все

04.10.2003
"Советская Белоруссия", 4 октября 2003 г.


Новый телесезон, да еще на фоне усиления соперничества между телеканалами, просто-таки обязывает создателей программ к постоянному обновлению собственного сознания. А заодно и формата прежних проектов. Национальный песенный телефестиваль "На перекрестках Европы" (съемки первых в наступившем телевизионном году выпусков завершились во Дворце Республики буквально только что) теперь стал по-настоящему демократичным и непредсказуемым. В том смысле, что на данном этапе "вычислить" абсолютного победителя этого длительного марафона белорусских исполнителей и соответственно предположить, кто будет представлять нашу страну на очередном "Евровидении", совершенно невозможно. Создается впечатление, что доступ на нашу главную сцену и на Первый национальный канал получили буквально все, независимо от прежнего опыта творческой жизни - в клубе ли, ресторане или вовсе на дружеских посиделках. И это хорошо. Значит, должно обойтись без обид - дескать, я такой талантливый, не вписываюсь в ограниченный формат отечественной эстрады, а мог бы... Кто чего "мог бы", мы увидим совсем скоро: новые "Перекрестки" начнут выходить в эфир уже в октябре. И это, поверьте, стоит смотреть. Хотя бы для того, чтобы оценить, насколько изменился менталитет родного телевидения. Потому что если наблюдать на сцене Дворца Республики звезд эстрады со стажем и фаворитов народной забавы "Хит-момент" дело привычное, то появление на этой же сцене Дмитрия Войтюшкевича и групп вроде "Тяни-Толкая", "J-mors" или "Stokes" - уже событие. Все-таки в плане качественной закалки музыканта "клубный" и прочий альтернативный опыт сложно переоценить.
Тем не менее общее впечатление обновленные "Перекрестки" производят двойственное. Точнее, не сам фестиваль, а то, что представляет собой отечественная эстрада в нынешний отрезок времени. Вроде все у нас, "как у людей", - и голоса хорошие, и ребята симпатичные, и песни часто не хуже, чем у соседей, а пробиться на сцену у нас так даже и проще, чем где-то у "них"... А все равно чего-то не хватает. Слушать - можно, смотреть - утомительно. И ситуацию не спасают ни световое шоу, ни "свежий ветер", раздувающий на сцене волосы исполнителей. В памяти задерживаются единицы. Как будто по-прежнему считается нормальным, когда "звание" популярного артиста на белорусской эстраде дают "за выслугу лет"...
С появлением на "большой дороге" к славе первых выпускников "Фабрики звезд" и у нас стал исключительно популярным имидж так называемых "ребят с соседнего двора". Но здесь ведь важно учитывать, что такой образ и песен требует соответствующих, без претензий на возвышенность эмоций и прочих глубоких откровений. Но так тяжело отказаться от соблазна выглядеть "своим в доску" и при этом петь "хорошие песни со смыслом". А узнаваемый артист - прежде всего образ, когда репертуар, поведение и "прикид" поддерживают виртуальную историю эстрадного персонажа, которую тот и реализует на сцене. Иначе выходит сплошное караоке. А за отдельно взятые силу голоса или красоту мелодии даже жюри "Перекрестков" голосует вяло, что уж говорить о "Евровидении"...
Впрочем, выбор достойнейшего из достойных будет осуществляться в сотрудничестве с телезрителями. Какие бы слухи ни ходили по поводу того, что кандидат уже назначен и согласован "где надо", оснований им доверять нет никаких. Кто появится на "перекрестках Европы" в дальнейшем, со всей определенностью не скажет вам пока даже творческая группа программы. Тем более что у наших артистов есть еще время для самосовершенствования.

Ирина ЗАВАДСКАЯ, "СБ".