На "Национальное достояние" возлагают большие надежды

23.08.2010
По сообщению Belrekalama.by, 23.08.2010 г.


Завершились съемки художественного проекта Белтелерадиокомпании "Национальное достояние". Позади полгода непрерывных съемок, смена интерьеров и шесть интригующих историй. Кураторы проекта поделились своими мыслями о съемочном процессе, самом проекте и его дальнейшей судьбе.
Напомним, что по планам сериал выйдет на экраны в январе 2011 года, и первыми "продегустируют" его зрители Первого канала белорусского телевидения. Цикл "Национальное достояние" объединяет пять телевизионных художественных фильмов, каждый по две серии продолжительностью до 52 минут. Сценарии написаны по мотивам сюжетов романов белорусской писательницы Ольги Тарасевич.
- Кинопроизводство мне представлялось занятием легким и приятным, - восхищенно рассказывает Ольга Тарасевич. - Казалось, прекрасные актрисы в кадре порхают как птички, а режиссер, попивая кофе, неспешно руководит этим процессом. Ничего подобного! Съемки пятиминутной сцены могут длиться шесть-восемь часов. Никакого порхания - актеры долго репетируют, отрабатывая каждые жест, фразу, даже взгляд. Работа режиссера - отдельный разговор. Мне кажется, ему приходится особенно трудно, так как он в ходе репетиции трансформируется в каждого персонажа по очереди. Но он не только актер, он же и за главного осветителя - под его руководством выставляют свет. Подсветка - это настоящее чудо: лампы просто преображают лица актеров. А еще режиссер - в том числе и оператор: контролирует работу камеры, дает указания по съемке планов. Он также и сценарист: вносит свои замечания в диалоги... Нет, я больше не верю, что кино - это романтика. Это адский труд, это иногда выглядит хуже армии с ее жестким распорядком! И все-таки это еще и большое чудо. Когда после долгих репетиций раздается команда "Мотор, снимаем!" и на режиссерском мониторе появляется картинка... - я вдруг ловлю себя на мысли, что смотрю настоящее кино. И как же раздражает вдруг звучащее: "Стоп, снято!"... А еще я поняла, чье лицо теперь я буду представлять, придумывая очередной роман про Лику Вронскую - лицо актрисы Елены Кориковой, которая играет главную героиню сериала.
Продюсер проекта Глеб Шпригов известен по работам с Белтелерадиокомпанией по "Майору Ветрову" и "Снайперу" - фильмам, которые получились яркими и заметными на кинорынке Беларуси. Для него кинопроект - это прежде всего ясная логика.
- Технические и литературные аспекты сценария важны, - говорит Глеб Шпригов. - Но самое главное в сценарии - это чистая математика, логика. Законы драматургии очень строги, их нельзя нарушать. Честно говоря, я вижу мало сценариев, даже написанных профессиональными сценаристами, которые правильны с точки зрения драматургии. Советская школа приучила уважительно относиться к слову. И в какой-то степени это вредит. Хорошо написанный правильным литературным языком сценарий - это необязательно сценарий, по которому можно снять хороший фильм. Те же Годар или Трюфо вообще писали без диалогов, выстраивали драматургию - и актеры передавали это словами, и получались фильмы, которые до сих пор нас восхищают.
Смотрите, кто сейчас в России является основными производителями сериалов: это телевизионные каналы (Первый канал, РТР, СТС), - продолжает Глеб Шпригов. - Одни снимают "Адмирал", вторые "Тараса Бульбу" и т.д. "Мосфильм" не производит ничего, работая просто как студия, оказывая услуги, но продюсерского начала там нет. А когда у канала есть деньги, возможности, то он начинает их вкладывать в различные проекты. Это имидж, возможность продвинуть сам канал. В России в этом направлении очень жесткая конкуренция. Поэтому любой такой проект рассматривается не только как средство зарабатывания денег, но и как продвижение своего бренда - канала ТВ. Поэтому для Белтелерадиокомпании "Национальное достояние" - это очень важный шаг. Таким образом она попадает в линейку продюсерских компаний.
- Проект "Национальное достояние" - полностью коммерческий, - говорит председатель Белтелерадиокомпании Александр Зимовский. - Его заказчиком выступает Белтелерадиокомпания, которая вкладывает в него собственные средства, заработанные на рекламной деятельности, а также доход, полученный от продажи другого успешного проекта - сериала "Майор Ветров". Коммерческое кино - это коммерческий риск. Мы не можем потратить деньги и сказать: "Да, фильм провалился, ну что поделать". У нас большая степень ответственности за этот проект. Поэтому когда мы снимаем сериалы, мы действительно руководствуемся коммерческими мотивами в первую очередь. Хотя нельзя не заметить, что "Национальное достояние" - это и хороший пиар Беларуси.
- "Национальное достояние" - это первая в Беларуси попытка осуществления масштабного проекта а-ля "Каменская", - говорит главный редактор проекта Игорь Костюченко. - По задумке продюсера, фильмы проекта должны в корне отличаться от продукции НТВ, под которой сейчас понимают детектив с мрачными представителями силовых структур, которые гоняются за бандитами. Поскольку сериал ориентирован в том числе и на ведущие российские каналы, то одна из составляющих маркетинговой политики - это продажа фильмов на дисках. Поэтому Белтелерадиокомпания и стремится к тому, чтобы сделать стопроцентно качественный продукт, вложиться в него по максимуму и реализовывать наиболее широко.
Перед премьерой "Национального достояния" Белтелерадиокомпания запустит еще несколько фильмов, которые выполнят роль рекламы, подогревающей интерес к проекту. Так, как это сделал канал РТР: перед тем, как запустить сериал про Мессинга, РТР на протяжении определенного времени давал в своем эфире несколько документальных фильмов об этом экстрасенсе.
- Мы тоже думаем пойти по этому пути, чтобы подогреть интерес к проекту,- говорит Игорь Костюченко, - и показать ряд фильмов, скажем, о Мунке, о египетском наследии и так далее. То есть о том, на чем строятся сюжетные линии наших фильмов. И думаем, что нас ожидает зрительский успех.