Мы не хотим показывать Беларусь лапотной, подпоясанной и в полосатых штанах

26.02.2010
"Обозреватель", 26 февраля 2010 г.


Белтелерадиокомпания освоила выпуск сериалов
Белтелерадиокомпания заметно преуспела в производстве сериалов: первая ласточка - сериал "Майор Ветров", который показывали телеканалы России, Украины, Казахстана и даже Японии! Не менее успешным оказался и "Снайпер. Орудие возмездия". Правом показать фильм заинтересовались немецкая телекомпания, каналы Украины, а 23 февраля он шел даже на российском Первом канале, который закупает сериалы у крупнейших американских кинопроизводителей.
Почему Белтелерадиокомпания не снимает ситкомы? Насколько рентабельны отечественные сериалы? Об этом и многом другом рассказывает председатель Белтелерадиокомпании Александр Зимовский. 

Почему в белорусских сериалах главные роли исполняют преимущественно российские актеры? У нас своих не хватает?
- Если мы делаем сериал для внутреннего потребления, то адекватное решение - привлечь известных белорусских актеров. Этого вполне достаточно для нашей аудитории в 10 млн. человек, чтобы ее забавлять и развлекать, но это не даст реальных экономических выгод.
Согласитесь, если вы вложите в фильм 10 млн. долларов и продадите 10 млн. билетов в кинотеатрах по цене 1 доллар, то при условии, что билеты купят все граждане страны, от престарелых жителей до младенцев, выйдете в ноль. Поэтому мы изначально задумываемся о том, что будем делать с сериалом после его выхода. Если вы посмотрите бокс-офис того же "Аватара", сколько средств он собрал в Америке и сколько за пределами США, то увидите, что львиная доля доходов поступила именно со всего мира. 

- Но ведь "Анастасия Слуцкая" считается коммерчески успешной картиной.
- Честно говоря, я так не думаю. Насколько мне известно, прокатчики этот фильм считают провальным. То, что деньги не вернулись государству, - это сто процентов. 

- Насколько рентабельно производство сериалов Белтелерадиокомпанией?
- По "Майооу Ветрову" мы вернули все средства, которые были затрачены на производство (250 тыс. долларов), и получили 20 процентов прибыли. Финансовый вклад компании - 28 процентов. Это неудивительно, ведь права на показ были проданы России, Украине, Казахстану, Японии. О "Снайпере" пока рано говорить.
 
- Вы начали снимать детективные сериалы. Чем руководствовались при выборе автора?
- Что касается цикла "Национальное достояние", съемки которого проходят в настоящее время, то мне самому было интересно, как работает механизм сотрудничества с авторами. Мы никогда прежде не занимались этим. Поэтому я предложил Ольге Тарасевич продать права на экранизацию своих книг. Почему именно ей? Потому что она - единственный автор детективов национального масштаба. Ничего не могу сказать о ее популярности за пределами страны. Но если она первая в шорт-листе детективщиков Беларуси, то почему нет? Ольга принимает участие в работе над сценарием, приезжает на съемки, но в остальном мы самостоятельно работаем над фильмом.
 
- Основные нарекания в адрес современного белорусского кино состоят в том, что снимают преимущественно о военном времени, а не о современной жизни. Белтелерадиокомпания также заявила о себе на этом поприще. Можно ли сказать, что вы видите себя именно как производитель данной категории фильмов?
- Нет, мы никогда не зацикливались на какой-то конкретной тематике - военной, сельскохозяйственной... Одна из причин, по которой мы взялись за "Национальное достояние" (в настоящее время в производстве находится сразу два телевизионных художественных фильма - экранизации романов "Смертельный аромат №5" и "Ожерелье Атона". - Ю.С.), в том, что автор пишет, что называется, на злобу дня. Действие происходит в привычных нам интерьерах, на знакомых улицах. Не исключено, что по телевизору вы увидите известный вам выпуск новостей. Вообще, война это очень тяжелое психологическое состояние. Невозможно снимать фильмы, не будучи знакомым с этим пограничным чувством, - получится халтура. Правда, я говорю о художественных фильмах. "Документалку" делать проще. Но мы хотим отойти от привычного стереотипа Беларуси, который можно видеть в отечественном теле- и документальном кино. Не хотим показывать Беларусь кондовой, лапотной, подпоясанной и в полосатых штанах. Мы стремимся показать нашу страну сегодня. Пусть это даже только Минск, в котором проходит основная часть съемок. Его можно снять невероятно красиво. Вспомните сериал "Каменская"... 

- И все-таки следует ли ожидать от Белтелерадиокомпании более веселых сериалов?
- Если вспомнить прошлое, творчество того же Гайдая, работы писателей-сатириков, которые сотрудничали с журналом "Крокодил", писали для последней полосы "Литературной газеты", то можно сказать, что это были действительно хорошие авторы для произведений, которые мы сейчас называем ситкомами. Это были люди, которые профессионально писали шутки и высмеивали явления окружающей действительности. Предлагали юмор, который всем понятен и близок. Сейчас я, честно говоря, не вижу по-настоящему смешных белорусских книг. Хотя книжный рынок знаю довольно хорошо. Кстати, можете так и написать: сейчас у нас в этом смысле образовалась брешь. Если предложат реальный сценарий, то возьмемся с радостью. Время такое - надо больше смеяться.
 
Юлия СЕРГЕЕВА.