Мелодии света

05.04.2003
"Советская Белоруссия", 5 апреля 2003 г.


О необходимости принципиально другого оформления передач на Первом национальном телеканале всерьез задумались еще в 2001 году - наконец стало очевидным, что громоздкие деревянные декорации в мире современных телевизионных технологий выглядят почти средневековьем. Новое столетие настоятельно требовало новых зрелищ, причем не только по содержанию, но и по форме. Но путь к "светлому будущему", обеспечить которое могло лишь качественное осветительное оборудование, используемое ведущими телестудиями мира, для БТ получился непростым. Найти и установить подходящий "свет" здесь оказалось легче, чем преодолеть сопротивление телевизионных режиссеров, не представлявших, как работать в новых условиях...
Со времени той "революции" на Первом национальном прошло полгода. Вполне достаточно для того, чтобы подвести первые итоги. А они таковы. За короткий срок художнику-постановщику дирекции вещания Первого национального телеканала Галине Гомоновой удалось создать мобильные декорации, на основе которых интерьер главной студии БТ с помощью цветного освещения можно изменить буквально за несколько минут, остроумно избежав дорогостоящей практики основных российских телеканалов, где для большинства передач делается эксклюзивное оформление. У освоившихся режиссеров новые возможности вызвали невиданный ранее прилив творческого вдохновения, но главное - родное телевидение в кои-то веки избавилось от застарелого комплекса провинциальности, осознав, насколько все относительно. Например, уже обзаведясь новым светом, для помощи в записи первых передач программы "На перекрестках Европы" Белтелерадиокомпания пригласила одного из наиболее "крутых" московских дизайнеров по свету. И осталась изрядно разочарованной безвкусным результатом его работы. Впредь решили обходиться своими силами. И хотя профессионалов светового дизайна в Беларуси не готовит ни одно учебное заведение (кстати, и в Москве Ассоциация дизайнеров по свету была зарегистрирована только в прошлом году), Первому национальному все же удалось создать профессиональную группу столь редких специалистов.
Нужных людей нашли... в ночных клубах. Конечно, не все выдержали испытание изнуряющей телевизионной гонкой, но у Олега Гусакова и Вадима Шелеста "любовь" с телевидением явно сложилась. Так или иначе - их имена уже занесены в виртуальные списки тех, с кого началось развитие отечественного светового дизайна. А развиваться это искусство (именно искусство, недаром конечный итог работы дизайнеров по свету называется не иначе как "световая партитура") в Беларуси будет непременно: новый век требует нового качества зрелищ не только от телевидения. На очереди - театры, концертные площадки, да и те же ночные клубы. А Первый национальный, отважившись стать первым и здесь, уже накопил достаточно опыта, чтобы им делиться.

Ирина ЗАВАДСКАЯ, "СБ".