Мастер информационного позитива

02.08.2013
"СБ - Беларусь сегодня", 2 августа 2013 г.


Павел Лазовик работает на Первом национальном канале Белорусского радио, страшно подумать, 12 лет. Ведет программы "Адкрытая пляцоўка", "Пасля поўначы", "Радыёфакт", читает новости в прямом эфире. Но это так, лирика. А вот есть информация погорячее. Лет 9 подряд Павел поднимает нам настроение, зачитывая поздравления в, пожалуй, самой популярной передаче "репродуктора": "Вiтаем, вiншуем, жадаем!" Работенка, если честно, не по воробьям из рогатки стрелять, требует некоторого самоотречения.
Недавно Лазовика пригласили в команду АТН - открыть лицо в телепрограмме "Новости региона". По этому радостному поводу мы и решили встретиться с матерым радийщиком. Но, если честно, к Павлу у меня был только один вопрос, как ему хватает терпения годами, с улыбкой на устах, выполнять заявки радиослушателей, диапазон музыкальных предпочтений которых колеблется в основном между двумя композициями: "О боже, какой мужчина" и "Все для тебя". С этого и начали разговор.

- Павел, как удается сохранить самообладание?
- Иногда, конечно, хочется поставить на целый день в эфир Стаса Михайлова и компанию, чтобы проверить, выдержит ли пищеварение слушателей такое обилие любимых композиций. Но это шутка.

- Да и выдержит, я подозреваю.
- С другой стороны, я открываю sms-портал заявок за месяц - и сразу понимаю, что сейчас "кушают" массы. Могу хоть сейчас составить самый народный и беспристрастный хит-парад популярных исполнителей.

- Но вы позволяете себе выполнять не все заявки?
- Более того, на нашем сайте есть форма отправки поздравлений, где один из пунктов ясно информирует: "Услуга "заказ песни" оказывается по принципу очередности при условии наличия заказываемого произведения вплей-листе". Существует и другой способ воздействия на слушателей - уговоры, когда в эфире я соглашаюсь, что Михайлов артист от бога и песня его замечательно подойдет к вашему праздничному столу, но!.. Есть же еще не менее популярная и классная песня о любви в исполнении другого певца, сейчас я вам покажу какого... (Смеется.)

- В общем, в форме игры гнете свою линию.
- А как по-другому? Иначе наш эфир напоминал бы третьесортный рынок, барахолку. У радио ведь есть еще и воспитательная функция: прививать определенные музыкальные вкусы. Все-таки XXI век на дворе, наверняка у человечества накопился немалый музыкальный багаж за все это время, поэтому стоит ли себя ограничивать прослушиванием двух-трех легких непритязательных песенок?

- И как слушатели реагируют на воспитание? Бурно?
- Не сказал бы. Белорусы - люди воспитанные, и в большинстве своем умеют отстаивать собственную точку зрения без крика и размахивания кулаками. Не помню случая, чтобы я или мои коллеги смогли довести слушателя до истерики. Думаю, умение отстаивать свою позицию в мягкой и культурной манере - наша национальная черта. Не можем мы себе позволить вести себя нарочито, вызывающе.

- Но природная скромность порой доставляет нам массу хлопот. Вспомни, как певице Инне Афанасьевой во время "Славянского базара в Витебске" пришлось именно что с криками отстаивать свое право на комфортную гримерку, которую ей никак не хотели предоставлять, поскольку Инна - не какая-нибудь капризная заезжая звезда, а наша - тихая и спокойная.
- Мое мнение: артист не должен стоять у гримерки и выяснять отношения с оргкомитетом фестиваля. Обо всем этом заранее могли побеспокоиться менеджеры певицы, и если у нее есть определенные требования - не полениться, элементарно проверить загодя, все ли условия выполнены. Но я согласен, часто мы стесняемся отстоять даже то, что нам положено. Простой пример: сфера торговли. Если меня как потребителя надули, скорее всего, администрация магазина заставит меня пойти туда, выяснить то, найти того... Хотя должно быть ровно наоборот: если вы со мной как с потребителем поступили неправильно - вы должны разбираться в ситуации, а не меня посылать стучаться во все двери.

- Павел, вы относитесь к поколению 30-летних, как себя ощущаете, потерянными в профессии или счастливчиками?
- Уверен, что нам крупно повезло. Мы еще застали настоящих мэтров журналистики, которые работали в доцифровую эпоху, все таскали на себе - и тяжелые микрофоны, и батарейки, и пленку руками монтировали. Зато как интересно работали, какие богатые жанры были в то время. Корифеи профессии успели нам передать свой бесценный опыт, а мы уже стали первопроходцами в освоении современных технологий в электронных СМИ, привыкали к тому, что новость или тема, или интервью живут не неделю, как раньше, а всего несколько часов, до тех пор, пока информация о событии не появится в интернете. После этого - все, она уже никому не нужна. Застать такой стремительный рывок в истории журналистики - это здорово, на мой взгляд, и безумно интересно.

- А кто сейчас вам наступает на пятки, что за детки?
- Пусть бы и наступали, я так мечтаю об этом. А они все никак... Первый вопрос, который задают сегодняшние студенты-практиканты: "Сколько я буду зарабатывать?", второй - "Когда я наконец-то попаду на экран?" Тогда я спрашиваю у студента: "А что ты умеешь делать?", и в ответ часто слышу: "Разве я некрасивая?" или "Я что, неталантлив?" Все красивые, и все талантливые. Беда нынешней молодежи в том, что они хотят получить все и сразу, но их амбиции, увы, ничем не подкреплены. Путь к успеху складывается из маленьких шагов. Почему все сразу хотят в эфир? Потому что существует миф, будто если журналист на телеэкране мелькает, то его на рынках бесплатно фруктами кормят, а инспектора ГАИ не штрафуют за нарушения ПДД. Но это далеко не так. И потом, сколько людей принимают участие в создании программы, как нужны их знания и умения: обработка информации, ее звуковое оформление, административная работа - это же целый пласт профессии, но найти специалистов с каждым годом все сложнее и сложнее.

- В чем причина, как думаете?
- Не в последнюю очередь, "проседание" происходит из-за того, что высшая школа пока не успевает за техническим прогрессом в СМИ. Студентов готовят по старинке: лекции по истории журналистики и прочее. Но пока не возьмешь в руки, условно говоря, ручку и диктофон - опыт работы никак не придет.

- Так идите, Павел, и преподавайте.
- Кстати, у меня был такой опыт. Преподавал в частных центрах курсы радио- и телеведущих. К своему удивлению, обнаружил, что желающих, опять же, попасть "в ящик", много: это и вчерашние юристы, и экономисты, и таксисты. Даже, помню, владелец букмекерской конторы приходил на курсы. Но многие из них, как только начинают понимать, что быть ведущим - значит ежедневно и тяжело трудиться, делать артикуляционную гимнастику и прочее, сразу теряют интерес к процессу обучения.

- Польстило ли вам приглашение стать ведущим АТН?
- Не считаю это чем-то новым для меня. Я остаюсь в информационном поле, здорово, что у меня теперь есть такая возможность создавать новости и для телевидения, и для радио, и для интернета. Соответственно возрастает и зрительская аудитория.

- Когда детское "Евровидение" проходило в Минске, вам выпала честь быть комментатором шоу на Первом телеканале. Какое самое большое впечатление оставила после себя эта махина - европейский конкурс песни?
- За каждым комментарием стоял большой кусок работы, что называется, "в поле", когда из каждого интервью, встречи и события, которые проходили на протяжении двух недель в СКК "Минск-Арена", я пытался по крохам собрать все самое интересное, эксклюзивное и важное. Старался сделать так, чтобы все самое любопытное и "вкусное" зрители услышали от меня на Первом канале, а не прочли где-нибудь назавтра в интернете или в газете.

- Но в душе вы все-таки шоумен или информационщик?
- Информационщик в большей степени. Новости - это лайф, то, что происходит в данную минуту. И когда случается событие архиважное и чрезвычайное, а подробности о нем знаешь только ты и в следующую минуту расскажешь о нем своим зрителям, которые только и ждут от тебя сообщений, прильнули к экранам, - непередаваемые ощущения, полный кайф, когда и пульс учащается, и адреналин в кровь выбрасывается. Думаю, здесь со мной согласятся многие журналисты, которые работают с новостями. АТН - команда профессионалов, которые знают свою работу, и единая наша задача - быть оперативными, интересными и, главное, - нужными для зрителей. Чтобы после выпуска новостей они не думали: "Как страшно жить. На улицу нельзя выходить", а наоборот - выносили для себя что-то действительно позитивное и полезное.

Виктория ПОПОВА.