Лучшее - детям?

11.03.2004
“Труд-7”, 11 марта 2004 г.


На протяжении всей истории постсоветского ТВ принцип, вынесенный в заголовок, соблюдался не слишком последовательно, а чаще не соблюдался вообще. Зрители постарше были свидетелями того, как на ведущих российских каналах детское вещание становилось “золушкой” - достаточно вспомнить не столь уж давний конфликт вокруг всенародно любимой передачи “Спокойной ночи, малыши”, стремительное вытеснение “Союзмультфильма” студией Уолта Диснея, демонстративное нарушение прав на богатейшее наследие советских мультипликаторов и т. п. Устойчивый англо-американский акцент и малые объемы - вот, пожалуй, и все приобретения детского вещания в России за последние годы.

На отечественном ТВ ситуация с детским вещанием, напротив, длительное время оставалась куда более спокойной. Неизменной долго пребывала сама стилистика детских передач, сформировавшаяся еще в 1970-80 гг. Сами же передачи тонули в программной сетке “взрослого” БТ, постепенно набивая оскомину. Иногда откровенно неуклюже выглядела спешная переозвучка растащенных на цитаты советских мультфильмов на белорусский: логичнее было бы снять что-то свое, а не заставлять кота Матроскина и крокодила Гену осваивать братский славянский язык. Кстати, сейчас, когда на белорусский переводятся не демонстрировавшиеся ранее зарубежные анимационные ленты, получается это гораздо органичнее и интереснее.

Ситуация в детском эфире кардинально изменилась после рождения “Лада”. И хотя зарезервированная для него колыбель (на месте российской “Культуры”) не могла вызвать восторга значительной части аудитории, однако качественное усиление сегмента детского вещания - несомненный плюс, который канал может записать на свой счет. В самом деле, телевещание повсюду в мире развивается в направлении тематической специализации: каналы новостные, спортивные, научно-популярные... Может быть, когда-нибудь и мы дорастем до детского ТВ. Пока же, по отзывам многих мам, телевизионный рацион их детей составляет в основном “Лад” да еще “угольки” СТВ (“Доброй ночи, малыш...”). Думается, именно благодаря этому в конце минувшего года рейтинги показали, что новорожденный “Лад” не только перетянул к себе часть зрителей “большого” БТ, но и понемножку “отщипнул” от аудитории всех остальных.

Во-первых, в активе “Лада” традиционная “Калыханка”, пусть и далекая от совершенства, но сохраняющая большой потенциал развития. Существенно вырос и модернизированный “Мультиклуб”. Вообще, одна из самых сильных сторон канала - демонстрация мультипликационных фильмов и передач не только в период вечернего убаюкивания родителями своих чад, но и днем. В конце концов, анимационное детское кино создается не только в качестве аналога колыбельной песни. К тому же, в последнее время оно сплошь и рядом говорило с английским акцентом, что, при всем уважении к таланту Диснея, имеет и отрицательную сторону. Увеличив дозировку в эфире мультипликационных картин - старых, советских, созданных еще на “Союзмультфильме”, и европейских (от продукции наших бывших собратьев по соцлагерю до изящной французской мультипликации) - “Лад” сделал большое дело в формировании у юного зрителя первоначальных ориентиров в области культуры.

То же самое можно сказать и об игровом кино. Кажется, канал и начинал свой кинопоказ с “Приключений Петрова и Васечкина, обыкновенных и невероятных” и канадской “Собачьей жизни”, и в последующем традиция эта получила хорошее продолжение. В праздничные дни, когда на всех “кнопках” царят бесконечные концерты с одними и теми же лицами, встретиться со сказкой или занимательной историей ребенок может практически лишь в эфире “Лада”. Познавательный тележурнал “Бум” для школьников младших классов - тоже проект, имеющий большие перспективы, прежде всего, потому, что подобных передач попросту не создавалось едва ли не с советских времен. Другое дело, что программе предстоит еще найти и собственное лицо, и язык, на котором следует общаться с детской аудиторией (отдельные выпуски пока откровенно “сырые”). Но потребность в подобной передаче вряд ли стоит ставить под сомнение.

Да, наше детское вещание пока еще нуждается в услугах педагогов, логопедов, имиджмейкеров. Но оно сохранилось, и это уже вселяет определенный оптимизм. Самое главное, чего хочется пожелать создателям детским программ - не застывать, как персонажи “Ревизора” в финальной сцене пьесы. Можно долго и пафосно говорить о воспитательной и нравственной направленности детского вещания, но без творческого поиска и то, и другое останется пустым звуком. Мало пожелать малышу “спокойной ночи” или “доброго вечера” - нужно жить и развиваться вместе с ним.

Алексей КАРАМАЗОВ.