Культура с грассированием

30.06.2004
"Аргументы и факты в Белоруссии", 30 июня 2004 г.


- Воплотил детскую мечту? Да нет, не мечта вовсе. Это всегда со мной, - говорит Михаил Ревутский о своей работе. Класса с 3-го он писал заметки в “Северную вахту” и другие студеные газеты нефтяников и промысловиков Крайнего Севера. Затем, на склоне восьмидесятых, - военный городок в Быхове. В перспективе родные видели Мишу в форме и при погонах. А он закончил в 1989 году школу... и провалил экзамены на журфак. Именно тогда бывалого 16-летнего журналиста взяли на работу в газету “Маяк Прыдняпроўя”. Сегодня мы знаем: Михаил РЕВУТСКИЙ = новости культуры АТН на I Национальном телеканале.

- Михаил, почему именно культура? На журфаке есть басенка, что, написав как-то заметку на эту тему, вы клялись, что никогда больше...
- Не помню я такого. Помню только, что Венеру Милосскую на зачете по искусствоведению рисовал. Когда работал в газете, мог писать на разные темы. А тут, я думаю, сначала педагоги, а потом сама жизнь постепенно подталкивали меня к этой сфере. Быть многостаночником на телевидении - высший пилотаж, но редко у кого получится. Я не могу представить себя экономическим обозревателем, политическим, но нелепее всего, конечно, было бы криминальным... Ведь ты - часть образа.

- У вас необычная дикция. Как вы над ней работаете?
- Вы имеете в виду грассирование? Когда-то занимался с логопедом. Она мне сказала: “Ничего, подрежем уздечку, и все получится...”. Больше я на занятия не ходил. Хотя сам, конечно, тренируюсь, делаю упражнения. Но у меня все записи вечером - это проще. Не позавидуешь тем, кто работает в утреннем эфире, когда голос еще не проснулся.

- Как вы готовите сюжет?
- Если это касается героев для моих сюжетов человека творческого нужно ловить на взлете. Относительно техники скажу, что на кассете у меня 25 минут, а в эфир из них может идти максимум 2,5. Нужно отобрать самые яркие видеоощущения, собрать их в образ - то, что запомнится людям.

- Михаил, не обидно, что новости идут в конце выпуска, что не каждый зритель до них досидит?
- Конечно, нет! Тем более, что своим сюжетом я ставлю точку после всего выпуска. Это очень ответственно. И есть еще один момент, который очень меня устраивает: мой репортаж пойдет в 21.30-21.35 - есть иногда резервное время. Дело в том, что события культурной жизни - вечером. Например, спектакль начинается в 19.00, а выпуск новостей в 21.00. А успеть нужно обязательно, ведь завтра эта новость уже и не новость вовсе и никому не нужна. Конечно, я и сам нервничаю, и тем, кто в студии, адреналина прибавляю. Никогда заранее нельзя предугадать, начнется концерт вовремя или нет, удастся пообщаться со звездой до выступления или нет, и много других нюансов. Вот, например, балет. И мне нужно ждать сороковую минуту выступления, когда на сцене появится нужный мне артист, снять первые 5 минут выступления и тут же ехать монтировать, чтобы успеть к новостям. Вот тут то полчаса очень кстати...
А на “Славянском базаре” в Витебске мне первому пришлось выходить в эфир через спутник. Я думал, что такие трансляции у нас давно ведутся. И уже когда все закончилось, отхожу от микрофона, а меня поздравляют со словами: “Мы вышли в космос!” Оказалось, что я первый...

Анна АНДРУШЕВИЧ.