Кликнуть, лайкнуть и ретвитнуть… в прямом эфире

20.02.2016

"Сельская газета"

Что происходит за кулисами молодежной программы “ПИН_КОД” на Беларусь 2.

Какую фамилию вы бы придумали для Тео? Лахматэо, Балдэо, а, может быть, Моцарелло? Нет, лучше просто: Тео Сырников. Такое задание предложили ведущие программы "ПИН_КОД" на телеканале Беларусь 2 своим зрителям. Молодежный проект, который совсем еще "ребенок" на нашем ТВ, уже успел завоевать свою публику. На страничке программы в социальной сети каждый день тысячи школьников и студентов оставляют свои посты, участвуют в обсуждениях и делятся фотографиями. Интерактив в чистом виде. "Телерадионеделя" побывала на съемках программы и узнала, чем интересовалась молодежь у медвежонка Топы, почему на запись "ПИН_КОДа" так и не приехал Криштиану Роналду и как Виталий Карпанов согласился провести корпоратив у… сексолога.

НА ЗАПИСЬ "ПИН_КОДа" прихожу за полчаса. Пытливый читатель с ходу потребует объяснения, что это за такое странное название для программы: может, за основу взяли пароль от карточки? Нет, все гораздо проще - каждый день, со вторника по пятницу, в эфире "двойки" зашифрованы четыре заветные цифры того самого пин-кода, которые и нужно разгадать. Сделаешь это первым - заберешь приз. Директор телеканала Беларусь 2 Наталья Маринова поясняет секрет такой телеуловки:

- Благодаря викторине программа становится интерактивной. Зрители не только наблюдают за выпусками, но и сами удаленно могут участвовать в них. Через страницу в соцсетях можем общаться, обмениваться мнениями, следить за всем, что происходит в жизни молодежи здесь и сейчас. В каждой программе на страничке ВКонтакте публикуем разные задания для наших зрителей и подписчиков, которые потом разыгрываем в прямом эфире и подводим итоги. За программу приходит около тысячи ответов.

А вот и первое сообщение. На интерактивной панели, которая здесь неотъемлемый атрибут, уже моргает значок письма. Сегодня ведущие Виталий Карпанов и Александр Мамошко решили распрощаться с зимой, поэтому заранее объявили конкурс на лучшее фото в последнем снегу. Вот в белом и пушистом торчит одна голова, следующий снимок украшает милый снеговик, еще на одном фото - уже ненужная новогодняя елка.

Виталий Карпанов демонстрирует все возможности современного гаджета. "Смотрите, у нас здесь скайп есть, как-то даже во Францию и на Кубу звонили. А вот наша группа в соцсетях, - перелистывая вкладки, инструктирует ведущий. - В режиме реального времени мониторим все поступающие сообщения. Если зрители просят, можем найти в интернете клип, например, и показать его".

Изучаю новомодный дивайс. Нахожу выпуск с участием медвежонка Топы. "ПИН_КОД" предложил зрителям придумать интересный вопрос герою "Калыханкi". Что только ни спрашивали у сказочного персонажа: "Что у медвежонка написано в трудовой книжке?", "Получает ли он надбавку за выслугу?", "Топа так и будет холост?" и даже "Есть ли у Топы инстаграмм".

- Обсуждение - далеко не все возможности программы. Каждый может повлиять на выбор гостя студии. Вот, например, зрители ждут в выпусках Дмитрия Колдуна и Дмитрия Нагиева, - одним движением пальца открывает список предполагаемых гостей Виталий Карпанов.

В топе ожидаемых персон выпусков Джеки Чан и даже Криштиану Роналду.

- Приглашали? - интересуюсь.

- Да, Криштиану обещал приехать, но пока не находит времени, - смеется ведущий. - А хотите, и вас можем внести в лист гостей?

Виталий быстро набирает название "Сельской газеты" и вуаля! - издание в списке.

Пока сижу в интернете (никуда от него не деться), вокруг вовсю готовятся к выпуску. Выставляется свет, настраиваются камеры и звук. Ведущий Александр Мамошко репетирует свои реплики, Виталий Карпанов только и делает, что шутит. В качестве ведущего он уже не новичок, поэтому с подготовкой к эфиру не спешит. А вот его напарник еще совсем зеленый в телевизионном деле. Александр попал на канал через кастинг, который не так давно проходил в Белтелерадиокомпании. Парень понравился, и его тут же отправили на "амбразуру" - в "ПИН_КОД". Это далеко не единственный представитель начинающих журналистов, который участвует в создании программы. Наталья Маринова поясняет:

- Мы привлекли в команду не только знатоков телепроизводства, но и начинающих. Потому что говорить о молодежном канале и при этом не иметь площадки для молодых корреспондентов, режиссеров, ведущих - как минимум странно. Сейчас с нами активно сотрудничают студенты Института журналистики БГУ и Академии искусств. Более того, в этом году мы даже в штат телеканала взяли двоих пока еще студентов с отделения режиссуры. Хотим, чтобы проект делали сами ребята, чтобы они рассказали и показали, что интересно лично им.

Тем временем в студии появляются гости программы - молодая исполнительница Ольга Колесникова и сексолог Анна Ясницкая. Виталий Карпанов тут же начинает донимать сексолога: сколько ей лет, что она делает вечером? Гостья не теряется и парирует: "Виталий, вы не хотели бы провести у меня корпоратив?". "Корпоратив у сексолога звучит заманчиво. Я за", - смеется тот.

Режиссеры объявляют минутную готовность. Александр Мамошко в панике: "У меня не работает "ухо" (специальный микрофон, с помощью которого режиссер дает указания ведущему. - Прим. автора). А ведь отсчет идет уже на секунды... "Такие технические казусы у нас уже случались, - поясняет руководитель творческой группы "ПИН_КОДа" Денис Большаков. - На одну из программ к нам пришел певец Алексей Гросс. У каждого гостя всегда два микрофона - основной и дублирующий, которые работают независимо друг от друга. Основной стал барахлить, и его переключили на второй. Но и дублирующий отказал. Певец говорит, а его почти никто не слышит. И все это в прямом эфире! Тогда снова переключили Алексея на основной аппарат. В итоге выпуск прошел отлично, но ситуация научила, что в прямом эфире нужно реагировать очень быстро".

"Здравствуйте! Вы смотрите программу "ПИН_КОД" на Беларусь 2", - тем временем начинает выпуск Виталий. Затем ведущие анонсируют тему программы, и в эфир запускается нарезка видеосюжетов. Режиссер объявляет трехминутную рекламу. Именно это время и используют ведущие, чтобы перевести дух, сделать глоток воды и переложить листки сценария.

"Да, в программе он есть, - уточняет Денис Большаков. - Но схематичный. Много реплик и особенно шуток рождается экспромтом. Он занимает 30, а то и 40 процентов программы. Благодаря прямому эфиру, кстати, выпуски стали более динамичными. Когда мы выходили в записи, какие-то куски можно было переснять. Сейчас же, понятно, этого не сделаешь. Поэтому ведущие более организованные, но если вдруг что-то идет не по сценарию, выкручиваются. Так порой и рождаются шутки".

Когда реклама заканчивается, в студии появляется гость Анна Ясницкая. Сексолог рассказывает, что в сфере отношений работает уже почти десять лет, азы науки осваивала в Англии. После краткой беседы Виталий просит Анну дать совет телезрителям, молодежи, как сделать длительные отношения разнообразными.

- Нужно найти своего человека, свою настоящую вторую половинку и вместе с ним развиваться - чувства и доверие сохранятся надолго. И еще беречь себя, тогда вас будут ценить и уважать, - считает сексолог.

- Странно, моя бабушка мне то же самое говорила. А ты, Анечка, за этим в Англию ездила? - шутит Виталий.

Когда разговор подходит к концу, ведущие прощаются с гостьей, а режиссер объявляет перерыв. В эфире анонс ролика регионального корреспондента о похудении. Виталий снова шутит: "У девчонок одна проблема: они худеют, худеют, а в бассейн приходят в закрытом купальнике". "Ребята, скоро начинаем", - командуют ассистенты. Программа снова в эфире.

До конца выпуска еще десять минут. Не удерживаюсь и прошу провести экскурсию в аппаратную. Между собой телевизионщики называют ее комнатой бога. Вместе с Натальей Мариновой входим в просторное помещение. Десятки небольших телевизоров, звукорежиссерские пульты, а за ними - режиссеры, звукорежиссеры и их ассистенты. Да здесь целый пантеон! У каждого из сотрудников своя задача: звуковое сопровождение программы полностью на плечах звукорежиссера, ассистенты режиссеров готовят сюжеты и титры, режиссеры запускают их в эфир.

- А как в программу прорывается реклама? - интересуюсь у Натальи Мариновой.

- Так же, как и видеосюжеты. Реклама содержится в заранее заготовленных файлах. Режиссеры следят за временем выпуска, и когда нужно, запускают ролики, заранее предупредив об этом ведущих.

В аппаратной разгадываю и секрет, как же у них получается обращать внимание на самые интересные ответы и комментарии зрителей. Оказывается, каждое поступившее сообщение просматривают редакторы. Они записывают, помечают самые необычные и веселые, а затем эту информацию передают шоумену. Так вторые могут ориентироваться в большом потоке постов.

На мониторах в комнате режиссеров мелькают разные картинки - один телевизор показывает Александра Мамошко, второй - Виталия Карпанова, третий - берет крупный план гостьи, на четвертом - полная картинка программы. Именно ее и видят зрители. Каждый из экранов соответствует четырем камерам, которые и задействованы на съемке.

Тем временем на главном мониторе появляется крупный план ведущих. Виталий вместе с Александром и гостьей - певицей Ольгой - выбирают лучший снимок прощания с зимой и дарят победителю билеты на спектакль с участием Ирины Муравьевой (неудивительно, что за такой подарок кто-то из зрителей с ног до головы в снег закопался!). "Это была программа "ПИН_КОД". Увидимся снова в прямом эфире. Уже завтра для вас - новые задания", - прощаются ведущие. Интересно, что нужно будет придумать на этот раз? И какой пин-код закодировал Карпанов?

P.S. Программа выходит в эфир со вторника по пятницу в 15.35 и повтор в 23.10.

Татьяна БИЗЮК.